писательская критика писателей, лекц. набокова и д

писательская критика писателей. лекц. набокова (и быкова).

[литературная критика писателями
- коллег-писателей (по цеху-то).]


--
прослушав аудьолекц. набокова в2
(фргмнты про пушкина и горького,
-в особенности касаютса заявлен.
темы) `лекции по русск. лит-ре`,
в аудиозаписях соотв. .


----
про пьесы чехова (~`чайка` сперва
провалилас правда, но `три сестры`
и далее - были приняты публикою ..
тепло, восторженно даже `на бис`;
с овациями , рукоплесканьем; анш-
лагом были сезона; входили в пост.
репертуар мх(а)т; - в посл. с. им.
чехова соотв. и с лого - `чайки`-
то с.); .. и про пьесы горького -
(за проваливш. дебютн. `_______`)
`на дне` напр., - набоков конста-
тирует, что сии драматургич. пр-я
были в фаворе. (разделивш. успех с
главн. постановщиками - станисла-
вск. и немиров.-данченко с., и ..
труппою мх(а)т соотв. в конце 19в.)

однако, набоков считает горького ,
- посредств., недообразованным, и
т.п. - литератором; даже и худож-
ником (- слова-то соотв.) не ахти.

что может понравитьса набокову в
горьком, - так это его яркая общ-
ественная, социально-гуманистиче-
ск. его активн. позиция; смелость,
с котор. он стремилса отстаивать..
идеалы справедливого общества и т.
п. ;  ынициативность его-горького;
смелость и отчаянность.
да, набоков признает горького опы-
тным (и грамотным наверное) драма-
тургом. однако весьма критически..
снобистски, категорич. - высказыв.
об способностях горького как лите-
ратора-писателя с. (не забывая, ..
не преминув упомянуть, что горькый
любил `заложить за воротничок` к.г.
`не дурак был выпить`. т.е. съязвил
тут конешно, набоков-то, однако. не
питает к нему симпатии и уважение..
особо-то).


(..)


~~
pz.

да и вообще ж, немало кому достава-
лос и достаетса - едкостей, критики
и пр. т.п. , - от пера разн. крити-
ков и т.п.   .. проще назв. кому не
достаетса, если вообще такое сущ-т.

от гомера и до пелевина - всех рас-
пинают.  у ломоносова, как известно
была куча врагов. пушкина, и того в
его время, .. современники клеймили
бесбожно, истово, сурово; с 2-х ст-
орон как миним. (светск. элиты кон-
серват. и прогрессивн. либеральн.).
положение извечное, по типу ..`свой
среди чужих, чужой среди своих`; ..
то ли `не до`,  то ли `пере-`..; для
одних, - слишком распущен, развязан;
для 2вторы-х, - слишком строг, серь-
езен, странен , непонятен, сложен ..
- не угодишь. (и надо ли вообще ?!).

кто еще - фанатик,радикал не извест-
но. идеалист - тот кто на 2-х стуль-
ях амбивалентности умудряетса балан-
сировать. от сей мудрости его все ..
недопонимания, отчужденность, одино-
чество, непонятость , странность, ..
остраненность, чуждость  социуму-то.
художник ~ канатоходец, чайка, блин.

тургенев, пряталса за границею от кр-
итиканов русск.
л.толстого опять же с 2-х сторон при-
жимали, - дворянство и духовенство ..
чехов страдал.

в общем, - чужаковв , завистниковв .;
непонимающих , не поче(и)тающих , не
уважающих, не разделяющ., - идеаловв,
врагов, врагов идеализма-то крамольн-
ого-ка, - всегда хватает.

и кто тока не мучилса от непонятости.
.. разве что, некоторыми коллегами по
перу,кисти и пр., по цеху т.с., - пи-
сателями,поэнтами; ..да и из народу -
поклонниками, приверженцами, едином-
ышленниками некими , - читателями с.

(кстати, набоков в сих лекциях проб-
ует вывести некоего `идеальн. читат-
еля`, - благородного и благодарного).

~
и возвращ. к набоковск. критике .. ,
упомяну что, лермонтова - художника,
он-набоков хвалит; как поэта и мас-
тера образности, и т.п. игры вообр-
ажения; а также рефлексии психолог-
ич. .
и как об человеках вспыльчивых, много
пересказано,переговорено,перенаписа-
но. что и пушкин, мог быть импульсив-
ным, нервным психом ; что тургенев ..
пересорилса со всеми практич., русск.
писателями своего времени . и толстой
самодурил. и т.д. и т.д.

--
ps.

кстати, ..и чуковскый также известен
своим острыми на язык критическ. вы-
сказыван.-то. ..от него доставалос и
бальмонту-шельмонту за его велеречи-
вость; и жуковскому - медоточивому ..
христианину - исусику во плоти ; - ..
как с. переводчикам-то , как минимум.
про набокова кстати - он тоже отмечал
его критичность,снобизм ; плюс писал,
что его -набокова `комментарий(и)` к
`евг. онегину`, - чересчур уж громоз-
дки; различн. деталями, - впопад и не
впопад нередко ; избыточны, ч-з край.
по типу инвентаризации всего на свете
или т.т.
обратн./встречн.-то ~ критики-ка , со
стороны набокова - чуковск., - я пока
что не встречал.

~
зато сартра, небрежно так снисходит.,
набоков назыв., где-то в своих лекц.,
- `журналистом `.  {это того самого..
ж.п. сартра, - основат. и идейн. лид-
ера структуралистов, филосф., эхзист.
и т.п., 1-й полов. (/..трети+) хх в.;
.. с их посиделками в ставш. культов.
кафе "д` флор" (или т.т.); и с его ..
странными, свободными отнош-ми с под-
ругою его жизни - феминисткою (бисек-
суалкою ?) бовуар  (кот. грех не спу-
тать с, `бовари`-ка - флобера-то). }.
для некотор. фигура сартра , - весьма
культовая; для немалого кол-ва франц.
и не тока, - уже ставш. легендою даже
пожалуй. (судя даже хотя бы и по ст-
атистике некоей `могильной`; ибо, на
кладбище известн. в париже, его моги-
ла (..и тут же примастилас бовуар) ..
явл. одною из наиболее посещаем. , ..
в топе, наряду с м. дж. моррисона и с.
генсбура; `звездами`/легендами и пр.).

чего тока стоил его эхсцентричный по-
ступок - отказ от нобеля по лит-ре(/..
заодно и с философиею тогда уш, види-
мо). с заявлен.-объяснен. странности,
прихоти сей , - что мол дескать : `не
гоже художникам якшатьса с коммерц.`,
- или что-т в таком духе . `художник,
~ свободен, - и в т.ч. и от бабла..`!

кто ещё на такое отваживалса ? случай
(один из) беспрецедентных пожалуй-ка!


~~
чуковскый, набоковв, быковв; все имеют
свои, ~ как симпатии, так и несимпатии
с антипатиею. имеют право.

от быкова (кое-кому), достаетса период-
ически, регулярно. {напр.: из современ. 
- мейнстримщицам по типу т.толстой, пе-
трушевской .; - не откликаетса, однако;
а из сонма около)классиков-то, - розан-
ову вас.2,  за фргмнт.ть, эхсгибицион.,
и пр. ; .. и ахмадулиной , с высоцким ,
за многословие, избыточность, автобиог-
рфчн. что ли, - их творч-ва соотв.; ..к
(е.евтушенке - кажетса тож или эт жолк-
овскый алик - высказалса что типа он ..
всюду везде типа `затычка` как бы , или
т.т. ) и др. (видимо еще) . } . 

но, и хвалят они (тоже) немало, много (даже).
так что, наверно, ~ справедливо, .. кажетса .

хотя, некотор. несимпатии, разделить ни-
как не могу , при всем уважении, к быкову
напр. ( из ныне живущ. и здравств., слава
богу , - литературоведов и литераторовв),
~ чью критику в т.ч. собств. я и рассмат-
ривал в сием очерке-то (около)обзоре кр.).


~~
пс.

набоков регулярно вворачивает `полнокр-
овный(ые)`, - слово/прилагательн., изл-
юбленное; - как в нонфикшн, так и в фикшн.
соотв.
перьодически.

эхспонируя (эхспозицью-то) ..

~
а эт из >> нло << что ли, вдруг всплыло:
(силлогизм, секулятивно/секуляризац.=?.)

это-т точно:
.. >>  memory studies   <<  .

(..)

~~
ппс.

кстати, про л. толстого , - что-т пока не
встретилас, однако, - лекция набокова-то.
пожалуй, самыми развернутыми у него-набо-
кова , - получилис разборы творч-ва таких
русск. писателей-классиковв, как: гоголь,
достоевск., тургенев, чеховъ .. (ну и про
горького немало, но, не много все же .; в
сравнен. с вышеприведен.-то  фамильями ).
..вероятно и толстому портяночка солидн.,
весьма должна быть, - по праву патриарха-
то некоего `примадон`а , - посвящена бы .
пушкину - краткая довольно получилас лек-
ция-то (~ в сием по кр. мере сборнике .).
лермонтову тоже небольшая.


~~
и,
(на правах дополнен. к конспекту по лекц.
набокова , - по существу-то т.с.  и т.п.)

**

сравнивая/сопоставляя 2-х художников-пис-
ателей, - гоголя и тургенева: 1-й ~ грубые
мощные гротескные безумные буйные эхсцен-
тричн., брутальные бесшабашные бесбашенн-
ые мазки. (абсурдист, эхспрессионист - ..
предтеча ~ как и хармса, так и маркеса г2
и др. еже с ними ~ чудиковв, странниковв.)
тургенев - рационален, легок, акварелька.

(при социальн. срезах, конфликтах - фабу-
лах, - у гоголя, помимо очевидного, есть
подлинный - скрытый иррациональн. импульс
метафизическ. природы. этика постольку п.
а эстэтика, художество, ирреальность ~ ..
доминанта  ). у тургенева - мораль + поэ-
зия ; у гоголя - социология постольку п.,
главн. - поэзия, метапоэзия, ~ с гротеск-
ом и эхспрессиею, буйнною и сумасшедшею..
(гоголь близок и шекспиру в чем-то; и ка-
фка - к гоголю соотв.).

набоковв позволяет себе назыв. гоголя -..
больным.  но, гением. здоровых-то геньевв
и нету вовсе.
мир гения как миним. ч-х мерен, как и его
(стихо/поэмо-)проза.
на уровне логики - бананальность, рутина.
у гоголя , ..как в матем. лобача и физике
эйнштейна, - все возможно, все извилисто. 
//-параллельн. - Х пересекаютса, словно в
отражении лужи или т.п. 

толстой и чеховв впадают порою, проблески
иррацио,метафизики случаютса . для гоголя
же это естественное его состояние. его ..
существа , его таланта/гениальности , его
творч-го метонда.  гоголь весьма энигмати-
чен, психоделичен, фантасмагоричен, и т.д.



(..)


~~
ссылка на предыдущ. очерк-конспект по л.
набокова : http://proza.ru/2021/07/18/645 ;

и также (один) и последующ. про толстого-ка:
http://proza.ru/2021/07/22/663 .


----
fin.

*


Рецензии