Образование и прививки в СССР

Эмоциональная встряска запечатлена в моей памяти об учебе в 2-м классе. Прервав урок, в класс вошли две уполномоченные работницы в сопровождении директрисы школы. В их распоряжении были все 45 минут урока. И каждого учащегося в присутствии всего класса они рассматривали на признаки олигофрении. Но сказать, что это так – нет, это были придирки ко всем ученикам, которые не выговаривали 2-3 буквы. В нашем переполненном классе со смрадным воздухом 45-и учеников находилось трое детей, у которых в любое время года свисали сопли, и они их не убирали, а заглатывали. Эти дети отличались ненормально высоким куполом черепов и неподвижными веками безразличных глаз. Их сразу зачислили в списки «УО» – умственно отсталых детей. Мне пришлось очень постараться, чтобы повторить предложенный устный тест. На меня учительница указала: она не выговаривает 2 буквы. Я прошла предложенный тест. Но встряска осталась: в любом деле надо стараться, даже проговаривая слова и предложения, иначе...
Ссылка из БСЭ: https://gufo.me/dict/bse/Вспомогательная_школа

Прививки в школьные годы всегда делались без предупреждения родителей и самих учащихся. Неожиданно в класс входили медицинские работницы, ставили свой саквояж на учительский стол. Урок отменялся. Дверь запиралась. Детей вызывали по списку, укол под лопатку – и садись на свое место. Ко времени озвучивания моей фамилии меня в классе как бы и не было. Домой я приходила с рассказом о том, как делали прививки, а мне не сделали.

Моя родня – из числа профессиональных педагогов. В советские годы школы ориентировались на разработки и рекомендации методических кабинетов Районных Отделов Народного Образования (РОНО). Силами методистов РОНО распространялись лучшие методические разработки учителей.

Так, моя тетя, работавшая заведующей учебной частью школы (завучем) в Щекино, объединила негативные мнения по прививочным компаниям от педагогов-математиков города. Они направили в методкабинет РОНО статистику резких ухудшений оценок по контрольным работам за четверть по каждому классу города, в сравнении с общими хорошими и отличными оценками на протяжении каждой четверти. Немногим позже РОНО города выхлопотал право прививать учащихся школ не во время учебной четверти, а после завершения четвертных контрольных работ. Но это лишь в городе Щекино.

Помню, моя дальняя родня из Ленинграда, как-то с досадой говорили, что в послевоенное время, вплоть до 1970-х годов, весь центр города имел не простые общеобразовательные школы, а вспомогательные. Поэтому своих нормальных детей им приходилось учить в других районах, что очень обременительно в части доступности и близости жилья к школе.


Рецензии