Устарели ли социально-экономические идеи Маркса
/Евгений ЗАШИХИН, кандидат филологических наук, главный редактор Издательства УрФУ/.
Нет сомнения, что для грамотных людей Карл Маркс безусловно является и философом - создателем новой для 19-20 века философской доктрины диалектического и исторического материализма, и политиком - инициатором создания первой массовой международной организации наёмных трудящихся угнетаемых зажравшейся буржуазией (Первого интернационала) и автором программы этой организации - «Манифеста коммунистической партии».
Он является и грамотным экономистом, так как он развил теорию прибавочного труда Рикардо, подробно объясняющей неочевидный на первый взгляд механизм эксплуатации наёмных работников владельцами средств производства и в своей программе в виде Манифеста, и в «КАПИТАЛЕ», как в основном труде своей жизни.
Именно он предложил переустройство общества на более справедливых социально-экономических законах на основе двойственности относительного равенства рабочего времени как относительно равного количества труда, и как относительно равных норм базовых средств для жизни производимых обществом для своего социального благополучия при сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для такого благополучия.
Лично мне, через оставленные им вместе с соавтором и соратником Ф. Энгельсом свои труды по политэкономии, Маркс в своё время открыл глаза на мир в целом и объяснил его устройство с точки зрения науки изучающей экономику как хозяйственные отношения в разных сферах процесса развития человечества.
И вот что особенно интересно. Когда советский народ, не читая основные труды Маркса по переустройству общества, устал ждать наступление коммунизма и воплощать в жизнь идеи партийного и хозяйственного чиновничества, которое безмерно обогащалось за счёт народного труда, некоторые наши соотечественники, которые ждали этого момента, как ворон крови, развернули страну назад, в капитализм. И я увидел, как на моих глазах, здесь и сейчас, происходило именно то, что рассказывал Маркс о негативах капитализма в начальной форме его развития: кровавая борьба за ресурсы, называемая «периодом первоначального накопления капитала», беззастенчивое разграбление и присвоение предприимчивыми людьми всего, созданного предыдущими поколениями, превращение денег в единственную цель и смысл существования людей в стремлении к потреблению «товарный фетишизм» и т. д., и т. п.
Справедливости ради можно допустить, что для новой реальности теории Маркса устарели, но пока нет политика и экономиста такого же масштаба, который так же подробно и убедительно, как Маркс в своё время, ещё раз объяснил и доказал бы нам всем, что общество социального благополучия могут создать только ЛЮДИ УБЕЖДЁННЫЕ В ТОМ, ЧТО ПРАВО НА ТРУД ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНО ГАРАНТИРОВАТЬ ВСЕМ И ПРАВО НА ЖИЗНЬ ДОСТОЙНУЮ ТРУДА! А не только на зарплату пропорционально количества и квалификации труда, не обеспеченную никакими социальными гарантиями…
Птица счастья.
Кто оценит труд души,
Кто любви оценит силу,
Если мелкие гроши
Совесть многих подточили.
Если длинные рубли
Заменили честь и славу,
Всё святое погребли,
Что досталось нам по праву!
Погасили солнца свет,
Раздробили на крупицы!
Кто нам даст теперь ответ
За погибшую жар-птицу?
Кто хоть пёрышко её
В тайниках души оставил?
Может птица оживёт,
Если крылья ей поправить?
Мир надеждою томим
Птицу счастья всё ж увидеть.
Разделю я участь с ним,
Помогу я птице выжить!
1975 год.
* * * * *
Английский экономист Давид Рикардо (1772 — 1823) был убеждён, что «…продукты всегда покупаются за продукты или услуги, а деньги служат только мерилом или эквивалентом количества труда затраченного на производство какого-либо продукта, при помощи которого совершается этот обмен. Какой-нибудь товар может быть произведён в излишнем количестве, и рынок будет до такой степени переполнен, что не будет даже возмещён капитал, затраченный на этот товар. Но это не может случиться одновременно со всеми товарами, поэтому каждый должен специализироваться на производстве товара, имеющего максимальную сравнительную ценность.».
С 1820-х годов в Англии сформировалась группа социалистов-рикардианцев, которые использовали для обоснования своего социалистического учения теорию Риккардо. Наиболее известными представителями этой группы были Томас Годскин, Уильям Томпсон и Джон Фрэнсис Брей.
Социалисты-рикардианцы подвергли острой критике систему капитализма. Они утверждали, что рабочие производят все необходимые обществу продукты труда, в то время как капиталисты получают прибыль в результате эксплуатации этого труда рабочих, продавая втридорога продукты их труда, а рабочим выплачивая гроши. Социалисты-рикардианцы утверждали, что Рикардо определил условия справедливого обмена по количеству труда. Но при капитализме закон обмена по количеству труда нарушается из-за замены необходимого продукта на денежный эквивалент, что и приводит к эксплуатации. Для ликвидации этого обмана необходимо организовать справедливый обмен количества труда на количество благ необходимых каждому, «тогда каждый будет получать за свой труд полный продукт необходимый для их жизни».
Маркс развил теорию социалистов-рикордианцев о справедливом обмене по количеству и результатам квалификации труда, привязав к этой теории закон о равенстве ДЛЯ ВСЕХ рабочего времени как равного для всех КОЛИЧЕСТВА ТРУДА, и как равные для всех НОРМЫ НЕОБХОДИМЫХ КАЖДОМУ СРЕДСТВ ДЛЯ ЖИЗНИ ОТ ИХ ОБЩЕГО КОЛИЧЕСТВА, КОТОРОЕ ЕЖЕДНЕВНО ПРОИЗВОДИТСЯ В ОБЩЕСТВЕ, при сохранении рынка на производимое СВЕРХ НОРМ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПЛУЧИЯ ОБЩЕСТВА!!!
Но большевики во главе с Лениным и Сталиным почему-то не захотели замечать этого развития Марксом теории Давида Рикардо…
Свидетельство о публикации №221072000479