Воспоминания. Случайная встреча с прошлым

      Иногда прошлое врывается в настоящую жизнь случайно, но твердо и уверенно. С бывшими местами моей работы я встретился вновь в 2014 году. Мне нужно было сдать в Пенсионный  фонд отчет организации. Спрашиваю адрес. Сказали – Угрешская, дом 2. Что-то знакомым мне показался этот адрес. Смотрю по карте. Ба, да это адрес ХлорНИИ, в котором я проработал семь лет. Раньше я туда ездил на трамвае от Таганки, а теперь там есть метро – Кожуховская, как оказалось в 500 метрах от ХлорНИИ. Выхожу из метро и смотрю, стоит пожилая женщина и кого-то ждет. Спрашиваю, а как дойти до Угрешской улицы. Она мне говорит – вон видите там дом стоит, пятиэтажный. Это ХлорНИИ, там и начало Угрешской. И говорит далее, а я там проработала 40 лет. Вы туда идете? Я говорю – да. И сообщаю, что и я там проработал 7 лет. А где? – интересуется моя собеседница. В лаборатории Т.Ю.А. О, я его знала – отвечает она. А где вы работали? В лаборатории такой-то, а мой муж в КБ. Вот так встретились два человека никогда не знавшие друг друга и проговорившие на улице где-то около получаса, вспоминая прошлое. К сожалению (а может быть к счастью, кто знает) сейчас этот институт закрыли. Закрыли и работавший при нем завод. Когда то этот завод во время войны выпускал  ДДТ (дихлордифенилтрихлорметилметан), мощнейший инсектицид, позволивший избежать массовых эпидемий тифа, малярии и других заболеваний, вызываемых насекомыми. Им буквально засыпали все места возможного распространения мух, блох, комаров и т.п. насекомых. В 1970 году производство этого продукта было прекращено из-за его вредного влияния на птиц и животных. Вот подхожу к моему институту и вижу знакомое заводоуправление, отделанное современными панелями. Знакомая проходная, прошу пропуск для прохода в Пенсионный фонд и иду на территорию предприятия. Выхожу из проходной и узнаю и не узнаю свой институт. Вроде тот же двор, те же здания, тот же памятник павшим в войну сотрудникам института и завода. То, да не то. Все ухожено, здания отремонтированы и облицованы панелями, дорожки уложены  плиткой. Чистота и порядок. Прошелся по территории. Цехов теперь нет, их перестроили под офисы, в бывших лабораторных корпусах также офисы. Мой лабораторный корпус только перестраивают. Пенсионный фонд также разместился в одном их таких корпусов. Перестроены и все бывшие складские помещения. Вначале  этот комплекс назывался «Технопарк «Синтез». А позже его переименовали в «Бизнес-квартал IQ park». Я, конечно, не смог узнать, есть ли там какие-либо научно-исследовательские учреждения или только офисы. Хотя, по идее, на территории технопарка нужно разворачивать высоко технологичные и наукоемкие производства.
     Смотрю и вспоминаю свою работу здесь. И жалко мне стало и тот институт и тот завод. Как будто ушло прошлое, ушла частица твоей жизни. Повторяю, может и хорошо, что такого вредного института и завода,  производившего хлор и хлорсодержащие продукты, не стало в Москве. Ведь неоднократно на заводе были выбросы вредных веществ, в том числе и хлора  и хлористого водорода. Соседние дома неоднократно ощущали это. И все же жалко, что нет ни института, ни завода. А самое главное, вместе с заводом ушли и специалисты-химики высокого класса. А появились ли новые - я не знаю. И как будут теперь использовать этот технопарк, действительно для размещения там наукоемких производств и высоких технологий или для множества мелких организаций, банков и страховых организаций, никому не известно. Я видел, что на территории уже размещены банки, пенсионный фонд и другие организации и даже салон красоты  Непонятно кого он будет обслуживать, наверное, сотрудников офисов. Интересно будет побывать на этом месте еще раз через некоторое время и еще раз взглянуть на то, что там размещается и что там работает.
     Выйдя с территории моей бывшей работы в ХлорНИИ, я пошел по мосту через окружную железную дорогу к моему первому месту работы - Первому подшипниковому заводу. И так, я прошел мимо завода и увидел, что в корпусах завода теперь размещены магазины, кафе, офисы и т.п. Тоже я увидел и в здании  цеха точных подшипников №3, где я когда – то работал. Выходит цех точных подшипников не работает, не выпускает подшипники для авиации, они попросту теперь не нужны? Очень стало грустно, ведь мы себя обеспечивали подшипниками сами, а теперь, должно быть закупаем за границей, оплачивая покупки нефтью и обеспечивая рабочие места шведам и прочим немцам. А, может быть сейчас в 2021 году уже где - то налажен выпуск таких подшипников. Да, мы получили совсем не то за что боролись в 90-е годы. Как всегда власть захватила кучка людей, использовавших ее для своих корыстных целей. Революция 1990-93 годов  во многом не оправдала ожиданий громадной массы народа. Но, прошлое не вернешь.


Рецензии