Русский Советский Элвис

Его имя когда-то знал весь Советский Союз.
Он обладал удивительным, каким-то неземным, волшебным, Божественным голосом, проникавшим до глубины души, магия которого приводила слушателей в полный восторг. Его нежный, неповторимый, чарующий тембр не поддавался описанию. А мягкий, деликатный, ласковый тенор завораживал.
 Его голос звучал светлым гимном надежд и любви!
Ему верили.
Он был «Богом эстрады»!
 На концертах были аншлаги и полные залы во всех городах. Люди слушали кумира стоя и плакали, так как голос проникал прямо в душу, он пел всем своим существом.
А звали его - Валерий Ободзинский.
  Он считал, что артист должен петь правдиво, открытым голосом и всей душой. Так считал  и неуклонно следовал этому принципу, часто жертвуя ради этого своей карьерой.
Может быть, именно поэтому многотысячные залы были заполнены до отказа и после слов конферансье «Поёт Валерий Ободзинский» зрители не могли сдержать восторженный рев.
Хотелось бы вспомнить этого легендарного советского певца.

***
Валерий Ободзинский родился в разгар Великой Отечественной войны - 24 января 1942 года - в Одессе, когда город был оккупирован немцами и румынами.
Появился на свет он на улице Петра Великого в коммунальной квартире, в доме, где находилась консерватория. По утрам за окном была слышна музыка, звуки фортепиано.
Отец - Владимир Иванович Ободзинский -  был поляком по национальности.
Мать –  Евгения Викторовна Казаненко - украинкой.
Прошло немного времени после рождения малыша, и оба родителя мальчика тайком ушли добровольцами на фронт, оставив его на попечение бабушке - Домне Кузьминичне.
Она работала дворником.
На руках у неё было двое маленьких детей: её сын Лёня и Валера, который был всего на 3 года моложе своего дяди.
Валера всегда называл бабушку на «вы», и обращался к ней «мама».

• Ободзинский вспоминал:
«Я дедушку и бабушку никогда не называл так. Я называл их папа и мама».

Жили бедно, часто приходилось голодать.
Несколько комнат в их коммунальной квартире занимал немецкий офицер.
Бабушка не справлялась с упрямыми мальчишками.
5-ти летний Лёня украл как-то колбасу у фашистского офицера и попался.
Немец в ярости поставил их вместе с полуторагодовалым Валерой к стенке, прицелился…
Тут прибежала бабушка, бросилась в ноги к немцу, начала голосить и целовать офицеру сапоги.
Он плюнул и ушёл: пожалел их.
Бабушка села на землю и зарыдала.
А пацаны постояли около неё и побежали играть…

Родители Валеры, вернувшись с войны, устроились на работу.
Владимир Иванович стал охранником в банке, Евгения Викторовна - уборщицей на канатном заводе.
 Чтобы прокормить семью, им приходилось работать с утра до вечера.
Поэтому  маленький Валера был предоставлен сам себе…

***

В 1949 году -  в голодное и нелёгкое время -  Валера пошёл в школу.
 Учился он, надо сказать, неважно. И частенько прогуливал занятия.
Сам, про себя он говорил, что воспитание и образование у него было уличное: рос в среде местной шпаны - воров и карманников. Но любил этих пацанов. И они отвечали ему тем же.
 Тогда у всех у них были клички.
Прозвище Валеры в раннем детстве – «Карузо». Его так прозвали сверстники за то, что Ободзинский замечательно исполнял итальянские песни. Лучше всего у него получалась «Аве Мария». Постепенно оно вытеснилось более актуальным – «Цуна», от «цунами». Так звали Валеру его дружки.
Позже, вспоминая, он говорил о них с нежностью. Его удивлял и восхищал тонкий юмор одесских пацанов. Он говорил, что эти ребята, не имея никакого образования, могли рассказывать так, что их можно было слушать часами.

• Он вспоминал:
 «Мы бегали каждое утро на марочку, мара — это трамваи, и шмон делали. Или я прикрывал, или отстёгивал дурку — сумочку <…> и мне это нравилось, потому что появлялись деньги, азарт».

Валера пел с самого детства. Он пел везде.
Самостоятельно освоив немного гитару, немного контрабас, он пел на Приморском бульваре, на одесских пляжах, в парадных.
 Он пел, отвлекая этим отдыхающих. Зрители «развешивали уши», а его дружки в это время ловко  «чистили» карманы публики. Как он сам говорил, шутя, «каждый занимался своим делом». «Заработанное» маленькие воришки делили поровну.
 
• Позже конферансье Михаил Бакальчук рассказывал:
 «Мы с Валерием познакомились во второй половине 50-х на Приморском бульваре. Он частенько приходил туда с гитарой, собирая толпу однолеток. Цуна — такая у него почему-то была кличка — выделялся своей неординарностью. Попал в бродячую группу, каких тогда было много. Играл на контрабасе и пел».

Именно воровская среда приобщила Ободзинского к алкоголю. Впервые он сильно напился в 15 лет. И с тех пор долго не мог отвыкнуть от пагубной привычки…

***

Тяжёлое послевоенное детство не позволило маленькому Валере заниматься музыкой, хотя его предрасположенность к творчеству была заметна всем окружающим.
Поэтому он не имел музыкального образования.
Он никогда не учился музыке и не знал нот.
 Но обладал абсолютным музыкальным слухом, и всегда слышал малейшую фальшь.
Валерий — певец самоучка, самородок.
О себе он говорил, что сделал себя сам, слушая зарубежных исполнителей и собирая самое лучшее: какой-то штрих от одного, что-то от другого. Так он искал себя, свою творческую индивидуальность.
 Ещё он говорил, что гениями не рождаются.

• О своём творческом пути Ободзинский говорил так:
 «Я из простой семьи, и помогать мне было некому, Я сам шёл к цели».

И путь его был не из лёгких. Но благодаря врождённому чувству юмора, страстному желанию, и бесконечной любви к песне, он добился того, чего хотел…
 
Надо сказать, что детство Валерия было занято не только шалостями и поиском пропитания, но и полезным знакомством с классиками литературы.
В семье Ободзинских была скромная, но хорошая домашняя библиотека.
И Валерий в детстве познакомился с произведениями Толстого, Чехова и Аверченко. Любовь к книге у него осталась на всю жизнь…

***

В 1958 году Валерий Ободзинский закончил школу.
Денег в семье не хватало, и он пошёл работать.
Валерий сменил несколько рабочих профессий.
 Сначала трудился кочегаром.
 Потом вставлял («тянул») пружины в матрасы.
А также непродолжительное время проработал в артели, делая замочки для мебели.

• Он с юмором рассказывал о тех временах:
«У меня был интересный, сложный процесс».

***

Трудясь в поте лица, Валерий о музыке не забывал и даже брал у своей соседки Амалии Бруновны уроки вокала. В прошлом она была учительницей музыки и готовила Валерия к поступлению в Одесское музыкальное училище.
 Ободзинский вдохновенно исполнил на вступительных экзаменах романс «Скажите, девушки, подружке вашей».
 Но в те годы все обязаны были заполнять анкеты при поступлении на работу или в учебное заведение.
Среди прочих вопросов автобиографии предстояло дать ответ на вопрос: «Находились ли вы или ваши родственники в плену или на оккупированной территории?». 
А ещё необходимо было указать национальность родителей.
Какой из ответов на эти вопросы стал решающим, уже никто не выяснит. Но Валерия в училище не приняли.
По всей видимости, к такому повороту событий молодой человек был морально готов, поэтому не впал в отчаяние.
Он прекрасно владел своим голосом - вполне профессионально пел, играл на контрабасе и проводил с друзьями время на бульваре, исполняя песни под гитару.
 
Одноклассница по 80-й школе Людмила Силаева вспоминала, что Валерий Ободзинский поначалу был не очень заметным мальчиком, и предпочитал держаться скромно. Девочки начали обращать на него внимание, лишь выяснив, что у Ободзинского очень красивый голос, и он очень любит петь.
 Позже, повзрослев, Валерий начал подражать Элвису Пресли.
 «Взбитый кок, брюки-дудочки, туфли на высокой каучуковой подошве, красные носки, пиджак с большими плечами, особая походка» - так описывала Ободзинского его одноклассница.
Он был очень галантен с девочками, раним, и любил, сидя с друзьями на бульваре, громко петь под гитару.
Как-то раз такое уличное выступление услышала руководитель молодёжного театра при Доме культуры медработников Валентина Семёновна Борохович.
 Она была поражена голосом молодого  Ободзинского  и взяла его в свой коллектив, узнав, что Валерий мечтает выступать на сцене.
Параллельно с работой в молодёжном театре Валерий занимался в вокальной студии при Дворце моряков.

***

В 1959 году 17-летнему Валерию посчастливилось сняться в эпизоде художественного фильма «Черноморочка», куда его привели прямо с улицы.
 В фильме он исполнил роль музыканта оркестра.
Вот так состоялось его 1-е знакомство с миром искусства.
Актёра, правда,  из него не получилось. Зато юноша осознал, к чему тянется его душа.

Затем - в 1960 году - Ободзинский попробовал свои силы как массовик-затейник на теплоходе «Адмирал Нахимов», который ходил по маршруту Батуми–Одесса.
Валерий сходил в один рейс.
Тогда же молодой певец познакомился с одним  музыкантом, который предложил ему приехать на прослушивание в Костромскую филармонию.
 И вскоре Ободзинский переехал в Кострому, сдал вступительный экзамен и стал вокалистом.
Концертным залом в то время руководили Валентина Фёдоровна Макарова и Валерий Иванович Муратов.
Они помогли начинающему певцу устроиться в новом городе.
А через год рассказали о  вакансии в  Томской филармонии.
 Валерия Ободзинского взяли на новую работу, и он уехал в Томск.

Работая от Томской филармонии, он объездил с концертами почти всю Сибирь и Дальний Восток.
А затем - и всю Россию.
График гастролей был напряжённым: в городах давали по несколько концертов, изматывала долгая дорога.

***

В 1964 году, на концерте в Норильске, после выступления к Ободзинскому подошёл Павел Шахнарович - музыкант знаменитого джазового оркестра Олега Лундстрема.
Он услышал вокализы в  исполнении артиста и  захотел познакомиться поближе.
Эта встреча круто изменила жизнь Ободзинского.
Через несколько месяцев певца пригласили на прослушивание в Москву.
 И  в  тот  же день взяли в  состав ансамбля.

• Павел Шахнарович позже рассказывал:
«Я работал в оркестре Олега Лундстрема. Однажды, находясь по делам в Норильске, увидел в одном из концертов мальчика, который играл на контрабасе и очень приятно пел. Это был Ободзинский, которого никто тогда не знал. Я, приехав в Москву, порекомендовал его Лундстрему. Работа в оркестре Лундстрема научила певца многому, но главное — она сделала его профессионалом. Кроме того, он завёл массу новых знакомств в столичной музыкальной тусовке. Правда, маститые композиторы наотрез отказывались работать с «безродным» певцом, поэтому в основном ему давали свои песни молодые авторы».

• Сам Ободзинский об этом вспоминал так:
 «Я  пришёл  к  Лундстрему  нескладным, жутко  закомплексованным. В  тоже время я  был очень самоуверен и  самолюбив. Долго пришлось снимать с  себя провинциальные шкварки. Даже говор мой южный постоянно вылезал. За полтора года у  Лундстрема я  сделал колоссальный рывок».

Певец стал исполнять вокализы «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой» и «Праздничный ритм».

***

В 1964 году во время одних из гастролей за рубежом Ободзинский познакомился с известной болгарской певицей Лили Ивановой.
Та представила певца болгарскому композитору Борису Карадмичеву.
 А он подарил артисту свою композицию «Луна на солнечном берегу».
И по просьбе Валерия поэт Онегин Гаджикасимов написал для песни русский текст.
В этом же году Ободзинский спел эту песню  на  Международном музыкальном фестивале песни в польском Сопоте.
Она  принесла успех не только исполнителю, но и авторам песни.
Это был 1-й шлягер Валерия Ободзинского.

***

В 1967 году певцу предложили работу в  Донецкой филармонии.
Надо сказать, что  у Лундстрема он исполнял всего пару песен, а на новом месте предлагали составить сольную программу.
Поэтому Ободзинский согласился.
И  вскоре отправился в двухмесячное гастрольное турне: Омск – Красноярск  - Томск  - Хабаровск  - Владивосток.
Концерты проходили с неизменным успехом. Тогда его узнала вся страна.
В его репертуаре была только одна собственная песня. Артист в основном исполнял эстрадные композиции советских и зарубежных авторов: Станислава Пожлакова, Владимира Хвойницкого, Эдди Рознера.

В 1968 году композитор Давид Тухманов написал «Восточную песню».

• Музыкант вспоминал:
 «Слов ещё не было, и поэт Онегин Гаджикасимов написал слова уже после того, как готова была мелодия. И первый, к кому я обратился, был Валерий Ободзинский. Я недолго думал».

 В том же году композиция впервые прозвучала в передаче «С добрым утром!» на Всесоюзном радио.
 Голос Валерия Ободзинского тогда услышали миллионы.
Исполнитель сразу же стал популярным.

Через несколько месяцев его пригласили на телевидение в эфир «Голубого огонька».
Там он спел песню «Дремлет море в ночи» (Франческо Мальяччи — русский текст Л. Дербенёва)


***

В 1969 году фирма «Мелодия» выпустила 1-й миньон певца — небольшую пластинку, на каждой стороне которой помещалось только две композиции.
Туда вошли:
-   «Восточная песня»,
-   русская версия «Девушки» Джона Леннона и Пола Маккартни (русский текст О. Гаджикасимова),
-    «Песня-чайка» и
-    «Солнце не спит» (Э. Шварц — О. Гаджикасимов).

В 1970 году Давид Тухманов вместе со своей  женой Татьяной Сашко написали для Ободзинского песню «Эти глаза напротив».
 Вскоре «Эти глаза напротив» раздались со всех радиоприёмников и стали хитом.
А слушатели слали тысячи писем с просьбой повторить её снова и снова.
Песня  принесла Валерию Ободзинскому сногсшибательную популярность.

 В этом же году вышла его 1-я большая пластинка «Поёт Валерий Ободзинский».
Весь тираж  - 13  миллионов копий  - распродали моментально.
Государство обогатилось тогда за счёт таланта молодого исполнителя на 30 миллионов, а самому певцу достался гонорар всего лишь в 150 рублей.
Все последующие диски с записями певца также расходились мгновенно.

В 1971 году у Валерия Ободзинского появился новый шлягер - «Что нам остаётся от любви».
 Музыку написал Давид Тухманов (слова - Д. Иванов).

 Через год певец перешёл на работу в «Росконцерт» и  стал часто выступать в Москве.
Ободзинский собирал полные концертные залы.

Павел Шахнарович договорился о совместных гастролях певца и джазового оркестра Лундстрема.
Так исполнитель «Восточной песни» мог давать больше концертов, чем установило министерство культуры.

• Павел Шахнарович вспоминал:
 «Чтобы выполнить свою норму — 17 концертов в месяц, оркестру где-то десять месяцев в году приходилось проводить в гастрольных поездках. А благодаря Ободзинскому у них было по 2 — 3 концерта в день. За месяц они выполняли квартальную норму. И получали дополнительный отдых. Выгодно это было и нам. Поскольку Валера в оркестре не работал, их норма ему не засчитывалась. И дальше он мог ещё гастролировать в счёт своей нормы».

Ободзинский также выступал вместе с ВИА «Верные друзья» Юрия Щеглова (в 1973-1977 годах).
В первом отделении выступал ансамбль, во втором на сцену выходил певец.

***

Кроме всего прочего Валерий Ободзинский записывал также музыку к кинофильмам.
Закадровый его  вокал звучал в:
• 1969 году — «Золото Маккенны».
Там звучала песня «Старый гриф-стервятник» (К. Джонс - русский текст Л. Дербенёва).
• 1971 году — «Большой янтарь» (песни Раймонда Паулса).
• 1971 году — картина Николая Москаленко «Русское поле».
 Там звучала песня «Колдовство».
• 1972 году — лента  «Тайник у Красных камней» Григория Кохана.
Певец исполнил там  композицию «Мираж» (А. Зацепин  - Л. Дербенёв).
• 1973 году — «Эта весёлая планета».
• 1973 году — «Молчание доктора Ивенса».
Там звучала песня «Дорога» (Э. Артемьев - Э. Басс).
• 1975 году — «Между небом и землёй».
Там  он исполнил 5 песен на музыку А. Зацепина и слова Л. Дербенёва («Если девчонка тебя избегает», «Марш десантников», «Небо моё», «Песня о первом прыжке», «В деле любом и каждом»).
• 1975 году — «Призвание».
• 1976 году — «Моё дело».
Там звучали песни «Царевна» и «Счастливый четверг».
• 1978 году — «Весенняя мелодия».
• 1978 году — «Кот в мешке».

***

Музыкант целый месяц выступал в сельских клубах Марийской АССР.
 И в 1973 году ему присвоили статус заслуженного.

Вскоре «Мелодия» выпустила ещё один миньон Ободзинского с песнями:
-    «Любимая, спи» (Д. Тухманов  - Е. Евтушенко),
-    «Колдовство» (А. Флярковский - Л. Дербенёв),
 -    «Прощание с любимой» (И. Матета - Л. Дербенёв)

Валерий Ободзинский постоянно искал новых композиторов для создания песен.

• Он говорил:
«В первую очередь успех певца зависит от его репертуара. Самое главное для певца — это репертуар. Он должен быть разнообразен, он должен быть интересным. Это очень сложно, в общем-то, — заставить публику два часа слушать одного певца».

Исполнитель обратился к  члену художественного совета фирмы «Мелодия» Никите Богословскому.
 В 1975 году вышел миньон певца, куда вошли песни, написанные только этим композитором.
Хитами стали «Любовь моя - песня» и «Вечный вальс».

В 1978 году вышла пластинка поэта Владимира Харитонова «Белые крылья».
Вместе с группой «Цветы» Валерий Ободзинский записал для неё 2 песни:
-   «Ты подожди ответа» и
-   «Белые крылья» (В. Шаинский - В. Харитонов)

***

Популярность Валерия Ободзинского в 1-й половине 1970-х годов была огромной.
Слушателям нравились:
-    и голос Ободзинского, который очаровывал  - мягкий, приятный, деликатный,  ласковый тенор,
-  и его пение - всегда прочувствованное, страстное, горячее, порой до гротеска.

• Вера Дербенёва  в книге «Леонид Дербенёв: между прошлым и будущим» писала:
«Валерий Ободзинский  - сладкоголосый соловей, мальчик с  золотым голосом…
Какими только эпитетами и сравнениями не награждал Лёня этого замечательно эстрадного певца, и не он один. Такими голосами поют ангелы в раю».

Наряду с песнями Д. Тухманова («Эти глаза напротив», «Восточная песня», «Листопад», «Играет орган»), А. Зацепина («Мираж», «Сколько девчонок на свете», «Песня о первом прыжке», «Марш десантников»), Ободзинский знакомил советского слушателя с творчеством  популярных зарубежных исполнителей - Леса Рида, Тома Джонса, Джо Дассена, Карела Готта, Демиса Руссоса, группы «Битлз».
В те годы услышать их музыку в СССР было большой роскошью.
 Валерий не только пел их композиции в переводе на русский, в его исполнении они звучали по-особенному чувственно и страстно.
Всё это, а также высокая трудоспособность, сделало Ободзинского кумиром советской публики, особенно женщин.
Девушки переписывали слова его песни в свои  тетрадки-песенники.
 Песни в исполнении Ободзинского гремели из каждого окна.
Молодые влюблённые поклонницы заполняли большую часть зрительного зала. Они знали в деталях биографию Валерия Ободзинского. Переезжали за ним из города в город. Дежурили у гримёрок и за кулисами в надежде увидеть своего кумира.
Те, кому это не удавалось, наделяли певца необыкновенной внешностью стройного, голубоглазого мужчины.
На самом же деле Валерий был невысокого роста, курносым, с большими залысинами и носил обувь на толстой подошве и высоких каблуках.
Но прощалось всё за его неповторимый голос.
Конкуренцию певцу на эстрадном Олимпе в то время составлял лишь Муслим Магомаев.
Вплоть до 1975 года такого количества концертов и таких аншлагов, пожалуй, не было ни у кого.
Филармонии Советского Союза мечтали заполучить певца к себе на концерты (всего два концерта столь популярного артиста обеспечивали месячный денежный сбор в кассах).
Тиражи выпускаемых пластинок достигали миллионов экземпляров.
 Официальный гонорар Ободзинского составлял 13 рублей 50 копеек. Ещё около 27 рублей составляли всяческие надбавки.
Опытным организаторам концертов удавалось часть денежных сборов не оформлять официально, «левачить». На пике популярности Ободзинского гонорар маэстро был раз в десять больше, чем зарплата партийного чиновника высокого ранга.
Подобные ухищрения не могли быть не замеченными и не отразиться на карьере и биографии Валерия Ободзинского.
И потому звания «Заслуженного артиста России» он так и не удостоился, вместо этого стал «Заслуженным артистом Марийской АССР».

• Администратор певца Павел Александрович Шахнарович:
«Мы даём за 10 дней 14 концертов, аншлаг, плюс ещё процентов 20 продаём входных. Официальная концертная ставка у него была 13 рублей 50 копеек плюс всякие надбавки. В итоге получалось около 40 рублей за концерт. В зените своей славы Ободзинский зарабатывал в 10 раз больше секретаря обкома партии. Причём часть концертов оформлялась официально, а часть — из «фондов» местной филармонии. Конечно, такие вещи не поощрялись. Поэтому вместо заслуженного артиста РСФСР ему дали заслуженного артиста Марийской АССР».

На концертах экзальтированные поклонницы бросали в Ободзинского огромные букеты, подарки, украшения. И он принимал это как должное…

• Анжела Ободзинская - дочь Валерия, рассказывала:
«Папа для меня был сильный, всемогущий человек, почти как Бог. Я всегда чувствовала себя как за каменной стеной. Я с восторгом, с интересом наблюдала как люди, зрители, обожают его. Каждый концерт это взрыв. Корзины цветов и огромные букеты выносили на сцену, всё это мы везли потом в номер, то, что, конечно, были в состоянии увезти. Наш номер в гостинице всегда в цветах и поэтому моё детство ассоциируется с цветами и песнями. Публика стоя, подолгу не отпускает его и просит: ещё, ещё, ещё одну. Аплодисменты не прекращаются. Папа прощается, но потом снова выходит и поёт ещё. Передают записки на сцену, некоторые он зачитывает вслух, шутит. Он всегда шутил, любил кого-нибудь подколоть. У папы было тонкое чувство юмора, которое ему очень помогало в его жизни. Но вот, наконец, папа уходит со сцены, и люди начинают расходиться. Мы собираемся в гостиницу, а возле гримёрки очередь за автографами, слова благодарности. Он никогда не отказывал своим поклонникам и, несмотря на усталость, подписывал всем свои пожелания и свою роспись. Всегда был вежлив со своими поклонниками и относился к каждому с уважением. Я замечала в нём какую-то особую нежность по отношению к ним. Он любил шутить с публикой со сцены, особенно с женщинами и был необыкновенно обаятелен, но всегда держал дистанцию и был сдержан. Концерт окончен, уже ночь и мы едем в гостиницу. Я уже сплю без сил на заднем сидении в машине. Потом чувствую, как папины сильные руки поднимают меня и доносят до кровати. Папа бережно раздевает меня и укладывает. Перед сном он всегда садится рядом на кровать, гладит мне спинку, говорит нежные слова. Ему никогда не лень, не в тягость это делать. Ему нравилось заботиться, и делал он это с удовольствием. После концерта папа никогда не может уснуть сразу и поэтому к нам всегда приходили люди. Они подолгу разговаривали, обсуждали концерт, смеялись...»

Ободзинский работал на износ.
 Был очень жёстким в работе, требовательным к себе и к другим.
 Он давал по 6-7 концертов в день, часто на разных площадках. А однажды, отработав 10 концертов, он был близок к нервному и физическому истощению…
Каждый год на белые ночи Ободзинский приезжал в Ленинград и работал на самых центральных площадках города. Билеты на его концерт невозможно было достать.
 Зимой, обычно в январе, феврале, в театре Эстрады проходили его концерты с новой программой, умышленно приуроченные ко дню рождения певца. Билеты спрашивали от метро «Библиотека имени Ленина».
 А летом ежегодно, как традиция, были концерты в Одессе. Туда он ездил вместе с семьёй. Вечерами работал, а днём отдыхал с семьёй на море.
 В «Летнем театре», все его друзья детства, из шайки, после концерта сопровождали его до гостиницы. Шли пешком, как свита, из 50-60-ти человек.
Традиционны были концерты в Свердловске и его объявление в начале выступления, что это Свердловск — родина его жены Нелли. Это была отправная точка его турне по Сибири.
Солист Росконцерта, Москонцерта, Донецкой, Томской, Костромской, Чечено-ингушской филармоний - Ободзинский часто выступал с концертами на стадионах.
 В течение творческой деятельности администраторами Валерия были: Макарова Валентина Фёдоровна и Муратов Валерий Иванович, Рафаил Эдельман, Павел Леонидов, Михаил Дорн, Коган Борис Ионович, Зуперман Ефим Михайлович, Зайцев Леонид Михайлович, Павел Шахнарович.
Впечатляет список композиторов и поэтов, с которыми работал певец: Давид Тухманов, Леонид Дербенёв, Михаил Пляцковский, Онегин Гаджикасимов, Николай Добронравов, Александр Флярковский, Никита Богословский, Александр Зацепин, Игорь Шаферан, Игорь Кохановский и многие другие.

***

Однако артистическая карьера певца складывалась не всегда безоблачно.
Ободзинский — певец любви, лирик. Он никогда не изменял себе, никогда не подстраивался ни под время, ни под требования властей.
 И это, естественно, давало негативные результаты: «наверху» его не жаловали, было закрыто телевидение, резали выпуск грампластинок.
К примеру, Екатерина Фурцева (министр культуры СССР) однажды приехала на подчинённый её министерству единственный в стране Апрелевский завод грампластинок.
Оказавшись в помещении цеха, она заметила ящик, наполненный пластинками «Советские и зарубежные песни в исполнении Валерия Ободзинского».
«Гоним Ободзинского!» - доложил директор завода.
«Какой тираж?» - спросила Фурцева.
«Поболе миллиона. Кажется. Я сейчас выясню точно».
– «Не надо»  - удивилась Фурцева цифре тиража неизвестного ей певца.  «Кто дал разрешение?»
- «Магазины попросили. Очень популярный певец. А записала фирма «Мелодия». Всё, как положено, — оправдывался директор. — Так что, как быть? Какие будут указания?»
 - «Никаких, я разберусь…» - улыбнулась Фурцева, и позвонила в Управление культуры: «Кто у вас выступает в Театре эстрады? Вы знаете? Некто Ободзинский!»
По форме вопроса и строгому голосу министра начальник управления догадался, что она недовольна происходящим.
«Поёт день? Два? Сколько?!» - спросила Фурцева.
 «Месяц, — признался начальник, — точнее, двадцать семь дней».
 - «Он лауреат? Народный артист? У нас Райкин столько не работает в театре!»
- «Понимаете, Ободзинский безумно популярен у зрителей, — оправдывался начальник.
– «Нам зритель не указ. Мы должны воспитывать народ. Сократите число концертов Ободзинского!»
- «Сейчас свяжусь с театром и перезвоню вам. Доложу обстановку», - сообщил начальник. И спустя несколько минут сообщил Фурцевой что почти все билеты на концерты Ободзинского проданы. Осталось двадцать - сорок билетов на самые последние дни. Начальник поинтересовался тем, что натворил певец, и по какой причине надо снимать его концерты.
Фурцева ответила односложно: «Надо».
Вскоре в газете «Советская культура» появилась негативная рецензия на концерт Ободзинского.
«Что хочет сказать своими песнями исполнитель? К чему призывает? Чему учит? Изжёванная и навязчивая тема любви — вот чему отводит певец два часа своего пребывания на сцене», — заключил рецензент.

Не отставал от Фурцевой и председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин. Он лично контролировал количество появлений на телевизионном экране лиц еврейской национальности, к которым относил и Ободзинского, хотя Валерий по национальности был наполовину украинцем и наполовину поляком.
 Увидев в одной из передач выступление певца, Лапин потребовал от подчинённых: «Немедленно уберите Градского!»
 - «Но это не Градский, а Ободзинский», - попытались объяснить подчинённые начальнику.
 – «Тем более уберите! Хватит нам одного Кобзона!» – в общем, Лапин был непреклонен.
После этого вход на  Центральное телевидение  был для Ободзинского закрыт…

Чиновникам очень не нравилось раскованное поведение исполнителя.
 В 1971 году концерт Ободзинского посетил министр культуры РСФСР Попов, после которого он сказал: «И это называется советский певец! Я такого западничества не потерплю!»
 Соответствующим инстанциям было дано распоряжение запретить концерты Ободзинского в пределах Российской Федерации.
 Запрет длился около года, пока в дело не вмешался заведующий Отделом культуры ЦК КПСС Шауро, которому нравилось творчество Валерия Ободзинского. И вскоре исполнитель вновь стал «въездным» в Россию.
Но количество выступлений в московском Театре эстрады все равно было сокращено до минимума. Престижные концертные площадки ему стали недоступны. И эфир на телевидении тоже оказался закрыт.

Тяга  Ободзинского к зарубежной музыке и его возмущения по поводу нищенских гонораров дошли до власть имущих. А стремление заработать в то время не приветствовалось.
Валерия обвинили в том, что в его репертуаре звучит только тема любви и родины, но нет ни одной композиции о чувствах к партии и родине.
 Его обвинили также в стремлении уехать на постоянное место жительства за границу, хотя он ни разу даже не заикался об эмиграции.
Всё это привело к тому, что его выступления стали исключать из концертных и гастрольных программ.
 Попытка организовать гастроли в США также оказалась неудачной.

• Анжела Ободзинская:
«Папа был ярким исполнителем, ни под кого не подстраивался, а его хотели «причесать» наравне со всеми, одной гребёнкой. Он не умел льстить, лгать. Песням о партии и Ленине предпочитал песни о любви. «А что это за манеры, хрипы, стоны? Почему такая одежда?» — возмущались чиновники. Его просто не любили, хотя он всего себя отдавал работе. По нескольку раз, бывало, песни переписывал, добиваясь нужного качества. Мы же с сестрой его почти не видели».

• Артист Варлен Стронгин рассказывал:
 «Гастрольная судьба свела меня с Ободзинским лишь однажды – в Братске, на фестивале «Огни магистрали». Мы с ним выступали в одних концертах, виделись часто, но говорили мало. Я видел, что-то раздражало Валерия, злило его. Настроение, словом, было не лучшим. «Чёрт возьми, заставляют петь о БАМе! О стройке века!» – бросил он мне однажды, выходя из кабинета начальства. – «Как можно петь о железнодорожных путях, рельсах, шпалах, каких-то стыках и прочей чепухе? Да ещё прославлять их! Как будто бамовцы не люди, а железные истуканы! Разве они не влюбляются и ни о чем не думают, кроме укладки шпал? А живут в нечеловеческих условиях. Видел я эти песни о БАМе – знаешь, где…» – выругался он и направился к сцене. Положенные ему концерты на том фестивале он отработал полностью, а вот число запланированных выступлений в Москве, в Театре эстрады, ему сократили вдвое. «У вас в репертуаре нет песен о партии, комсомоле, начисто отсутствует колхозная и военная тематика», – заметило ему московское начальство в Управлении культуры. «Я расстался с комсомолом», – хмуро ответил Ободзинский. – «И не могу быть вечно молодым, вырос из пионерских штанов…» – «Ваше право», – отрезало начальство. И дало негласное указание не предоставлять певцу генеральных и престижных концертных площадок. Его затормозили на телевидении».

И только один Никита Богословский поддержал его в тот сложный период, написав в газету «Советская культура» 22 марта 1974 года статью под названием «Давайте замечать хорошее».

• В ней было написано:
 «Валерия Ободзинского мы  давно не слышали на  столичных площадках. Несколько лет назад он  был справедливо подвергнут серьёзной критике, в основном за дешёвую манеру исполнения, за легковесность репертуара. Последний концерт сказал о многом. Артист явно пересмотрел свои творческие позиции. За исключением двух-трёх произведений репертуар его отмечен хорошим вкусом, постепенно складывается индивидуальный творческий почерк певца, своя манера. Во всем ощущаются самокритичность, требовательность к себе. Второй год творческим спутником певца является вокально-инструментальный ансамбль «Верные друзья» (руководитель — Юрий Щеглов). Одиннадцать музыкантов, составляющих этот коллектив, отлично владеют несколькими музыкальными инструментами (почти все они с высшим музыкальным образованием) и тактично помогают вокальным аккомпанементом солисту. Они прекрасно исполнили русскую народную песню «Пойду ли, выйду ль я» и песню Тухманова (слова В. Харитонова) «Как прекрасен этот мир». Валерий Ободзинский спел в концерте более 15 песен. Отрадно, что большинство из них - удачные. Не могу не отметить и того, что песни, как правило, написаны на хорошие стихи и что артист доносит до слушателя все сложности оттенков и поэзии, и музыки. Что хорошо, то хорошо. Так давайте же замечать хорошее!»

В 1975 году концертам Ободзинского сопутствовали аншлаги.
Но, к сожалению, исполнитель начал злоупотреблять алкоголем.
После рождения дочек он держался несколько лет, но однажды случился срыв.

• Павел Шахнарович рассказывал:
«С нами тогда стал работать конферансье Алов — наркоман и пьяница, который так и говорил: «Самый счастливый день у меня будет, когда ты выпьешь водки». И этот день наступил, вернее, ночь. Во время встречи Нового, 1976 года Ободзинский заявил: «Я сейчас выпью водки». Стали его умолять, жена плакала. Но он выпил. И покатилось…»

• Конферансье Михаил Бакальчук рассказывал:
 «Мы работали вместе в Запорожье, в Донецке, в российских городах — уже после каких-то скандальных моментов, связанных в его биографии с Москвой. Валерий был не очень частым, но всегда желанным гостем в Одессе. Выступал в филармонии, в зале Русского театра. Не люблю вспоминать негативные моменты, но… Уже тогда Валерий был… никакой. В Запорожье первое отделение прекрасно отработали «Красные маки». Антракт, во втором должен петь Ободзинский. Вхожу в его гримуборную и говорю: «Валера, готовься: через 15 минут — выход». Он смотрит, не реагирует. Я повторил — ноль эмоций. Встряхнул его, а он в ответ: «Миша, ну посмотри, я же даже не кололся. Ну, посмотри…» Я приводил его в чувство пощечинами, а он повторял одно и то же. Очевидно, таблеток наглотался».

• Павел Шахнарович рассказывал:
«В Омске я положил его в психушку под чужой фамилией. На концерты его привозила медсестра, затем увозила ночевать в больницу. Я следил, чтобы он не выходил на сцену пьяным, сидел с ним в гримёрной. Но однажды вышел ненадолго. Смотрю — он вышел пьяным на сцену. Как-то оставил его в гостинице, номер запер на ключ, а вещи перенёс в свой номер, чтобы он не сбежал. Прихожу — он пьяный. Оказалось — стал стучать, пришла горничная, он и велел принести ему коньяк».

• Варлен Стронгин рассказывал:
«Не знаю, кто из них именно появился утром в номере сочинской гостиницы «Кавказ», где остановился Ободзинский, в день ответственного концерта в правительственном санатории «Сочи». Кто-то лично или подосланные им «поклонники» Ободзинского. Они подбили его на выпивку. Не знаю, какие хвалебные и сладостные тосты произносили в его честь, но уже, увы, не лишённый звёздной болезни к вечеру, к началу концерта, певец еле держался на ногах. И после второй песни упал, прямо на сцене. Что было, то было. По закону его могли отстранить от работы на три месяца или на то же время понизить ему концертную ставку. Но существовали ли законы для сильных мира сего? Валерия Ободзинского немедленно уволили из Москонцерта. Он поехал в Грозненскую филармонию, куда приезжал и где пел Высоцкий, когда ему вообще запрещали выступления. Но вскоре и в Грозный пришла телеграмма из Москвы об отчислении певца из филармонии. Непробиваемый железный занавес опустился перед Валерием Ободзинским. Улыбчивый добрый человек с нежной ранимой душой, он не сумел выдержать злой удар судьбы. Композиторы и поэты потеряли к нему всякий интерес, ему перестали звонить эстрадные администраторы, а «поклонники», пившие с ним в Сочи, испарились, как будто их никогда не существовало. Чувство собственного достоинства не позволило ему унижаться перед начальством и обещать петь звонкие песни о светлом будущем, хвалу властям. Он остался Валерием Ободзинским, но у бывших друзей и знакомых получил полупрезрительное прозвище Ободза. Тогда его можно было, как и в детстве, встретить на улице с метлою в руках, подметавшего дворик. Порою он и ночевал, где придётся. Но даже в эти тяжёлые времена он хотел оставаться самим собой. «Я ещё поднимусь!» – сказал он тогда своему другу певцу Владимиру Михайлову. И сдержал слово, хотя это, наверное, стоило ему невероятных усилий. По совету Михайлова, с юных лет бредившего песнями Ободзинского, его взял на дальние малодоступные для начальства гастроли руководитель виа-группы «Кинематограф» Владимир Аксельрод. Повез на Камчатку как солиста группы. Пять вечеров на выступлениях любимого певца были аншлаги и бурный успех. Последний концерт состоялся в зале дома культуры Елизово – Камчатском аэропорту. Но счастье оказалось недолгим. Стоило самолёту с музыкантами набрать высоту, как Ободзинский снова сорвался в пропасть, где слыл «Ободзой».

Всё чаще и чаще запои случались во время гастрольных поездок.
 Объявив: «Я уезжаю к бабушке в Одессу» (он говорил это всегда, когда напивался, даже когда бабушка умерла), — Ободзинский исчезал.
Его всё перестало интересовать.
Он деградировал на глазах.
Звонил знакомым, говорил какие-то странные вещи. Однажды позвонил Шахнаровичу: «Я звоню тебе из Сергиевой лавры. Я — святой».

В конце концов,  Шахнаровичу всё это надоело. И он ушёл.
Вскоре разбежались музыканты…

• Аркадий Астафьев - трубач, долгое время выступавший с Ободзинским - рассказывал:
«Мы приехали в Йошкар-Олу  - там было два концерта, успех сногсшибательный! Увы, это был финиш. Возвратились в Москву, сели в аэропорту «Быково». Вся группа вышла, а Валерий не мог покинуть салон самолёта. Я его тащил на себе, затем вызвал такси и довёз домой… В 1983-м Ободзинский осилил всего один концерт в Москве, а в 1986-м ушёл со сцены и исчез».

• Нелли Ивановна Ободзинская вспоминала:
«В последние годы он уже совсем не мог петь.  Не раз лежал в «психушках». Пил, лечился, срывался и снова лечился… Лишь однажды был момент просветления. Пришёл ко мне с новым диском. Я так обрадовалась: может, ещё что-то сделаешь? А он так вздохнул тяжело: «Я своё уже спел…» Валера достиг всего, чего мог. И не понимал, к чему дальше стремиться».

• Ободзинский сам признавался:
«Я очень плотно сидел на наркотиках. Принимал в день по 100 таблеток. Это четыре смертельные дозы.
Утром я вставал, заглатывал две таблетки, запивал водой и хорошо себя чувствовал. Потом кайф заканчивался. Я принимал ещё пару таблеток. И так доходило до ста штук в день.
Врачи, которые меня спасали в больницах, иногда удивлялись: «Откуда у этого человека столько здоровья?» Когда я был в наркотическом состоянии, мне сообщили, что умерла моя мать. У меня не было денег, чтобы вылететь в Одессу. И я, будучи знаменитым на всю страну артистом, не смог её похоронить».

В 1986 году Ободзинского уволили из «Росконцерта».
 И он перестал выступать на сцене.
 
• Певец говорил:
«У меня было подавленное настроение. Я просто понял, что я достиг потолка. Или мне нужно бросать и уходить овощи продавать — я, к сожалению, больше ничего не умею, кроме того, как петь. Или мне нужно откровенно остановиться и проанализировать самого себя и всю свою жизнь».

***

Валерий жил в Москве. Точнее, существовал. Квартиры у него к тому времени уже не было, семьи — тоже: жена ушла.
Ночевал в подъезде.
Бомжевал на вокзале.
 Без работы, без друзей, без денег…
Затем устроился работать сторожем на галстучной фабрике и охранял склад стройматериалов на берегу Яузы.
Жил там во времянке.
Пил почти каждый день.
Почти каждое утро начиналось с вопроса какого-нибудь забулдыги: «Ну что, Владимирыч, дёрнем по сто?»

***
И немного о личной жизни певца.
1-й женой Валерия Ободзинского стала свердловчанка Нелли Кучкильдина.
 В марте 1961 года певец выступал с концертом в Иркутске и обратил внимание на девушку, сидящую во втором ряду. Не спуская глаз со зрительницы, Валерий начал исполнять песни из репертуара Элвиса Пресли и лихо вертеть контрабас.

• Кучкильдина вспоминала:
«Так получилось, что он выбрал меня из зала, и все отделение пел для меня. Это было накануне 8 марта, и я собиралась уходить домой, а мне подруга говорит: «Нелли, не уходи, он остаётся, будет петь, танцы будут. Мы с приятелем остались».

Певец пригласил девушку на вальс и они протанцевали весь вечер.
После концерта Валерий Ободзинский и Нелли Кучкильдина стали переписываться.
 Нелли каждый вечер получала телеграмму, письмо или долгожданный телефонный звонок.
Через два месяца Валерий пригласил Нелли в Караганду – встретить майские праздники вместе. Там он сделал девушке предложение, и после летней сессии в вузе Нелли переехала в Одессу к возлюбленному.
В середине 1960-х они поженились. Причём, несколько раз: когда пара отдыхала в Ялте, молодая жена потеряла в море обручальное кольцо. Тогда Ободзинский пошёл в ювелирный магазин и купил им новые. Вечером сыграли свадьбу во второй раз.
Нелли Кучкильдина ездила с мужем на все гастроли.
Она родила ему двух дочек — Анжелу и Валерию.
Валерий Ободзинский был нежным, заботливым и требовательным отцом.

• Нелли Ободзинская:
«Для него всегда главным были дом, семья. Он даже признался однажды: «Если бы я был богатым человеком, у меня было бы десять детей». Мужу нравилось, что, когда он приезжал с гастролей, дочери кидались ему на шею, обнимали. Любил делать подарки. Тогда ведь ничего нельзя было купить, и он вез все, начиная с нижнего белья и кончая верхней одеждой».

Семейная жизнь продолжалась до конца 70-х.
Брак Валерия и Нелли не пережил постоянных измен Ободзинского и его страшного пристрастия к алкоголю.
В 1979 году супруги развелись.
 
Следующие два года Валерий находился в гражданском браке с юной красавицей Лолитой Кравцовой - дочкой начальника Черноморского пароходства.
Но построенные исключительно на страсти отношения не вытерпели проверку повседневностью.

В 1984 году Ободзинский, пройдя курс лечения от алкоголизма, вернулся к 1-й жене, взявшей с него обещание больше никогда не пить.
Летом 1990 года Валерий нарушил данное супруге слово и снова расстался с Нелли – на этот раз навсегда.
Жена выгнала его из дома. Рядом больше не было верного плеча, на которое можно было бы опереться.

На протяжении нескольких лет певец состоял в гражданском браке с приятельницей Светланой Силаевой.
Именно она и помогла ему преодолеть не только алкогольную, но и наркотическую зависимость, причём без вмешательства медиков.

Потом (в 1991 году) в личной жизни Ободзинского появилась Анна Есенина - его давняя почитательница, одна из самых верных и преданных поклонниц.

• Певец говорил:
 «Анна — это женщина, с которой я живу, которую я люблю. Это удивительный человек, который с детских лет собирает мои пластинки, материалы обо мне, газеты <…> Она живёт моей жизнью, моими песнями».

• Анна Есенина:
«Как только узнала, где он находится, тут же поехала к нему на склад. Когда увидела его, была в шоке. Если бы встретила на улице — не узнала. Его утро начиналось так: «Эй, Владимирыч, дёрнем по 100 грамм?!» И ещё, ещё, ещё. Он как будто забыл, что был певцом. Говорил: хочу быть простым мужиком. Ему нравилось, что его никто не трогал».
«Когда я нашла его, мы посидели, выпили. А через два дня он сам мне позвонил: «Деточка, выручай!» Я взяла водку, закуску — и снова на склад! Так я стала ездить к нему регулярно. Потом Валера стал закрывать склад и на ночь приезжать ко мне. А осенью он решил, что ему ни к чему мотаться туда-сюда и вообще ни к чему там работать. Я тогда ездила в качестве костюмера на гастроли с Борисом Рубашкиным. Деньги у меня были. И Валера зажил у меня, как в раю.
На самом деле я нисколько не стремилась, чтобы он жил со мной. И даже некоторое время сопротивлялась этому. Но он хорошо мной сманипулировал. «Вот ты всем помогаешь, — сказал он, — а мне помочь не хочешь». И тут я сломалась. Он ведь совершенно никому не был нужен. Даже собственным дочерям. Младшая Лерка его толком и не знала. Когда в 1979 году Валера разводился с Нелей, она только родилась. Уже потом я их с Анжелкой, его старшей дочерью, сюда приволокла».

Она стала гражданской супругой Валерия.
Благодаря Анне Есениной, он вернулся к нормальной жизни.
Она смогла вытащить его из сторожки, вселила в него уверенность, что ещё не все потеряно.
Её старания не пропали втуне.
Именно ей Ободзинский обязан был своим возвращением на сцену.
Дело в том, что Анна работала администратором у популярной в те годы певицы Аллы Баяновой. Поэтому знала, как правильно «раскрутить» постаревшего певца.
Она оказывала мужу всяческую поддержку, организовывала для него интервью с представителями СМИ, продвигала композиции в его исполнении на радио.
Анна Есенина оставалась спутницей жизни Валерия до самого дня его смерти.

***

Вернуться в профессию получилось только в 1994-м.
 Ободзинский записал компакт-диск под названием «Дни бегут» в студии звукозаписи.
 В него вошли композиции, которые до этого пел несравненный Александр Вертинский.
Затем вышли ещё 2 альбома певца — «Карнавал любви» и «Колдовские ночи».
Туда вошли лучшие хиты прошлых лет.

В сентябре того же – 1994-го - года после многолетнего перерыва он дал концерт в Москве - в концертном зале «Россия».
Он имел оглушительный успех.
Был аншлаг. После первой же песни зал взорвался аплодисментами — никто не мог поверить в то, что человек, прошедший через пьянство и наркотики, сумел сохранить в чистоте свой голос.
После этого ежегодно переиздавались его песни.
А сам исполнитель проехался гастрольным туром по стране и выступил в нескольких крупных концертных залах, в которых неизменно был аншлаг.
Помимо своих хитов, он включал в свою программу композиции известных ВИА: «Синяя птица», «Самоцветы», «Пламя».
 Аранжировкой занимался музыкант Дмитрий Галицкий.

• В одном из своих последних выступлений по телевидению в программе «Золотой шлягер» Валерий Владимирович сказал:
«Очень часто меня спрашивают: почему вы так надолго исчезли? Творческая жизнь складывалась по-разному. Был момент, когда я достиг своего потолка. И понял: дальше не пустят. Надоело унижаться перед всеми: перед работниками телевидения, радио, которые с подачи сильных мира сего резали мои записи. Чиновники от культуры заявляли, что я пою не по-советски… Прошло время».

В 1997 году Валерий Ободзинский в Санкт-Петербурге дал совместный концерт с эстрадной артисткой Геленой Великановой.
Это было его последнее выступление…

***

Во 2-й половине 90-х Ободзинский уже полностью избавился от пристрастия к алкоголю и наркотикам.
И никогда особо не жаловался на своё здоровье.
 Поэтому известие о его смерти было как гром среди ясного неба.
 Это случилось 26 апреля 1997 года.
 Валерию было всего 55 лет.
Причиной скоропостижной смерти стала сердечная недостаточность.
 Местом упокоения легендарного Валерия Ободзинского стало Кунцевское кладбище в столице.
 
***

 В 2002 году в память о прославленном музыканте заложили именную Звезду на «Площади звёзд» перед концертным залом «Россия» в Москве.
На родном доме певца в Одессе была повешена мемориальная доска (2009 год).
В 2012 году в Донецке на здании Донецкой областной филармонии была открыта памятная мемориальная доска (Валерий Ободзинский работал в филармонии с 1967-го по 1972-й год).
В 2014 году радиостанция «Серебряный дождь» включила альбом «Поёт Валерий Ободзинский» в перечень «50 культовых пластинок фирмы «Мелодия».
В 2015 году на экраны вышел телевизионный сериал под названием «Эти глаза напротив», снятая на основе биографических данных о певце и его творческом пути. Образ великого певца в этом фильме исполнил актёр Алексей Барабаш.
Образ Валерия Ободзинского также отражён в последней серии российско-украинского телевизионного сериала «Красная королева», который вышел в 2015 году. Роль певца сыграл актёр Сергей Чуб.
В 2016 году, по результатам сделанных из России запросов поисковой системы «Яндекс», Валерий Ободзинский занял 3-е место в категории «Мужчины», уступив Дональду Трампу и Леонардо Ди Каприо.

Хотелось бы закончить это повествование о легендарном певце словами композитора Тухманова:
«Он был романтик, любил лирику и пел песни о любви».


Рецензии
Равиль, большое спасибо за прекрасную статью о Валерие Ободзинском - любимом певце моей молодости, чьи песни, особенно "Восточная песня", очень точно отображали мои душевные переживания...
С уважением,

Олег Каминский   20.07.2021 13:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег! Он и мой любимый певец - до сих пор частенько слушаю его песни. Тогда было много замечательных певцов, но он - №1!

Равиль Байбурин   21.07.2021 04:55   Заявить о нарушении