На краю света. Школа радости 6. Дружба

(из серии заметок  «Подруги юности моей»)

Мне хочется написать ещё о дружбе двух сельских школ: Сумозерской восьмилетней школе и Колежомской восьмилетней школе.

Мне кажется, мои читатели, бывшие ученики этих школ, давно ждут от меня этого рассказа.

В нём тоже главным действующим лицом будет Н.Н.

Небольшое предисловие.

В мае 1963 года я приехала в отпуск в Колежму навестить свою маму.
Она жила давно одна: овдовела, дети выросли  и разъехались по городам.
Чтобы не было скучно и тягостно одной в большом доме, она соглашалась брать на проживание молодых и интеллигентных девушек.

Долгое время у неё жила библиотекарь, которая впоследствии работала в Республиканской национальной библиотеке.

Когда я приехала, в её доме проживала студентка ПетрГУ  Наташа.  Она приехала на практику и довольно долго преподавала здесь русский язык и литературу.
Так мы с ней познакомились.  Позже, разъехавшись в свои города,  были в переписке.

Через год Наташа получила назначение в Сумозерскую школу преподавателем английского языка и стала директором этой школы.

В школу приехали по назначению ещё 7 выпускниц пединститута и педучилища.  Не хватало одного учителя начальных классов, где-то он  «затерялся»  в дорогах.
И Н.Н. пригласила меня временно поработать учителем начальных классов и преподавателем черчения и рисования.

В моей жизни в то время случилось много неприятного и непредвиденного, и я без сожаления, оставив Ярославль, приехала в Сумозеро.
Мне понравился молодой коллектив и талантливый директор. Я решила поработать на совершенно новом для меня поприще. Временно!

Но, как известно, ничто так не становится постоянным, как «временное».
Однажды, во время каникул, я снова поехала к маме. Н.Н. напросилась составить мне компанию, её очень захотелось побывать в школе, где она начинала свою учительскую карьеру, будучи еще студенткой.  Это совпало и с моим желанием, так как я всегда навещала родную школу, где училась 7 лет.

Колежомская школа была типичной сельской школой, с вечными традициями, где редко менялись учителя.
Моему селу было уже более  470 лет.  Если в Сумозере всё было временным, то в Колежме, наоборот, - всё постоянно, всё стабильно – на века.  Моя школа тоже была построена давно, в ней учился ещё наш отец.

Школой и в моё, и нынешнее время руководила Кликачёва Лидия Семёновна.  Она была уже Заслуженным учителем Карелии, а школа одна из передовых школ в республике. Школа гордилась своими известными выпускниками.

На счету Колежомской школы было много славных дел.  Не формальных  «для галочки», а по-настоящему нужным для воспитания детей.

Чего стоил только школьный музей, созданный на материале авиаполка, базировавшего  в годы войны на аэродроме в 10 км от села.
В поиски материалов были вовлечены все: парторг села, местный сельсовет, родители и, конечно, ученики.

Несколько лет собирались документы, фото, велась переписка с родственниками лётчиков.

А ведь интернета не было… Все шло и приходило в конвертиках с марками.
Созданный музей прославил школу.

По сути дела, Колежомская школа в 60 годы стояла у истоков школьного музейного дела.

Со всей страны приезжали родственники погибших лётчиков, учителя других школ.
Я могла бы рассказать об этом более подробно, но сейчас у меня другая задача.
Скажу лишь только, что  я тоже написала о школе репортаж «У школьного порога», который был опубликован в газете «Беломорская трибуна».

И вот с этой школой Н.Н. решила дружить и соревноваться.  Когда мы встретились с учителями школы, наша Наталья Николаевна предложила «дружить домами», то есть – школами.

Директор и учителя приняли предложение.
И началась новая дружба в истории наших школ.
Дети тоже встретили такое предложение на «Ура!»

Первыми нанесли визит дружбы новым друзьям мы.
А что значит «нанести визит» в наших условиях?

Это значит… Около 50 ребят  5-8-х классов едут по зимней лесной дороге около ста километров в крытых грузовиках, оборудованных просто скамейками.
В Колежме  знакомятся с ребятами школы, дают концерт с хором, исполняющим «Песню о Сумозере»

На ночь всех наших ребят разбирают по домам в семьи.  И вот здесь-то ребята, общаясь в домашних условиях, обретают личных друзей.

Обратный путь с песнями кажется всем  недолгим.

Ответный визит колежомских друзей проходит проще. Они едут в Гости, в Сумозере их встречают друзья, с которыми они уже переписываются и перезваниваются.
В дома на ночлег уже не надо распределять. Ребята с радостью ведут их в свою семью.

Родители тоже начинают общаться, они звонят друг другу. Конечно, это  при условии, если в доме есть телефон, который был далеко не в каждой семье.  Но наверняка такое общение было приятно  как для работников лесного хозяйства, так и для жителей рыболовецкого колхоза «Заря Севера». Одни жили в старинном поморском селе на берегу Белого моря,  другие в довольно молодом поселке лесозаготовителей на берегу красивого озера.

Я думаю, все наши ученики того времени обеих школ не забыли эту дружбу, не забыли и своих наставников – учителей, подарившим им столько романтики.  Они сделали их детство счастливым!

Продолжение следует.

На фото Колежомская школа .


Рецензии
Да, были хорошие времена и замечательные учителя, любящие своё дело!
Спасибо, дорогая Анна!
Не покидающего Вам вдохновения!
С уважением и добрыми пожеланиями,

Ирина Христюк   15.08.2023 01:36     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, дорогая Ирина, За доброе внимание!

Всего Вам самого доброго!

Анна Алексеевна Золотовская   15.08.2023 08:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.