О прошлом, настоящем и будущем

Июль. Полдень. Топаю из клуба после репетиции по центральному тракту в направлении КПП. Там двое. Одного я узнал. Это был командующий нашей армией генерал-лейтенант Хюппенен. Второй — штатский. Высокий, подтянутый. Волосы седы, но он не выглядел стариком. Наш генерал, перед которым тут все ходили на цыпочках, перед ним был застечив, как мальчик.
Я даже не задумался, кто это? У меня не было возможности дальше рассматривать эту сцену. Что я? Сержантик. Они меня даже не заметили. Отдал честь и скромненько, правда, задирая по-парадному сапожищи, свернул вправо, на асфальтированную дорогу, ведущую к плацу и казарме 4-й батареи. Там меня ждал Олег Колпаков, капельмейстер полка и мой самый близкий приятель.
Я только потом узнал, кто стоял рядом с нашим командармом. Первый секретарь обкома. Царь Свердловской области. Ельцин Борис Николаевич. Будущий президент России. Могильщик Союза Советских Социалистических Республик, которому все мы тут присягали.
Часто и знать не знаешь, где столкнёшься с великим. Оно проносится мимо в виде чего-нибудь совершенно обычного. Вот дневальный в казарме. Боец как боец. Зелёный презелёный, по армейским меркам. Неуклюже прикладывает к пилотке растопыренную пятерню. В скуластой физиономии что-то знакомое, хотя с чего бы вроде? Чужая батарея, курсант молодой — весной только призвался. Потом Колпаков мне сказал, что это Дворжецкий. Самый младший из рода великих актёров. После армии он станет очень известным и погибнет в автоаварии. Нелепо совершенно.
Грядущее всегда туманно, даже если всё расставляешь по полочкам. Думал ли Ельцин тогда, в 80-м, что он станет первым президентом России. Едва ли. Он хотел стать генсеком. Но партия, которой он поклялся на библии Революции, рухнула, причём с его помощью. Предполагал ли, что Свердловск, который при нём был по тем временам очень приличным городом, станет голодным и затрапезным, когда он возглавит всю страну? Шапка Мономаха оказалась ему не по размеру. В 91-м я шёл по восхищавшему меня когда-то Ленинскому проспекту и не верил своим глазам. Очень хотелось пожрать, а во всех магазинах была только консервированная ламинария, остальное — по талонам. Ни одной улыбающейся физиономии — все хмурые, злые.
Но будущее оценит всех. В том числе и нынешних, воображающих себя спасителями России. Хазанов читал в 90-х юбилейный монолог, посвящённый МВД и преступности. Преступность себя чувствует лучше, чем Министерство внутренних дел, говорил он. Зал улыбался. Не хохотал — улыбался. Очень так снисходительно. Там сидели тогдашние властители России. Многие из них были теми самыми преступниками, над которыми подсмеивался артист. Они чувствовали себя очень хорошо. Тогда. А теперь? Ведь часть тогдашних, нахапавших народного добра выше любой крыши, и ныне у власти. Им плохо теперь и их детям? Надо спросить у Чубайса, непотопляемого знаменосца дикого капитализма. Он точно всё знает. Потому его и не топят.


Рецензии
Вот интересно, если бы была у тебя способность заглядывать в будущее, что бы ты сделал?
Я видела ВВП, когда еще училась в той школе, что он заканчивал.
Ничего бы мы не сделали. Вздохнули. И возможно, чуток подстраховались :)

Привет, Яков!

Аполлинария Овчинникова   20.07.2021 10:09     Заявить о нарушении
Привет, Поль! Ничего бы не сделал. Потому что я не Нострадамус. Значит, почти всегда плелся в темноте. Особенно в молодости.

Яков Богорад   20.07.2021 11:01   Заявить о нарушении
Литература для меня - это возможность исправить ситуацию. Но смогу ли? Успею ли?
Вот в чём вопрос

Яков Богорад   20.07.2021 11:14   Заявить о нарушении
Кстати. Еще по теме. Я прослужил в учебке полгода, уже был младшим сержантом. И вот новый призыв. Из Москвы. Нужно было проставить на кармане их шинелей номера военных билетов. Выбрал из кандидатов того, кто показался больше по душе. Мой ровесник. Пинок из института Плеханова за аморалку. Ну, просто собрат! Мы стали друзьями. Звали его Андрей Кигим.
Поль, посмотри в интернете, как зовут нынешнего председателя ПФ РФ

Яков Богорад   20.07.2021 11:37   Заявить о нарушении
Не тезка? Неужели твой знакомец?! За аморалку?!
Хотя, чему я удивляюсь...

Аполлинария Овчинникова   20.07.2021 11:57   Заявить о нарушении
Знакомец? Из-за него я остался младшим сержантом на все два года. Причина проста. АНдрей мне нравился. Умница, блестящее чувство юмора. И вот я, каптёр, по сути завхоз батареи, пригласил его в подведомственный мнеподвал. Взял вино, мать прислала посылку.Решил угостить. Разговорились.Я всё время его просил: не обращайся ко мне на Вы. А он: не могу, дисциплина. Я его понимал. В разгар разговора в подвал постучались. Постучался. Очень грозно. По голосу я понял - командир. Вино я спрятать успел, а посылка материнская осталась. Он промолчал, а вывод сделал: сержант объедает курсанта. Хотя всё было ровно наоборот.
Но я желаю Андрею удачи. Он не однофамилец. таких фамилий мало. К тому же его биографию я наю не из Википедии

Яков Богорад   20.07.2021 14:19   Заявить о нарушении
Ещё. Наша учебная часть УрВО,её младший командный состав (сержанты) формировалась в основном и студентов, по тем или иным причинам не закончившим институт, то есть служившим не полтора, а два года. Все они были талантливые, умные ребята, но пока ещё не совсем ставшие взрослыми. Что и именуется аморалкой

Яков Богорад   20.07.2021 14:34   Заявить о нарушении
И ещё просьба: называй меня, как обычно. А то получается: ты русская, наследница красивого рода,а я - не понятно кто ))

Яков Богорад   20.07.2021 14:39   Заявить о нарушении
И ещё. Из шуточек Кигима. Потом иногда сам пользовался. Жена его спросила в письме: как жизнь? Он ответил телеграммой:
Заканчиваем осушение реки.
Подпись: группа товарищей

Яков Богорад   20.07.2021 19:50   Заявить о нарушении