Эшафот. Глава девятая воспоминания о старом друге

Ночь накрыла Закрытый город. Теперь, будучи в руках революции, он не светился яркой иллюминацией сотен тысяч электрических лампочек, а был полностью погружен во тьму. Разгромленные дома знати и крупных чиновников хранили гробовое молчание.

Город, который ещё прошлой ночью сотрясали весёлая музыка, нынешней застыл в неопределенности. Лишь изредка перекликались милиционеры с красными повязками на рукавах, да часы на Дворцовой площади били двенадцать.

Федот Галин спускался с чердака, где на посту наружного наблюдателя его сменил сын, и заметил на лестнице человека лет тридцати - помощника приютившего их хозяина аптеки, где они, собственно, и схоронились, пока императору не станет лучше.

Федот сел рядом и спросил:

- Как государь? Уже пришёл в себя?

- Да, ему лучше, и за его дочь можете не беспокоиться. Скажите лучше, вам что-нибудь известно о главарях?

- Емелин из ниоткуда появился на острове инфанта Теодозиду, где успешно свергнул местного раджу и даже успел созвать "Совет туземных депутатов", пока местные не выдали его португальцам. Сбежал с корабля около Виго и вплавь добрался до Испании. Вот и всё, что я когда-то вычитал о нём из "Ведомостей".

- Емелин русский, но его семья и то, когда и по каким причинам он покинул свой дом, неизвестны. - добавил помощник аптекаря. - А вот Иванов покинул нас лет двадцать назад, после бунта в городе Торгов. Более того, я лично был знаком с Осипом Васильевичем.

- Как это произошло, Алексей Егорович?

- Осип ровесник моего отца, ему шестьдесят два года. Учились они в одном классе. Отец не разделял социалистических взглядов своего однокашника, но это не мешало ему быть другом нашей семьи. Осип никогда не был женат, я думаю, его вообще не интересуют женщины. Он приходил к нам по четвергам и воскресеньям, приносил баранки и пирожки с зайчатиной. По поводу этих визитов отца частно приглашали побеседовать в Третье отделение, но он ничего не знал, но ему не верили и установили за ним наблюдение, но скоро оставили в покое. Осипу никогда не приходилось быть вне закона, так как он являлся теоретиком, а не практиком. Писал труды, поносил монархию в нелегальной газете, этим всё и ограничивалось. Повторю, я видел его в последний раз лет двадцать назад, но до сих помню его огромные черные усы, разящие табаком и то, как он подбрасывал меня к потолку. Стыдно сказать, но я сам, в бытности ребёнком, увлекался социализмом - всё под влиянием Осипа и тех книжек, которые он, в тайне от отца, мне подсовывал.

- Что же заставило вас отказаться от этих идей?

- Торговское восстание, Федот Романович. Я помню его, будто оно случилось вчера. Да и началось всё из-за пустяка - тухлой рыбы. Разгромили лавку, где ею торговали, а попутно и весь рынок. Осип быстро поднял в городе бунт и под шумок обчистил, вместе с другими социалистами, банк и дома не только богатых, но и тех, у кого была хотя бы горсть монет. Он даже вломился в мой дом и отобрал у нас последние деньги, после чего бежали из города, предоставив бунт самому себе. Думаешь, на какие средства они шиковали в европейских столицах и делали революцию? Выходка Осипа сильно меня поразила, как и то, с какой мягкостью власти обошлись с горожанами, даже возместив материальные потери (Федот умолчал, что уговорил императора не сильно наказывать торговичан только из-за того, что государственному палачу надоело заниматься казнями)! Да, свобода у нас только на бумаге, но зато закон не дремлет, живём сытно. Да дай русскому человеку полную свободу - он таких дров наломает, мама не горюй. Эта была Русь, которую мы, боюсь, уже потеряли. Сильно сомневаюсь, что Иванов, на пару с Емелиным, сдержат те обещания, которые так щедро раздают.

- Полностью с вами согласен.

- У молодёжи нынче модно увлечение республиканскими и социалистическими течениями. Ваш сын этим увлекается? Сколько ему лет?

- Трофиму девятнадцать будет этим летом, но он горит желанием выжечь эту заразу дотла. Отличный палач у будущей Руси, любящий своё дело. В отличие от меня, он всеми руками за казни каждый день. Я собирался, как и мой отец, уйти в отставку в день совершеннолетия моего сына. Уж он точно отправит этих главарей на эшафот.

- Боюсь, вся Русь взошла на эшафот.

Вздохнул Федот, вздохнул и Алексей. Будущее Руси было очень туманным, как и всех тех, кто им дорог.

***

Едва капитан успел откупиться от своей соседки по несчастью, как в комнату, громко разговаривая и смеясь, вошли двое емелинцев. Они тут же принялись выдвигать ящики и опустошать сундуки.

Мари сквозь маленькую дырочку в одеяле подсматривала за ними. Оба то и дело обменивались удивлёнными репликами в духе "- Алмазы!", "- Смотри, золото!", "- И жемчуг!", "- А это что? Наверняка стоит кучу денег!" и так далее, и тому подобное.

Когда емелинцы забили у себя всё, что могли, сокровищами, один из них бросил взгляд на кровать.

- Эй, Афоня, погляди, зуб даю, кто-то прячется под одеялом!

- Да какая разница, кто там, Шурик! - последовал ответ. - Вон, полковник на Луну отправился, в другой комнате вся семья императора перебитая лежит, кончай фигнёй заниматься, пошли уже!

- Я всё же посмотрю.

Шурик начал подходить к кровати, пленники затаили дыхание, готовясь к самому худшему, как Афоня удержал своего товарища за плечо и указал под кровать.

- Смотри, сапог!

Шурик сразу же потерял интерес к самой кровати, наклонился и потянул за сапог.

- Ба! Не сон ли это? Князь Переяславский! Собственной персоной!

Князь Переяславский, потрёпанный и разбитый, беспомощно переводил взгляд то на Шурика, то на Афоню, надеясь лишь на то, что его не забудут покормить.

- Богатых улов. Кто-то уже связал его для нас и заткнул рот кляпом. Давай, Афоня, я за ноги, ты за голову. Емелин за него нас озолотит! Раз, два и взяли!

Когда емелинцы вышли, Мари выжидала немного и вылезла из своего импровизированного убежища. Заперев дверь на ключ, она принялась прихорашиваться перед зеркалом.

- А тебя не смущает свежий труп, лежащий с тобой в одной комнате? - поинтересовался капитан, вылезая вслед за нею.

- Я видала вещи и похуже.

Капитан принялся расхаживать по комнате, разминая затёкшие члены.

- Капитан, улыбнитесь! Как дворян и джентльмен вы просто обязаны проводить меня до дома.

- Я?! - от подобного заявления капитан встал, как вкопанный.

- Разве вы не дворянин? Ну, хотя бы, джентльмен? Неужели вы отпустите даму одной возвращаться через кишащие бандитами улицы?

- Нет, я дворянин. И, вроде как, джентльмен.

- Так в чём проблема, капитан?

" - Вот привязалась! - подумал капитан. - Делать мне больше нечего, как девиц сомнительного проведения домой возвращать! А хотя... У неё дома можно и укрыться, в спокойной обстановке решив, как действовать дальше. Может, есть у неё могучий покровитель, который и вытащит её отсюда, да и меня в придачу за эту услугу. Решено!"

- Как говорил мне мой отец, царствие ему Небесное, - честь превыше всего. Я провожу тебя до дома. Но вот как мы будем отсюда выбираться?

- Как я сюда и попала - через секретный вход.

Мари оторвалась от зеркала и принялась хозяйничать а гардеробе императрицы.

- Откуда Фёдору Яковлевичу известно про секретный вход? - удивился капитан.

- Дурачок, есть вещи, о которых тебе знать не положено.

- Ну да, ну да, пошёл я далеко и надолго. - проворчал капитан. - Ты там скоро?

Мари не ответила, а в гардеробе провела не менее получаса. Капитан за это время успел всю комнату облазить вдоль и поперек, да и не единожды, но никакого секретного входа не нашёл. Решив, что данных вход находится в гардеробе, он сел на кровать и стал смотреть на дверь, что вела в гардероб.

Мари не выходила, и, если бы не шорох, капитан решил, что девушка ушла без него. Наконец, дверь и отворилась и Мари вышла в соболиной шубке, куньей шапке и держа в одной руке муфту из меха чёрно-бурой лисицы.

- Ты не боишься, что тебя мигом арестуют в таком наряде?

- Глупенький. Такую красавицу, как я, пропустят даже в рай, стоит только поиграть глазками. А ты накинь одеяло на плечи, дабы скрыть свои мундир и погоны, и повяжи платок на голову - будешь вылитая бабушка. И усы спрячь. Вряд ли эти болваны хоть что-то знают про гормоны.

Капитан последовал её совету, а Мари принялась набивать карманы всем тем, что не смогли унести Афоня с Шуриком.

- Капитан, лови! - крикнула Мари. - Я сегодня щедрая, так что держи крепко, дарю!

Капитан поймал, и от удивления у него на лоб глаза полезли.

- Это же высший орден Руси! Звезда императорского ордена Святого Равноапостольного князя Владимира Крестителя! Да ещё и с алмазами! Я... я не могу его принять... Он не по чину, да и не по заслугам!

- Не хочешь - как хочешь, уговаривать никого не стану. - Мари сцапала из рук капитана орден. - Мне больше достанется.

- Может, будем уже выбираться? - не сдержался капитан. - Если ты забыла, то я напомню - весь дворец до отказа наполнен мятежниками, а мы тут чем занимаемся?!

- Ты какой-то нервный, капитан. Тебе бы на Бали съездить, отдохнуть, проветриться.

- На моих глазах убили человека! Как тут не нервничать!

- Во-первых, ты военный и ты уже должен был привыкнуть к трупикам...

- Я никогда не воевал! - перебил капитан. - Русь уже давно не ведёт воин, а там, у дворца, было темно и я не мог видеть, сколько человек убито, а сколько взято в плен!

- А во-вторых, - продолжила Мари - я тоже видела его смерть и, как видишь, и в ус не дую.

- Потому, что у тебя нет усов. - пробурчал капитан, в отчаянии тяжело сел на кровать и закрыл лицо руками.

Наконец, Мари до отказа набила все имеющиеся у себя карманы и подошла к большому (от пола до потолка) настенному портрету Рюрика, поскребла кое-где ногтем и портрет отъехал в сторону, открыв вид на небольшую винтовую лестницу.

- И куда ведёт эта лестница?

- Увидишь, капитан. - ответила Мари, уже спускаясь по ступенькам. - И не забудь захлопнуть дверь!

Следуя за ней, капитан обнаружил на обратной стороне картины дверную ручку и засов.

- Предусмотрено. - одобрил капитан, захлопнул дверь и запер её на засов, после чего последовал за своей спутницей.

9 января 2021 года.

Примечание. Всё вышесказанное является вымыслом автора и не относится к реальной истории. Произведение является представителем жанра "альтернативная история".


Рецензии