Честный моряк

                Посвящается моему отцу.
                История основана на реальных событиях.
    
     Давно это было, в далёком 1978 году, в столице Приморского края, в славном городе Владивосток жил один честный и порядочный моряк. Он, как и положено порядочному моряку, отгуляв свой законный отпуск, стал готовиться к следующему рейсу. Хотя жил моряк во Владивостоке, работал он в Приморском Морском Пароходстве, которое находилось в другом портовом городке со звучным названием Находка в ста пятидесяти километрах от Владивостока. Помимо того, что моряк был честным, он был ещё и дисциплинированным, поэтому собрав с собой все морские документы, наш моряк прибыл, как и положено, в отдел кадров пароходства. Однако таких, как он, там не очень жаловали. Причина крылась в его честности и порядочности. У таких людей, как правило, нет «своего человека» в отделе кадров, чтобы дать «на лапу» для того, чтобы попасть в хороший рейс на хороший пароход. До этого дня ему помогал лишь господин «Счастливый случай». Вот и сейчас стоит честный моряк перед зажравшимся инспектором отдела кадров, а тот смотрит на него рыбьим взглядом полным холода и безразличия и бормочет себе под нос, мол, безграмотный и бездарный наш моряк и ждать чего-нибудь стоящего ему нет смысла. Опечалился честный моряк, грустно голову опустил, и направился было к двери, как вдруг важный инспектор отдела кадров Приморского Морского Пароходства громко объявил:
- Даю тебе право выбора: или едешь в колхоз, или идёшь на стройку на месяц. Такому бездарному как ты хорошие пароходы зарабатывать надо!
     Недолго думая обычный моряк предпочёл стройку. Тем более он знал, что строить ему придётся свой будущий дом.   
     Звали этого моряка Валентин, но среди друзей и родных он был просто Валик. Среднего роста и худощавого телосложения, однако, выглядел он довольно привлекательным. Его ярко-голубые глаза на фоне светлых кудрявых волос и приятная улыбка приковывали взгляд окружающих.   
     Уже на следующий день трудился Валик на благо Родины на стройке. Благодаря своему добродушному и весёлому характеру, он быстро сдружился с ребятами, из команды второго подменного экипажа, которые также ударно работали на стройке. Он легко влился в коллектив. Они вместе таскали чугунные ванны по этажам, дружно жили в ближайшей кочегарке. Все они были не местными, из разных городов, поэтому тяжёлый физический труд был Валику не в тягость благодаря общению с ребятами. Но настал тот печальный день, когда второй подменный экипаж покинул стройку. Их отозвали на танкер «Амурск», работающий на линии Находка – Япония. О, в те времена это считалось «золотой линией»! Работали на ней исключительно по великому блату, а простых смертных туда просто не пускали. Валик от души порадовался за своих друзей, видать, и им улыбнулся господин «Счастливый случай». Экипаж ушёл, а он остался достраивать свой будущий дом. Время потянулось медленно и скучно. На стройке народ остался какой-то хмурый и раздражительный. Как ни старался наш моряк-строитель наладить отношения с новым коллективом, ни с кем так и не смог сдружиться. Ну, что ж тут поделаешь! Истина гласит: не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней.  И Валик день за днём приспосабливался к этому хмурому обществу. Как вдруг его судьба круто изменилась. Наконец, господин «Счастливый случай» вспомнил о нём.
     Одним снежным декабрьским днём прибежал на стройку запыхавшийся радист из второго подменного экипажа.
- Валик, выручай! – еле переводя дыхание, выкрикнул радист.
- Что случилось? – удивился Валентин.
- Тебя срочно вызывают в кадры.
     Валентин удивился ещё сильнее.
- Третий механик не может идти в рейс из-за семейных проблем и требует, чтобы ему срочно искали замену, - начал объяснять радист. – А не то он бросит пароход прямо на отходе.
     Удивление Валентина тут же сменилось безграничной радостью. Сердце волнительно забилось в груди. Он уж и не припомнил, когда в последний раз ощущал такое трепетное чувство в душе. Быстро приведя себя в порядок и собрав все необходимые документы, он не бежал, а летел на крыльях счастья в сторону отдела кадров ПМП. Спустя двадцать минут он был уже на месте. Его встретил всё тот же гнусный инспектор. Досконально изучая документы честного моряка, и придираясь ко всему, к чему только можно было придраться, инспектор, наконец, изрёк:
- Ты сильно не радуйся, я посылаю тебя только на один рейс, просто у меня сейчас никого нет под рукой. С приходом тебе будет замена. Так что здорово там не располагайся.
«Да чёрт с тобой, Рыбий глаз! Хотя бы один рейс, это лучше, чем на стройке загибаться», - подумал моряк.
     Не удалось инспектору отдела кадров испортить хорошее настроение моряку. И ему всё-таки пришлось выписать направление для прописки на нефтеналивном танкере «Амурск». А Валентин побежал дальше, в контору капитана порта. Уладив все формальности, он отправился на пароход принимать дела. В душе ещё сильнее разжигалось радостное чувство, а в голове вертелась только одна мысль – снова в море! Ещё из автобуса Валентин увидел стоящий у причала «Амурск». Но, что это за безобразие! Из трубы шли две струи сине-чёрного дыма.
- Всё ясно, работают оба дизельных генератора,  а форсунки на них давно не менялись, - сделал своё предположение Валентин.
     Поднявшись на борт и представившись капитану, он поспешил доложить о своём прибытии стармеху. А так как наш счастливый моряк работал в должности  механика, то стармех являлся его непосредственным начальником. Затем перезнакомившись со всеми механиками и мотористами на судне, Валентин незамедлительно начал приёмку дел. Но ему не давал покоя один вопрос.
- Извините, а почему работают сразу два генератора? – спросил Валентин команду.
- Один не тянет, - промямлил неуверенно в ответ третий механик, тот, что собирался списываться с парохода.
     Валентин осмотрел главный распределительный щит. Его общая нагрузка не доходила и до пятидесяти киловатт. Хотя каждый двигатель должен обеспечивать по сто сорок киловатт, отсюда следует, что двигатели работают вхолостую. На приёмку дел у Валентина оставалось всего четыре часа. Он поспешил с осмотром машины. Проверив работу сепараторов, Валентин обнаружил, что один не рабочий. Он понял, что ребята здесь работали недобросовестно.
     «Да, повозиться с машиной мне придётся серьёзно! Со штатного механика уже ничего не спросишь, ведь через несколько часов отход. Ну что ж,  придётся идти в рейс с тем, что есть», - размышлял Валентин, настраиваясь на тяжёлый рейс.
     И вот настал этот долгожданный момент, когда танкер «Амурск» покинул родной порт, держа курс на чудесный город Токио, столицу Японии. Заступил Валентин на первую вахту и, засучив рукава, принялся за работу. Вначале он перенёс всю нагрузку на один генератор, чтобы определить какую нагрузку он выдержит, а потом повторил то же самое с другим генератором. Результат оказался плачевным: один генератор держал чуть больше сорока киловатт, а другой – пятьдесят пять. Валентин принял решение ввести в работу один генератор, тот, что держал больше напряжения, а второй начинать ремонтировать. Объём работы предстоял немалый. Всё оказалось настолько серьёзно, что он был вынужден у стармеха попросить кого-нибудь на подмогу. Ему выделили дополнительного старшего моториста.
     На следующую вахту они спустились уже втроём и сразу же приступили к работе. Разобрав генератор, они обнаружили, что выхлопное и всасывающие  отверстия были настолько закоксованы грязью, что туда даже отвёртка не пролезала. Пришлось им всё это прочищать. За час до конца вахты, работа была окончена, Валентин запустил генератор и нагрузил его всем, чем было можно. Двигатель уверенно держал нагрузку в сто пять киловатт, отклонений от нормы не замечалось. Довольный своей работой механик сдал вахту и отправился к стармеху доложить обстановку с двигателями. Старший механик, внимательно выслушав его, принялся обзывать свой штатный экипаж самыми непристойными словами. Он был поражён такой бессовестной и безответственной работой.
     На следующей вахте Валентин и его два незаменимых помощника прочистили второй двигатель. Но там ситуация была ещё смешнее – был полностью забит воздухозаборник.
- Не понимаю, как это можно было не увидеть, ведь он находится на видном месте! На него каждый день смотрит машинная команда, - возмущался Валентин.
   
     После ужина в кают-компании состоялось командирское совещание. Капитан озвучил неприятную весть. По законам порта Токио им необходимо будет заплатить штраф в размере двух тысяч долларов за дым из трубы.
- Сейчас он не идёт, - поспешил возразить Валентин. - Есть небольшой дым из главного двигателя, но на стоянке он не работает. 
     Капитан сочувственно посмотрел на механика и ответил.
- Дым с котла, а с ним ничего невозможно сделать.
- Так получается для вас легче штраф заплатить, чем мозгами пошевелить! – возмутился Валентин.
    На что капитан только развёл руками. Сразу же после совещания Валик спустился в кочегарку, врубил на всю мощность котёл и посмотрел в окуляр задымлённость. Сквозь густой чёрный дым голубое небо невозможно было увидеть. Валентина этот факт совсем озадачил. Судя по всему, не работал вентилятор, а на самой паровой машине перекрыты клапана. И он поспешил в помещение воздуходувки, где обнаружил, что паровая машина стояла совсем без движения, и только с золотника раздражающе свистел пар. Сперва он попробовал просто покрутить золотник, но это оказалось бесполезной затеей, потом с помощью разных инструментов он пытался отрегулировать парораспределение на золотнике, но и это ни к чему не привело. И в итоге пришлось полностью разбирать золотник. Наконец разобрав его, Валентин обнаружил, что он сильно изношен особенно внутренний цилиндр.
- Делать нечего, нужно заново вытачивать эту деталь. Но возможно ли это сделать в наших условиях? – размышлял механик. На этот вопрос ему мог ответить только токарь, и он отправился к нему в каюту.
- Слушай, ты сможешь выточить такую штуку?
     Токарь долго вертел в руках внутренний цилиндр золотника и, в конце концов, вынес свой вердикт.
- Не-а. Металла такого у нас нет.
- А если выточить со старого шпинделя выхлопного клапана? – не унимался механик.
- Там металл мягче, не подойдёт, - лениво зевнув, ответил токарь.
- Слушай, давай хоть такой поставим. Всё равно вентилятор работает только на выгрузках. Примерно на год хватит, а там пусть штатный механик приходит и доводит этот золотник до ума, - предложил Валентин.      
     На том и порешили, а утром работа закипела. Токарь, молодец, тщательно обмерил золотник, внутреннюю поверхность основного цилиндра и сообщил, что износ составляет почти полмиллиметра.
- Конечно, - возмутился механик, - при таком зазоре он работать не будет.   
     К обеду золотник был готов. Валик вернулся в воздуходувку, промазал маслом все детали, собрал золотник, вставил его в парораспределение и открыл пар на машину. Послышалось протяжное шипение, дёрнулся шток, а крыльчатка вентилятора начала активно втягивать воздух. Всё, получилось! Паровая машина вновь заработала. Включив котёл на полную мощность, Валентин проверил горение. Дыма больше не было видно. Уставший и сонный, но с чистой совестью, наш ответственный механик отправился в каюту, хоть немножко вздремнуть. Ведь через два часа ему заступать на вахту.    
                ***

      Вечером 18 декабря танкер «Амурск» прибыл в порт Токио. С палубы открывался очаровательный вид на город. Огромные небоскрёбы устремились ввысь. Одни повыше, другие пониже составляли сплошную стену из небоскрёбов. За ними невозможно было ничего рассмотреть. Вот он город пятимиллионный! Хотя Япония зелёная страна, с богатой и разнообразной растительностью, в Токио никаких зелёных насаждений не наблюдалось из-за обилия стекла и бетона. Настоящие каменные джунгли.
     Сменившись с вахты утром, Валентин со своими друзьями мотористами отправился в город. Никому из них раньше не доводилось здесь бывать. Никаких особенных мест и достопримечательностей они не знали, поэтому пошли куда глаза глядят. Сразу же выйдя за территорию порта, они попали в шумный мегаполис. Огромные небоскрёбы устрашающе нависли над ними, нескончаемым потоком неслись автомобили, а по тротуару шла толпа людей. Несмотря на зиму и довольно прохладную погоду, большинство японцев одеты в национальную одежду – кимоно, а на ногах деревянные сандалии. Повсюду разносился характерный щёлкающий звук при ходьбе. Что интересно в такой одежде ходили как мужчины, так и женщины. Вот только детишки стайками пробегали в современной школьной форме. 
     Токио огромный город и обойти его за день невозможно. Но так хотелось, что-нибудь ещё увидеть кроме скучных небоскрёбов и узких, словно туннели, улиц. Надписи везде только на японском языке, прочитать и понять, куда идти – бесполезно.
- Вот хитрые самураи, могли бы внизу хоть маленькими буковками по-русски написать! – возмущались моряки.
     Пришлось им бесцельно идти дальше. Яркие витрины магазинов завлекали своими товарами на протяжении всей улицы. «Цок-цок-цок», - стучали своими маленькими ножками японцы. Количество людей увеличилось. Русские ребята влились в поток японцев, и несёт их течение по левой стороне тротуара. Жители Японии очень воспитанные люди, поэтому всегда идут так, чтобы никому не мешать. Уже изрядно подустали наши моряки, и ищут где бы присесть, как вдруг небоскрёбы расступаются, а перед ними раскинулся огромный парк. Такое ощущение, что кричащий мегаполис закончился, и они попали в тихую японскую деревеньку. По всему парку тянулись длинные тенистые аллеи, росли самые разнообразные деревья, кое-где виднелись традиционные японские домики с загнутыми вверх крышами. В домах жили люди, во дворе играли дети, стояли мокики и велосипеды. Может это и не парк вовсе, а такой спальный район Токио. Но оригинально придумали. Для полной картины не хватало коров и рисовых полей. И вот утомлённые долгой прогулкой ребята натыкаются на живописный фонтан, вокруг которого стоят маленькие плетёные скамеечки. Выглядели скамеечки слишком хрупко, так что крепкие моряки даже побоялись на них садиться. Но ничего с ними не случилось. Ребята сели, отдохнули в тенёчке и выкурили по сигаретке. Время неумолимо подходило к концу, и они отправились в обратный путь.
     Благополучно вернувшись на судно, Валентин, не теряя времени, сел за стол, приготовил бумагу, ручку и стал писать рапорт о поощрении своих незаменимых помощников - мотористов и токаря - за их проявленное усердие, при выполнении работ, связанных с восстановлением работоспособности дизель-генераторов и вентилятора котлов. Рапорт готов, теперь осталось отнести его на подпись стармеху. Тем временем у стармеха гостил капитан. Они по очереди читали рапорт. Валентин подробно описал заслуги каждого работника. Разумеется, не обошлось без расспросов.
- Сколько времени вам понадобилось на всё это дело? – первый спросил стармех.
- На оба генератора ушло две вахты, а на вентилятор – день с перекурами. Кстати, токарь – молодец выточил очень сложную деталь из подручных материалов, - с гордостью ответил Валентин.
- И что ты думаешь, как их надо поощрить? Морально или материально? – спросил капитан.               
- Материально, и желательно в иностранной валюте, - пошутил Валентин.
     Стармех и капитан дружно рассмеялись.
- Только в иностранной валюте никто поощрять не позволит. Таковы законы. Ну всё, ступай, а мы доложим начальству, пусть сами решают.
     Выгрузка заканчивалась, отход был назначен на восемь часов вечера. Валентин поднялся на палубу полюбоваться отходящим городом. Порт большой и жизнь в нём кипела. У причалов стояли суда всех мастей. Здесь были и сухогрузы, и контейнеровозы, и лесовозы, но из танкеров был только их пароход. Недалеко швартовался океанический круизный лайнер. На многочисленные палубы высыпали любопытствующие пассажиры. Защёлкали фотоаппараты. По их счастливым лицам было видно, что они в предвкушении посещения загадочной столицы Японии. Валентин улыбнулся, наблюдая за их волнениями. Токио не впечатлил его своими небоскрёбами. За свою почти двадцатилетнюю морскую службу бывал он в местах намного интереснее. Судно отходило от причала, а Валентин продолжал стоять на переходном мостике. В это время мимо проходил третий штурман и тоже остановился посмотреть на город.
- Что ты сотворил со своими котлами? Почему они не дымят? – неожиданно спросил он Валентина.
- А они  не должны дымить, - со знанием дела ответил механик. – У них должен быть чистый выхлоп.
- Так ты это специально сделал, чтобы нас без штрафа оставить, а японцев без прибыли? - в шуточном тоне спросил штурман.
- Ну, считай, я им устроил подлянку по полной программе.
     Судно отошло уже от причала на приличное расстояние. По корме мерцали сплошной линией огни мегаполиса. Танкер продвигался по правой стороне Токийского залива. Где заканчивается Токио и начинается Йокогама не понятно, одни огни и никаких разрывов между ними. Хотя город Йокогама действительно вплотную расположен с Токио, создаётся впечатление, что это один большой город. Постепенно огни слились в одно яркое пятно посреди кромешной темноты, и любоваться им особого удовольствия не было. День был хлопотный. Валик почувствовал усталость и отправился в каюту, спустя несколько минут он спал сном праведника.
 
     На следующий день Валентин узнал от штурманов точную дату прихода и поспешил написать своей жене Галочке радиограмму: «Прихожу в Находку 23 декабря в 12 часов дня. Можешь не встречать, так как меня списывают. Я поеду сразу домой». Отнёс Валентин своё послание в радиорубку, а там собралась вся радиослужба. Начальник рации внимательно почитал радиограмму и заявил важным тоном:
- Я её отправлять не буду.
- Это почему же? – недоумевал Валик.
- Ишь чего захотел! Домой он поедет! Ты остаёшься на судне! – сообщил начальник рации.
- Меня же взяли только на один рейс.
- Вчера при мне капитан выходил на связь с отделом кадров. Он долго расхваливал тебя, говорил, что ты хороший специалист и требовал оставить тебя в экипаже.
     Радости не было предела. У Валика щёки горели румянцем от счастья. Его судьба была решена – он будет работать во втором подменном экипаже танкера «Амурск». Второй радист подал ему чистый бланк радиограммы, и счастливый моряк немедля написал: «Дорогая Галочка, приезжай меня встречать в Находку 23 декабря в 12 часов дня».
    Помимо того, что Валентин был порядочным моряком, он был ещё и примерным семьянином, поэтому встречать его приехало всё семейство. Несмотря на то, что рейс был коротким, дочки уже успели соскучиться по папе и не слезали с рук. Счастливый отец семейства делился впечатлениями о Японии, как вдруг ему сообщили, что его срочно вызывают в отдел кадров. Пришлось оставить любимую жену и детей на судне. Валентин поспешил в кадры. Зайдя в отдел механиков, его встретил недружелюбным взглядом всё тот же инспектор с рыбьими глазами.
- Что ты там натворил? – злобно спросил инспектор.
- Ничего я не творил. Просто выполнял свои обязанности согласно должности, - спокойно разъяснил Валентин.
- Мне из-за тебя здорово попало от начальника кадров и даже от начальника порта!
     «Поделом тебе, Рыбий глаз», - подумал про себя довольный моряк.
     Справедливость восторжествовала! После разговора с инспектором, Валентин отправился назад. Его, теперь уже его, «Амурск» стоял на причале. Маленький и грязненький он стал для Валика за эти десять дней таким родным. На кормовом ботдеке резвились его дочки, а жена стояла рядом и следила за ними. Радостный отец помахал им рукой.
     Стоянка прошла быстро. Через двое суток они снова вышли в рейс на Японию. Так наш честный моряк пробегал на «Амурске» ещё три месяца, пока их не сменил штатный экипаж. Третий механик, у которого Валентин принимал дела, не вышел, а вместо него пришёл новый парень. Пришлось ему подробно рассказывать о проблемах на судне.
    
                КОНЕЦ
-----------------------

На фото изображена скульптура рыбака, держащего в руках штурвал. Она установлена в городе Находка Приморского края. Статуя посвящена всем рыбакам и морякам этого маленького портового города, которые посвятили свою жизнь морю.
 


Рецензии
Замечательный рассказ, посвящённый морякам,
Читается интересно и познавательно.
Творческих успехов!

Наталья Москвитина   19.09.2023 01:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья, за отзыв.

Марина Сотник   19.09.2023 10:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 52 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.