6. Городской общественный транспорт

          Г О Р О Д С К О Й       О Б Щ Е С Т В Е Н Н Ы Й       Т Р А Н С П О Р Т


     Троллейбусов или трамваев мне в  США  видеть не доводилось.   А  вот автобусы и метро  (по-ихнему  –  «сабвэй»)  работают, действительно, круглые сутки.
     Проезд в любом из этих видов транспорта стоит  2 доллара.   Дорого.   Но есть один нюанс.
     И  метро, и все автобусы связаны единой компьютерной сетью.   И  в метро, и в автобусах ты покупаешь карточку  (никаких жетонов нет и в помине!),  магнитный код которой и отслеживает вся эта компьютерная система.   Карточки бывают  2-долларовые  (одноразовые),  длительного пользования  (на них, по мере надобности, можно добавлять деньги:  сколько проездил, столько денег с карты снимается)  и безлимитные  (покупаешь карту, допустим, на месяц и ездишь, сколько угодно  (в течение этого месяца),  причём, месяц этот начинает отсчитываться с того момента, как ты активировал карточку).
     Так вот, нюанс состоит в том, что любые  2 доллара с тебя снимают за одну поездку в одном направлении, но  “на двух телегах”.   То есть, человек едет сначала в метро, а потом в автобусе  (или наоборот, или на двух автобусах, по очереди)  и платит всего  2 доллара.   Но при условии, что промежуток между поездками составляет не более  2 часов.   Очень интересная система:  если ты уложился в  2 часа, с тебя снимут  2 доллара за две поездки, не уложился  –  4 доллара.   При этом, компьютер отслеживает и направление:   если два транспорта в одном направлении  –  то  2 долл., а если поедешь обратно  –  тогда уже  4 долл.
 
     Метро сильно отличается от нашего.
     Первое отличие, как ни странно, ментальное.
     Как известно, направляясь в незнакомое метро, следует вначале обзавестись картой оного.   Так вот, в  США  карты эти выдают  БЕСПЛАТНО,  в любых количествах и на любой станции.   И  никому не надо объяснять, что, мол,  “сами мы не местные и т.д.”.   Просто, подходишь к окошку и произносишь два слова:  “Map,  please!”   («Карту, пожалуйста!».   И  всё.   
     Во-вторых, отдельного упоминания заслуживают пропускные турникеты.
     Мы-то привыкли к этаким турникетам-тумбочкам, которые подростки, не желая платить, легко перепрыгивают, а высокий человек может и перешагнуть.
     Здесь такое  “не прохонже”.   Турникет  –  по-американски  –  это сплошная стальная стена, в которую вделаны две гигантские стальные  “расчёски”.   Зубья одной входят в пазы другой.   И,  пока эта зубастая драконья пасть не раскроется, не то что  “заяц”  –  мышь не проскочит!
     Зачем это нужно  –  я не понимаю.   Может, они с терроризмом так борются?   Во всяком случае, работник станции, одним нажатием кнопки, может заблокировать продвижение людей на всей станции.
     Чтобы этот гигантский капкан открылся, нужно провести карточкой по желобку, причём, провести правильно.   Проведёшь неправильно  –  зубья не откроются, а 2 доллара, всё равно,  “сожрёт”!   Я  –  пока приноровился  –  десятку потерял.
 
     В-третьих, в метро грязно.   Ну, не в смысле  "туалет",  а в том смысле, что красота московского, питерского или даже минского метрополитена тут даже рядом не лежала.
     Подход чисто американский, утилитарно-практичный:  метро  –  это место, где люди едут.   И  всё.   И  никаких излишеств, типа мрамора,  статуй или ещё чего-нибудь.
     Стены облупившиеся, плитка поотваливалась;  на любой станции, постоянно, ведутся какие-то строительные работы, лежит строительный мусор, стоят дощатые ограждения.   Метро здесь  –  не дворец  (как в  Москве),  а, скорее, промышленный цех.
     Платформочки узенькие, короткие.   В  час пик народ на этих платформах не помещается.   Мало того, деревянные планки покрытия пола во многих местах сгнили, отвалились или шатаются.   Ходить по ним просто опасно.
     Да ещё духота ужасная, особенно летом.   Дело в том, что в самом метро нет кондиционеров.   Вообще!  Но зато кондиционеры есть в каждом вагоне!   И  при езде нет необходимости открывать окна в поездах, поэтому сама езда проходит гораздо тише.
     Ещё одной особенностью являются сиденья:  они все твердые, пластиковые  (кстати, точно такие же, пластиковые, они и в городских автобусах),  по три сиденья на скамье;  каждое  –  это просто углубление в пластике.  Каждая трёшка-скамейка ограничена бортиками  (и это важно, почему  –  объясню ниже).   Во многих вагонах скамейки расположены не только вдоль вагона, но и поперёк  –  в шахматном порядке.
     Все вагоны снабжены многочисленными табло-дисплеями, комментирующими движение поезда.
 
     Самым примечательным, безусловно, является метро в  Нью-Йорке.
     Мы-то привыкли именовать метро  «подземкой»,  а здесь это, по большей части,  «надземка»:  масса линий проходит над землёй, то есть, метро постоянно грохочет у тебя над головой!   И  в этих районах проще объясняться жестами:  всё равно ничего не слышно.
     Ну, и главное  –  это размер!   Хотя некоторые исследователи утверждают, что  “размер не имеет значения”,  применительно к нью-йоркскому метрополитену это правило не работает.   Стоит только взглянуть на карту метро  –  и тут же забываешь английский и начинаешь выражаться на  “великом и могучем”.   Столько линий, станций и поездов!   Охренеть можно!

     Ну вот, ты нашёл нужную станцию, нужную линию, сел и поехал.   Думаешь, доедешь, куда тебе нужно?   «В  рот тебе потные ноги!»,  –  как говорят в  Забайкалье.   Или  «ни черта подобного!»  –  по-нашему.
     Подлянка состоит в следующем:  мы привыкли, что, найдя нужную линию и направление, садимся и едем.
     А  здесь, оказывается, этого мало!
     Дело в том, что на одной и той же платформе останавливается долбаная туча  РАЗНЫХ  поездов!   То есть, прежде чем сеть в поезд, надо узнать номер  (литеру)  этого поезда!   А  литера написана на  “лбу”  локомотива!   Поэтому приходится  “заглядывать в рожу”  каждому электровозу!   А  не заглянешь, так он тебя завезёт  –  куда  Чингачгук бизонов не гонял!
     Ладно, станцию сверил, номер локомотива уточнил, направление верное.   Сидишь, ждёшь поезда.   Ждать можешь долго.   То есть, очень долго.   Иногда  –  дня три.   Почему?!!   А  потому, что не каждый поезд ходит всё время:  одни ходят только днём, другие  –  только в определённые часы, а третьи  –  вообще!  –  не каждый день!
 
     Ну, наконец, станция правильная, направление движения поезда  –  нужное, график движения уточнил, харю локомотива проверил.   Всё.   Сел.   Поехал.
     Доедешь?   Правильно!   –   Хренушки!   ( См. про  “потные ноги”...)
     В  чём дело???!!!
     А  есть ещё один  “нюансик”!   Оказывается, даже если поезд идёт в нужном тебе направлении и проходит через нужную тебе станцию  –  это ещё не значит, что он на этой станции останавливается!!!   ( Тихо сатанея, начинаешь понимать исламских террористов!)   Не все, понимаете ли, поезда останавливаются на всех станциях!!!   Поэтому, ежели решил  (хоть на время!)  поселиться в большом городе, постарайся обосноваться поближе к станции метро, где  ВСЕГДА  останавливаются  ВСЕ  поезда!
 
     Короче, чтобы разобраться в нью-йоркском сабвэе, нужно окончить отдельный институт.

     Ну и, заканчивая рассказ о нью-йоркском метро, не могу не упомянуть о ещё одной его особенности  –  публике!
     Когда-то давно, в школе  (ещё при  СССР!)  нам говорили, что  Москва  –  это  «огромный плавильный котёл наций».   Так вот, это не совсем так:  настоящий плавильный котёл  –  это  Нью-Йорк!   Вот уж где глаза, с непривычки, разбегаются в стороны!
     Такое ощущение, что здесь собрался весь мир!
     Заходишь в вагон метро, а там  –  одновременно!  –  подряд!  –  на скамейке сидят японки в кимоно;  группа шумных мексиканцев в пончо и сомбреро;  ортодоксальный раввин с пейсами;  бесстрастные буддистские монахи;  арабы с полотенцами на головах;  невообразимо ярко одетые негритянки  (по-видимому, с  Ямайки);  высокие худые ирландцы с зелёными значками  Святого  Патрика на лацканах пиджаков;  бородатые сикхи в чалмах;  а с краю  –  огромный, весь покрытый татуировками  китаец-культурист  (вы когда-нибудь видели китайца-культуриста?!).
     Зрелище просто завораживающее!   Разглядывать их всех  –  неприлично, а не разглядывать  –  невозможно!
 
     И  вот почти вся эта разноликая, разноплемённая, разноязыкая масса читает. Чаще  –  газеты, журналы, мобильные телефоны.   Реже  –  книги.   Но читают все.
     Дело в том, что при американском  (а тем более, при нью-йоркском!)  ритме жизни, метро  –  это, пожалуй, единственное место, где у американца есть время почитать газетку!

     Прекрасный нью-йоркский поэт  Александр Долинов  (в прошлом  –  актёр  рязанского  ТЮЗА )  отразил это в своём стихотворении  «Пассажиры  Нью-Йоркского метро»:

             Вот образованный китаец,
             Он иероглифы читает.
             Прямой последователь Мао.
             Читает он «Женьминь-жибао».

             А рядом с ним сидит индус.
             Индус читает «Дейли ньюс»,
             Но это вечером, а утром
             Индус читает «Камасутру».


     Тут уж я, естественно, не удержался и написал, по своей привычке, пародию,  “обыграв”  одну необычную особенность американских негров:  большинство из них говорят о себе  “мы”,  даже если речь идёт только о нём самом.   Ну, мол,  “мы, чёрные братья”  и т.д.
     Итак: 


 СЛУЧАЙ   В   НЬЮ-ЙОРКСКОМ   МЕТРО


 В  метро  я  ехал,  как-то  утром,..
 Читал,  со  скуки,  «Камасутру».
 А  рядом  –  пожилой  индус
 Читал  газету  «Дейли ньюс».


 Вон  –  образованный  китаец,
 Он  иероглифы  читает.
 Вдруг  негр  напротив,  как  факир,
 Достал  журнал ...  «Еврейский  мир»!


 Я  чуть  с  сиденья  не  упал,
 Когда  названье  прочитал:
 Обычный  негр,  в  бейсболке,  в  кедах...
 ( Что  знает  он  о  наших  бедах?!)


 А  может,  –  зря?  –  моя  обида?
 Вдруг  носит  он  Звезду  Давида?!
 И,  преисполнен  удивленья,
 Сажусь  я  рядом  на  сиденье


 И  говорю  я  негритосу,
 Что  я  имею   ДВА   вопроса:

              –  Кой  чёрт  читать  вас  это  дёрнул?!
              Вам  что,  вам  мало,  что  вы  –  чёрный?!!


 Ответ засранца был таков:

       –  Нам надо знать своих врагов!
       Полезно это будет нам!
       Нас так напутствовал Имам!
 
 
     ( Надеюсь, читатель простит мне некоторую неполиткорректность.   Несмотря на неё, пародия эта была напечатана в американском журнале   «Здоровый образ жизни».)   

     Но вернёмся к, собственно, метро.   Подытоживая сказанное и несколько перефразируя  Остапа  Бендера,  можно заметить, что  «метро в  Америке  –  не роскошь, а средство передвижения».   Роскошь ему, таким образом, совершенно не свойственна.   Зато, многое сделано для удобства пассажиров.
     Кстати, в американском метро всюду есть пандусы для тележек на колёсиках и для инвалидных колясок.   Мало того, в местах переходов со станции на станцию есть лифты, которыми могут воспользоваться не только инвалиды, но и все желающие.   Отсюда  –  рукой подать до нашей следующей темы:


                З А Б О Т А      О Б        И Н В А Л И Д А Х






“”

«»



...


Рецензии