Торговый саботаж. Спирт. 1990

                Торговый саботаж

    Февраль 1990 года выдался не вьюжным, хотя и пасмурным.
Я снова в Москве и опять за пропитанием. Путь мой лежит по улице Чкалова, теперь именуемой Земляным валом.
Ноги сами принесли меня на мост через удивительно полноводную Яузу.

   Я ненадолго остановился, посмотрел на тяжело бегущую свинцовую воду, непрестанно пополняемую зловонными стоками, струю которых вырываются из гранитных парапетов.
Куда же я держал свой путь? Несколько странно произносится – держать путь.
Словно некий наездник, а вернее, ямщик, восседающий в санях, держит в узловатых руках вожжи, а почтовый тракт, словно норовистый конь сам влечёт его вдаль.
Зря ли говорят – дорога судьбы?
Судьба тащит человека, но и он своей собственной волей вправе управлять ей.

   Итак, по пути от Курского вокзала до Таганской площади или попросту «Таганки», надо ещё пройти под ревущей автомобильной эстакадой.
Здесь улица Чкалова пересекается с Ульяновской.
А вот и вожделенный продмаг. Я захожу в магазин и вижу за прилавком скучающих продавщиц, за крепкими спинами которых розовеют штабеля, горы или кряжи варёной колбасы.

   С одной стороны торгового зала «палка» на «палке» возлежит колбаска ценой по два рубля двадцать копеек, свежая и ароматная.
С противоположной стороны розовеет под целлофаном не менее знаменитый мясопродукт по два рубля девяносто копеек.

   - Как же мы будем торговать? – вопрошает дебелая продавщица в слегка засаленном халате у своей не менее пышной и румяной «товарки».
Труженицы, а возможно, и отличницы советской торговли не напрасно сетовали на отсутствие покупателей.
Магазин  в центре столицы, а в нём ни одного потребителя, кроме меня.

   - Ну что ж, давайте я с вами поторгуюсь – весело произнёс единственный посетитель гастронома и смело просит у хозяйки прилавка батон колбасы.  Ладно, хоть не булку. Как уже говорилось, этим покупателем был я.
Продавщица, ничуть не поразмыслив,  бросила на весы тяжеленное округлое  «брёвнышко» и «отпускает» провинциальному работяге долю продовольствия.
Исключительный случай. Обычно при наплыве покупателей торговки не продавали в одни руки колбасу целыми «палками», опасаясь возмущение «аборигенов» мегаполиса.
Спустя минуту операция повторилась, но уже на противоположной стороне торгового зала.

   - Ничего себе – подумал я. – Здорово. Мясо уже томится в камере хранения на Курском вокзале. Теперь ещё сырку да маслица прикупить и на проспект Калинина в «Московский дом книги» можно успеть заскочить.
Разве что ещё конфет подкупить? Я подхожу к кондитерскому отделу.
- Килограмм «Взгляда», пожалуйста. –
- Может быть, килограмм «Взлёта»? -  с милой улыбкой переспросила продавец.
- Да-да, конечно, «Взлёта» -
    Мне вдруг померещился глазастый ведущий программы «Взгляд» Юрий Любимов, периодически вскрикивающий с экрана телевизора: «Я напоминаю вам, что вы смотрите программу «Взгляд»!

   Я  и представить себе не мог, что уже этим летом, жарким летом 1990 года пропадёт и то не слишком многое, что ещё было.
Однако уже в июне пропало многое из продуктов. Даже в столице с трудом можно было встретить относительное изобилие.
Полки магазинов совершенно опустели, однако на свалках или под откосами автомобильных дорог люди находили тонны годного продовольствия.
Обгорелые тюки маек, носков, трусов и прочих промтоваров отыскивались в придорожных кустах.

    Стали по карточкам, а точнее, по спискам и талонам получать по два килограмма пшена, риса и других круп. Вдобавок к ним две банки тонких китайских сосисок или тушёнки.
Дочка с любопытством смотрит на жестяную банку с розовой картинкой на ней.
И мне вспомнилось детство, когда я любил играть в огороде пустыми банками из-под китайской тушёной говядины, на которых была изображена Великая китайская стена.

   А между тем по сообщению ТАСС, «крылатые ракеты «Томагавк», размещённые на американских военных кораблях и подлодках, могут быть переданы в распоряжение командования НАТО в случае возникновения «кризисной ситуации».

    Газета «Сельская жизнь» 5 июня 1990.
«Кабул. (ТАСС). В воскресенье экстремисты вновь подвергли ракетному обстрелу афганскую столицу, выпустив по городу шесть реактивных снарядов.
Согласно данным МВД Республики Афганистан, предоставленным корреспонденту ТАСС, только в мае сего года в Кабуле от разрывов более чем трёхсот ракет погибли пятьдесят семь и ранены сто двадцать два человека. Таким образом, по сравнению с предыдущим месяцем интенсивность обстрелов города увеличилась почти вдвое.»


Рецензии