Домбай в России как самое красивое место в стране
Здесь почти всё поразительно. Вот якобы билеты на руки выдают. За «черный нал» на крохотном кусочке картона, на кресельный подъемник, построенный ещё в советские времена.
А число жителей самого поселка тоже поразительное: всего несколько сот человек, при этом поток туристов сюда стократно выше.
Даже иллюзии восприятия тут поразительны. Когда турист поднимается на высшую точку канатной дороги на высоту более 3400 метров и смотрит на высокогорную реку, что бежит почти на пике огромной горы, то видит, как медленно, будто тягучее масло по стенке бутылки, стекает горная река вниз. Она не бежит, а как бы сползает к земле. Но это иллюзия высокогорного восприятия действительности: вода на самом деле по руслу горной реки стремительно летит вниз, потоком, особенно после мощного ливня в горах.
Ещё одно чудо поразительное – металлические, ржавые, скрипучие колёсики кресельной канатной дороги, ещё советского производства. Они так скрипят, скулят, плачут, когда по ним перекатывается подшипник подвесной двухместной люльки из сварных труб, что жалко их становится. Но колёсики держат масть! Колёсики еще пашут. За «черный нал».
Многие кресла приезжают уже без дна, то есть без сидушек. Их кто-то рвёт, дергает, или они от старости отваливаются. Через одно кресла не имеют запорной цепи, и приходится много их пропускать, прежде чем туристы усядутся в передвижную двухместную люльку.
Здесь царство 90-х. Билетов, нет, всё в «черный нал», как я уже говорил, а вместо билетов крохотные картонки с печатью «оплачено».
Когда всё в «чёрный нал», нет денег следить за качеством подвесного состава, и передвижного - тоже. Кресла выкрашены в самую дешевую масляную краску двух цветов: жёлтая и красная. Половина кресел не функциональны.
А рядом параллельно идёт новая канатная дорога – фуникулер в кабинках. Там мало что скрипит и отваливается, а кабинка сделана так, что защитит от непогоды или сумасшедшей птицы. Вдруг на открытой кресельной канатке орёл или хищная горная птица воспримет вас, туриста, за угрозу и кинется атаковать? Болтаясь, как селедка в бочке, в воздухе на кресле, вы открыты всем ветрам. И- атакам.
А в кабинке – стекло и сталь ваша защита. Да и скорость подъема на новой канатке несравнима с советской кресельной, намного быстрее нынче техника пашет.
Да, кресельная канатка и скрипит, и кривится, и кажет изумленным пользователям ржавые и скрипучие перекатывающие тросы и колёса. А пассажир страхуется накидным сварным рычагом, и как пёс ограничивается железной цепью. Всё так.
Но мы выбрали для поездки к облакам именно её родимую, кресельную старушку!
Ибо только тут, пожалуй, есть непосредственный контакт с дивной природой Домбая и удивительным высокогорным воздухом.
За счёт постепенного, не скоростного подъема на скрипучей кресельной канатке, вестибулярный аппарат человека более постепенно адаптируется к высоте и её перепадам. Удар по ушам и мозгам от разности этих самых высот и давления не столь чувствителен, как при скоростном подъеме.
Да, риск есть, и всё это за «черный нал» = 300 рублей с человека за один подъем, кстати. А всего их на кресельной канатке четыре. Четыре вверх. Четыре вниз, соответственно.
Зато виды именно с перекошенных советских сварных кресел, открытых всем ветрам и снегам, реально поразительный.
А хотите поиграть на юге в середине июля в снежки? Тогда вам в Домбай. Или Гималаи. Домбай поближе будет. На высоте более 3200 метров тут лежит реальный снег, скользкий, упругий такой. Выходить на него не совсем безопасно. Он подползает к краю обрыва этаким бело-серым языком. И он – скользкий.
Мы стали свидетелями сцены, когда пара пошла делать фотографии на фоне снега. Июль, и - снег! Классный кадр.
Женщина поскользнулась, а там везде наклон вниз, к крутым обрывам. Хорошо туристы недалеко ушли по снегу в строну обрыва горы. И наклон в месте, где она упала, был не сильно крут. Повезло, однако. Хорошо, что всё обошлось.
А так - сварганить снежок и зелепить им в товарища или подругу – милейшее развлечение в июле!
Вообще, глядя на эти безмолвные великаны – горы, которые каждый имеет своё название, кажется, что они безмолвны, вечны и безжизненны. Моя дочка спросила меня: - «-Живут ли здесь животные в таких крутых условиях?». «Крутых» - в прямом смысле, ибо в Домбае, подчас, не просто крутые склоны, а отвесные скалы.
Любое живое существо, если там где- то высоко вдруг оступится, то точно костей не соберёт. Или их соберет кто-то другой.
Я увидел на одном из склонов при подъеме на канатной дороге цветочек и глубокомысленно ответил: «-Живут». Домбай переводится с наречия местного народа как «зубр». Значится, когда- то здесь водились особые зубры, что по отвесным скалам могли шастать. Карабкаться вверх. Драпать вниз. Раз есть зубры, значит, должны быть и хищники, которые на зубров охотятся. Скажем, высокогорные волки. Особые волки. У которых так лапы устроены, что могут цепляться за острые уступы горной породы и не скользить, не терять равновесия.
К сожалению, мы не видели в Домбае ни горных козлов, ни горных волков, ни преследующих их всех горных медведей. Даже ни один зубр нам свою морду не показал. Но если есть цветочек – значит тут теплится жизнь. Людская – точно.
Домбай в Карачаево- Черкессии – это яркое впечатление, замешанное на страхе высоты, но впечатление на всю жизнь. Уж больно диво - дивные эти шпили гор, что пронзают облака, для жителя бетонной многоэтажной коробки где- нибудь в Выхино.
Увидеть, вдохнуть, «полетать» в кресле канатной дороги и «искупаться» в этом воздухе – всё это долг настоящего туриста. Пусть и за «чёрный нал». Есть места, где 90-е годы никуда и не уходили.
***
М.Берсенев, 19.07.2021, Домбай, Карачаево- Черкессия.
Свидетельство о публикации №221072000347