Три друга было у меня...

                Старинному другу Юрию Александровичу

Три друга было у меня... друзья из юности, из детства…
Осталось двое.
Боль тая, я памятью терзаю сердце.

 

Как отдать дань прошлому?
В котором были дача, лес, речка, волейбол до темноты, и в той же темноте шёпот ровесника — двенадцатилетнего мальчика: »Я люблю тебя…»
Как не вспомнить набеги на соседские сады — там малина слаще и горох крупнее.

Походы за лесной земляникой… Пять-шесть пятилеток-шестилеток и двое-трое «взрослых», которым уже по двенадцать-тринадцать лет.
Не боялись уходить в дали дальние, незнакомые, потому что проводником и предводителем всегда был Юрка. С отцом, охотником, и собакой Дружком он исходил все окрестности. Родители спокойно отпускали с ним в лес даже малышню.

Однажды Юрка привёл нас на места торфяного пожара. То потрясающее «видео»  до сих пор у меня перед глазами. Чёрный горелый лес вокруг глубочайшей, на несколько десятков метров, ямищи. К краю не подойти, огромные обугленные корни полуповаленных деревьев свисают вниз, ещё местами дымится и пеплом осыпается мох. И запах… или вонь..
Ни с чем не сравнимая картина из фильма-катастрофы или ужастика, о которых мы тогда понятия не имели. Но нутром чуяли масштаб бедствия… мы, наполненные страхом мелкие зверушки по сравнению с величием и угрозой увиденного  пожарища.

Когда в 10-м году Москву заволокло дымом от горящих торфяников, я вспомнила ту яму. Горели те самые, высохшие торфяные болота по нашему направлению.

А вот ещё из памяти о прошлом.
На краю дачного посёлка стояла крохотная сторожка. Летом чердак  всегда был завален пахучим сеном.
Вечер, темнеет, за бревенчатыми стенами дробится дождь.
Нас человек пять-шесть, лёжа на животах на ворохах немного колющегося сена мы «режемся» в карты. Девочка одна, я. Играем не на деньги, даже не на щелбаны. На страшные истории.
Но почему-то совсем не страшно, а очень уютно и весело.
Потом Юрка провожает меня до калитки и не уходит, пока я не войду в дом.

Он был другом.
А я… В шестнадцать лет я  впервые полюбила. Другого, не Юрку.
Как потом оказалось, полюбила всерьёз, более, чем на тридцать лет.
Но то история для иного рассказа.

А Юрка ревновал. Когда тот, другой, приезжал ко мне на дачу на весь день. И с ним теперь я уходила бродить по лесам-полям.

Вспоминаю с удивлением, как чисты и наивны мы были тогда. Ни дурных мыслей, ни попыток обидеть, ни грязных слов…
Напротив, чувство защищенности, безопасности, радость общения.
Дети, помаленьку становящиеся взрослыми.

В день моего шестнадцатилетия я лежала дома с простудой. Температура, горло, сопли… все как полагается.
И слёзы — болеть в такой день… да в преддверии Нового года. Обидно, несправедливо.
А ещё меня мучила мысль о бесполезности прожитой жизни. Да, я всерьёз сожалела, что столько лет позади, а что нужного людям сделала, какой след останется за мной, чем вспоминать будут?
Послевоенный ребёнок, воспитанный на книгах Аркадия Гайдара и Николая Островского. Бесцельно прожитые годы — как это страшно…

Так страдала в соплях и слезах… И вдруг пришёл Юрка!  Без приглашения, без телефонного звонка — не помню, был ли у нас тогда домашний телефон.
Но с подарком — с книгой, сборником «День поэзии». Знал, помнил, что люблю стихи, что сама пытаюсь писать.
Что-то говорил, сидел у постели, смотрел влюблёнными глазами на мою помятую, заплаканную рожицу.
Врезалось в душу на всю оставшуюся жизнь.

Потом был июнь… и встреча с тем, другим. Любовь, взорвавшая меня изнутри, с огненными всполохами эмоций, с трепетом ожидания следующей встречи.

Не до Юрки стало. А он, оказывается, страдал.
Вспоминаю, как однажды случилось говорить с его мамой. Я пришла из школы и встретила ее у дверей нашей квартиры.
— Это ничего, что он немного младше. Со временем эта разница станет незаметной. Он любит тебя, очень, по-настоящему. Он страдает. Ночами не спит. Пожалей его, деточка, — обращалась ко мне, подростку,  взрослая женщина, мать троих детей.
Невысокая, худенькая… в проеме комнатных дверей…
— Я люблю другого, — был мой ответ. Правдивый.
— Ааааа… понятно, извини, — и ушла, унося боль за сына. Юрка никогда не узнал, что мама приходила ко мне.
Только  много лет спустя я осознала, какую муку причинила ей. И мне стыдно. Но не у кого просить прощения.

Иногда  мы встречались с Юркой  на даче или в городе, просто так, без признаний и обещаний. Я чувствовала, что повзрослела сразу, внезапно поднявшись нА голову над прошлым с дачными играми,  Юркиной  влюблённостью…

Он тогда отучился 9 классов, завербовался в какую-то экспедицию. Я думала — геологическую, он хотел стать геологом. Позднее выяснилось, в экспедицию, связанную с запуском ракет. Каким образом, куда именно — меня не интересовало.
Не помню даже, писал ли он тогда мне письма.
У каждого началась своя взрослая жизнь.
Мы расстались на несколько лет, я  не знала о нем ничего. Да,  честно признаться, и не очень вспоминала, занятая своей любовью.

Меж тем окончена  школа. 11 классов. Все экзамены в ВУЗ сданы на отлично.
Новые впечатления, новые друзья. Мы с моим любимым учимся в одном институте, только на разных факультетах, и специальности у нас разные. Видимся почти каждый день. Я счастлива. Не до Юрки. Я не вспоминала о нем.

А он, судя по всему, помнил. Однажды мы встретились. Кажется, была осень. Вечер.
Гуляли в сквере возле бассейна «Москва». Юрка, немного пьяненький, что непривычно и неприятно, громко смеялся, размахивал руками и повторял раз за разом:
— Светка-конфетка! Светка-конфетка!
Он женился, у него замечательная жена!
Я искренне радовалась, что он нашёл себе любимую.

Только  теперь осознаю, насколько отстранённым и поверхностным было моё участие. Наши пути расходились все дальше.
Но какая же хитрая штука — жизнь.
Спустя какое-то время мы снова встретились, просто погулять, побродить по Москве.
И Юрка, помню, глядя мне в лицо, сказал:
—У меня дочь родилась. Наташка.
Я молчала, сердце  будто замерло, трудно  дышать… шок.
Мне нечего было сказать.

Я училась, жила собственными переживаниями, пытаясь понять, настоящая ли у меня любовь… как же смешно  вспоминать сейчас  те мучения, бессонные ночи…
Но… каждому возрасту свои страсти и радости…

Время шло, я заканчивала третий курс, когда поняла, что хочу другую специальность.
Ведь пыталась поступить после школы в МГУ на «физиологию растений». Математика подвела, я забрала документы, не дожидаясь результатов. А биотехнология, хоть и была в те времена новейшим направлением, интересовала меня все меньше.

Юрка иногда позванивал, интересовался моими делами. И вот тогда, был апрель, кажется, я попросила его съездить со мной на станцию «Строитель», где находился Лесотехнический институт.
Дома о моих метаниях, сомнениях и намерениях я не рассказывала. Был печальный опыт:
—Закончи институт, получи диплом, потом делай, что хочешь.

А Юрка не возражал. Он знал, как я люблю и понимаю природу, как чувствую лес и все живое, он сам был таким.

Я нашла администрацию желанного института, узнала про правила перехода и пересдачи отдельных экзаменов, о сроках подачи документов… и прочее, прочее.
Юрка сначала ходил со мной по этажам, потом вышел на улицу, ожидая.
Я выбежала  с горящими глазами, гордая от того, что сама решила, сама сделала — уже предвкушая перспективы. Не учебы, того, что за ней.

Потом мы долго шли вдоль железнодорожных путей в направлении Москвы, и я взахлёб рассказывала обо всем узнанном.

—Ну и где ты будешь работать после этого института?
—В лесу, в заповеднике, как мечтала об этом с детства… представляешь..
—А твой муж? Он захочет жить в лесу? А дети? Как и где учиться будут? — Юрка знал о реальной жизни больше меня. И вылил на мои восторги ведро холодной воды.
—А я найду такого мужа, чтобы не возражал, — в запале ответила я.
Каким мудрым и взрослым оказался человек, которого я  все ещё считала за  младшего братишку.

Дома меня ожидали четыре «ежовых рукавицы» и все тот же ультиматум:
—Диплом. А дальше хоть второе, хоть третье образование.

Да, мечта осталась мечтой.
На 4-м курсе любимый женился. Не на мне.
Пытаясь избавиться от пагубной страсти, я нашла среди однокурсников ещё одного друга. Третьего. Но о нем уже написан рассказ.
Окончила институт и встретила человека, который полюбил меня, вышла замуж.
Юрка с его чувствами остался в отдаляющемся прошлом.
Я уехала жить к мужу. Родители передавали мне приветы — Юрка звонил, просил номер телефона.
Я сказала — нет.
На том бы и точку поставить — но жизнь  то ли пошутила, то ли отомстила…

Мне было почти пятьдесят, когда судьба опять свела нас.
Жаркий летний день, мы с мужем на даче. Я в доме занята хозделами, он что-то мастерит, как обычно, сидя в тени у гаража.
За уличной калиткой замаячила мужская фигура:
— Хозяева, молока надо?
Я спустилась с крыльца, подошла… не могла понять-узнать в моложавом усатом мужчине — Юрку.
— Юр, это ты? Какое молоко? Ты что дурака валяешь? Заходи.

Познакомила с мужем, повела в лес, тот, что ещё сохранился.
Юркины родители дачу продали давным-давно. Сам он заехал сюда просто по пути — так сказал.

Последовавшие за этим событием двадцать четыре года лишь крепили нашу дружбу.

В те времена, что мы жили каждый своими делами, всякое случалось. Юрка пил, почти спивался. Нашёл силы — бросил, сам. Также и с куревом. Кроме дочери родили со Светой сына Андрея. Стал бизнесменом, организовал фирму по установке саноборудования. Купил два участка земли в Подмосковье — для своей семьи и семьи брата. Построил дом, посадил сад. Прекрасно водил машину.

Приходил к нам в гости, иногда с Андрюшкой. Возил нас по праздничной вечерней Москве. С удовольствием общался с нашим Громушкой.  Пёс радостно  встречал его.
Он всегда был рядом, готовый помочь.
Удивительно, я, с трудом просящая о помощи, гордыня мешала, к Юрке обращалась запросто. Кажется, я любила его все больше год от года. Как близкого,  родного человека.

Когда не стало моего Олега, Юрка по-прежнему звонил, приезжал, помогал.
Будто про нас написана «Самая лучшая песня о любви», что поёт « Високосный год».
Юрка приносил самую лучшую заварку и сладости. Мы сидели на кухне,  пили чай и разговаривали. Часто спорили, но никогда не обижали и не обижались.

 Даже уже будучи больным,  он приезжал, чтобы помочь.
Онкология никого не щадит. Операция. Облучение. Химия.
Я сама прошла не один круг этого ада, а потому как могла подбадривала, что-то подсказывала. Прощаясь до следующего звонка, всегда повторяли друг другу:
—Прорвёмся! Мы знаки огненные, непобедимые!

Долгое молчание заставило меня забеспокоиться. Наговорила на автоответчик, написала на почту…
Позвонила Наташа, его дочь. Я все поняла раньше, чем она начала рассказывать.
Чувствовала, вернее уже откуда-то знала, что Юрка ушёл… Интуиция.
И ощущаю себя осиротевшей, потерявшей надежную опору… также, как после ухода моего Олега.

Когда прилично за 70, подводишь итоги. Озираясь  назад,  видишь тот самый след, что останется, когда уйдёшь.
Удивительно, но в воображении видится, как тянется за Юркой солнечная дорожка, по обе стороны которой высится светлый  смешанный лес.  Впереди носятся наши любимые собаки, а над горизонтом вполнеба раскидывается Радуга.
Юрка оборачивается, улыбается, вскидывает руку, прощаясь...


С годами дружба приобретает иной смысл, чем в юности и молодости. Просто присутствие рядом становится не столь  важным.  Дороже то, что каждый звонок, письмо или встреча как продолжение вчерашнего разговора. Как ощущение непрерывности дружеской связи независимо от места жительства и рода занятий.
Как серебряные нити, удерживающие нас здесь, на Земле.

В рассказе он Юрка. Я звала его Юрочка.
Долгая светлая память моему другу.


21 июля 2021 года

Високосный год - Лучшая песня о любви (видеоклип 1998 года)


Рецензии
Нет, далеко не каждой дано такое счастье - иметь такого верного друга и уметь дружить.Это надо уметь заслужить - характером и всем своим существом,
По тому как Вы,Наташа,умеете дружить,не распыляясь, любить,не изменяя,любить отдельною любовью животных и природу,по Вашим стихам и рассказам, вырастает ОБРАЗ просто очень хорошего человека.
Я рада своему открытию.

Элла Рахманова   01.04.2022 11:01     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Элла.
Прошу прощения, что долго не отвечала. Я очень редко бываю здесь. Не пишется.
Спасибо за отклик и за ваше мнение обо мне. Возможно, вы преувеличиваете.
Но Юру вспоминаю почти каждый день. 14 апреля этого года ему исполнилось бы 74.
Мне его очень не хватает.
Всего вам доброго.

Наталья Зотова 2   15.04.2022 00:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.