О Пакте Рериха и... кознях налоговиков

Друзья!

Сначала о печальном! "Индия прощается со своим выдающимся сыном Шри Вирбхадрой Сингхом – талантливым лидером, в течение почти шестидесяти лет верой и правдой служившим штату Химачал Прадеш и всей стране. Он покинул этот мир рано утром 8 июля 2021 года в возрасте 87 лет. Проницательный политик и способный администратор, человек сильного духа и большой преданности, с глубокой любовью и состраданием прислушивавшийся к нуждам людей – таким запомнит его Индия, таким останется он в памяти ее народа.

Будучи шестикратным Главным министром штата Химачал Прадеш, г-н Вирбхадра Сингх являлся также президентом Международного Мемориального Треста Рерихов в Наггаре (ММТР). Он глубоко понимал важность философского и творческого наследия Рерихов, которое объединяет народы России и Индии, и был искренне заинтересован в развитии ММТР и превращении имения семьи Рерихов в Наггаре в музей мирового уровня, как того желали Святослав Рерих и его супруга Девика Рани.

В 2012 году, благодаря поддержке Шри Вирбхадры Сингха и при его одобрении, был подписан Договор о сотрудничестве между Международным Мемориальным Трестом Рерихов и Международным Центром Рерихов (МЦР) в Москве. Цель сотрудничества – содействие со стороны МЦР в развитии многогранного потенциала имения Рерихов в Наггаре как музейного, научного, художественного комплекса, как центра российско-индийской дружбы и культурного взаимодействия.

Г-ну Вирбхадре Сингху были чрезвычайно близки миротворческие идеи Рерихов, их взгляд на Культуру как на один из основных устоев человеческой эволюции. В июле 2014 года Главный министр Химачала торжественно открыл выставку Международного Центра Рерихов «Пакт Рериха. История и современность». В своем приветствии он подчеркнул важность Пакта Рериха для сохранения сокровищ мировой культуры и подробно осветил историю Пакта Рериха в Индии, выразив искреннюю радость и гордость за то, что маршрут выставочного турне МЦР по Индии стартовал на древней земле Химачал Прадеша, в самом сердце Гималаев.

Сотрудники Международного Мемориального Треста Рерихов и Международного Центра Рерихов воздают дань уважения ушедшему лидеру и выражают искренние соболезнования его родным и близким. Пожелаем Шри Вирбхадре Сингху дальнейшего высокого и светлого Пути"!https://icr.su/
Конечно, ДУХ Шри Вирбхадры Сингха - бессмертен! И он наверняка снова воплотится на Земле, чтобы продолжить неотложные дела СВЕТА!!
Жаль, что мало таких друзей России в нашем страдающем ненавистью и разъединением мире. И все же не везде так!

Из Новостей МЦР.
С 7 по 30 июля 2021 года в Эстонии (Таллин-Тарту-Кохтла-Ярве) проходят Дни Знамени Мира, посвященные 90-летию Первой международной конференции Пакта Рериха в Брюгге (1931). Они включали семинар «Защита культурного достояния в чрезвычайных ситуациях» (Таллин), презентацию книги выдающегося ученого Л.В.Шапошниковой «Ученый, мыслитель, художник» на эстонском языке, Круглый стол «Защита культурного достояния в чрезвычайных ситуациях», освящение Знамени Мира, открытие международного музыкального фестиваля «Игра в бисер», концерт под Знаменем Мира, выставку репродукций картин Н.К.Рериха «Meistri Universum» («Вселенная Мастера») (Тарту).
 А Латвийское отделение Международного Центра Рерихов (ЛО МЦР) провело торжественную акцию передачи в дар Академической библиотеке Латвийского университета литературно-художественных изданий (38 экземпляров), позволяющих исследовать творческое, художественное и философское наследие уникальной семьи Рерихов.

Со словами благодарности за многолетнее сотрудничество председатель Латвийского отделения МЦР М.Р.Озолиня вручила директору Академической библиотеки Венте Коцере дарственное письмо.

Эта благотворительная акция предпринята Латвийским отделением МЦР накануне 95-летия со дня рождения Людмилы Васильевны Шапошниковой как дань памяти и уважения основателю и первому Генеральному директору общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве.

И еще. 3 июля 2021 года в Выставочном зале Международного Мемориального Треста Рерихов (ММТР) открылась выставка «Единство» молодых индийских художников, представляющих международную художественную группу «MAHSU ART» из столицы Химачал Прадеша города Шимлы. Эта группа, возглавляемая директором г-жой Ритой Сингх, позволяет молодым художникам показать миру свои работы, свое видение искусства, которое они рассматривает как путь к объединению человечества. Выставки и творческие лагеря «MAHSU ART» проходят в различных регионах Индии, в том числе и в долине Кулу, в имении Рерихов, куда художники группы приезжают уже в течение нескольких лет.

На выставке представлены картины девяти авторов. Четверо из них приехали в Наггар лично. Их работы, созданные в различных стилях, объединены любовью к долине Кулу – именно любовь, как они считают, позволяет им показать глубину и красоту жизни в своих картинах.
...Други!
Это только часть неутомимой работы МЦР и его отделений в  Европе, Индии и на других континентах. Продолжающейся вопреки всем действиям тьмы,задумавшей уничтожить этот светлый очаг Культуры.

Вл.Назаров
**************

1.Долг-40 миллионов...по налогам на картины Рериха!?

Об исполнении мирового соглашения между Инспекцией Федеральной налоговой службы России № 19 по г. Москве и Международным Центром Рерихов
Наконец-то завершилась история, длившаяся с апреля 2016 года, когда в ходе налоговой проверки Международного Центра Рерихов (МЦР), проведенной с подачи Министерства культуры РФ, инспекторы ИФНС № 4 России по г. Москве посчитали, что Международный Центр Рерихов должен был учитывать подаренные нашей организации картины Рерихов как свои основные средства и платить с них налоги на имущество. Такое беспрецедентное решение, поскольку ни одна культурная организация России не платит налоги за использование произведений искусства в музейной деятельности, было принято налоговой инспекцией 29 мая 2017 года. К этому времени, в результате незаконного силового захвата Государственным музеем Востока при поддержке Министерства культуры, Международный Центр Рерихов был выдворен из усадьбы Лопухиных, в которой располагался общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов и все наследие Рерихов, переданное МЦР С.Н.Рерихом и другими дарителями. Общая сумма налоговых претензий к МЦР составила около 60 миллионов рублей. Следует сказать, что за прошедшие несколько лет благодаря нашим усилиям и добровольной помощи общественности на счет государственного налогового органа были перечислены значительные суммы, однако постоянно начисляемые пени не позволили погасить эту задолженность полностью. В октябре 2018 года ИФНС России № 4 по г. Москве подала заявление в Арбитражный суд города Москвы о признании МЦР несостоятельным (банкротом).

При этом Международный Центр Рерихов непрерывно искал возможности мирного решения проблемы с целью сохранения организации. В поддержку МЦР выступили ряд депутатов Госдумы РФ, видные государственные деятели, известные представители науки и искусства. Благодаря этому около года назад Арбитражный суд города Москвы своим Определением от 28.07.2020 г. утвердил мировое соглашение между Инспекцией Федеральной налоговой службы России № 19 по г. Москве и Международным Центром Рерихов о погашении задолженности перед бюджетом Российской Федерации и прекратил судебное производство о признании организации банкротом. Это соглашение предполагало обязанность со стороны МЦР в течение 12 месяцев равными долями полностью погасить всю сумму оставшейся налоговой задолженности в размере около 40 миллионов рублей. В соответствии с требованиями законодательства и условиями мирового соглашения в целях обеспечения финансовых обязательств перед бюджетом Международный Центр Рерихов был вынужден передать в залог картину Н.К.Рериха «Моисей-Водитель». Именно эта картина на момент составления мирового соглашения имела необходимое экспертное заключение о подлинности и оценочной стоимости. Она была возвращена МЦР буквально за неделю до утверждения мирового соглашения в результате нашей победы в суде. Напомним, что 18 июня 2020 года апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда г. Москвы, признавшего незаконными действия судебного пристава-исполнителя по аресту картин Рерихов в рамках взыскания налоговой задолженности. В результате такого решения пристав был вынужден снять арест с имущества МЦР, и 21 июля 2020 года состоялась процедура возврата имущества, в рамках которой мы получили девять картин Рерихов, что и позволило МЦР подписать мировое соглашение. Никакое другое имущество МЦР, кроме одной из этих картин, не могло обеспечить подписание и выполнение мирового соглашения с налоговым органом.

К сожалению, исполнение предусмотренного мировым соглашением графика платежей, в соответствии с которым МЦР должен был ежемесячно перечислять в федеральный бюджет более 3 миллионов рублей, оказалось неосуществимым, так как мы не смогли ежемесячно собирать такую сумму для погашения долга. В связи с этим в январе 2021 года в ответ на Претензию налогового органа Международный Центр Рерихов сообщил ИФНС России № 19 по г. Москве, что в целях исполнения мирового соглашения МЦР не возражает относительно обращения взыскания на предмет залога (передачи картины в собственность государства в счет погашения налоговой задолженности МЦР). Иначе ИФНС № 19 расценила бы действия МЦР как отказ от исполнения обязательств по мировому соглашению, что повлекло бы новое судебное производство о признании МЦР банкротом. В результате 2 июня 2021 года между МЦР и ИФНС № 19 было подписано «Соглашение об оставлении за собой (принятии) предмета залога по мировому соглашению», на основании которого МЦР должен был передать предмет залога в Государственную Третьяковскую галерею. И уже на следующий день картина Н.К.Рериха «Моисей-Водитель» была передана представителями МЦР на ответственное хранение в Государственную Третьяковскую галерею, а между Территориальным управлением Росимущества в г. Москве и Международным Центром Рерихов был подписан соответствующий акт приема-передачи залогового имущества. 30 июня 2021 года Международный Центр Рерихов получил письмо за подписью заместителя руководителя Федеральной налоговой службы России К.Н.Чекмышева, в котором было официально подтверждено, что мировое соглашение между ФНС России и Международным Центром Рерихов считается исполненным.

Такой дорогой ценой нам удалось сохранить организацию, основанную Святославом Николаевичем Рерихом. Это позволило МЦР начать судебные процессы по возвращению незаконно изъятого наследия и восстановлению деятельности общественного Музея имени Н.К.Рериха. При этом благодаря отмене через суд ареста картин в рамках взыскания налоговой задолженности нам уже удалось вернуть девять картин Рерихов, ранее незаконно захваченных Государственным музеем Востока.
Международный Центр Рерихов благодарит многочисленных друзей и помощников за постоянную помощь и поддержку. Впереди у нас большое поле труда. Исполнение воли Святослава Николаевича Рериха в отношении переданного им в Россию Наследия и восстановление деятельности созданного Л.В.Шапошниковой общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве является нашим священным долгом.

Правление Международного Центра Рерихов
***************
2.Вышел в свет видеофильм
«Пакт Рериха. Мир через Культуру» на немецком языке
 
Видео подготовлено Немецким Рериховским обществом. Этот небольшой фильм – обращение к жителям немецкоязычных стран, напоминание об их общей истории, важности сохранения культурного наследия для всего мира.
Мы с удовольствием путешествуем по знаменитым историческим местам и музеям и знаем о Списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня такие фразы, как «культурное наследие», «защита культурного наследия», на слуху, стали привычными.
Понимаем ли мы, почему культурные сокровища должны подлежать охране? Осознаем ли ценность накопленных за всю историю человечества культурных сокровищ, памятников архитектуры, творений истинных мастеров искусства?
Если мы посмотрим, как обращаются люди с культурным наследием в настоящее время (Пальмира будет одним из самых ужасных примеров), то поймем, что еще очень мало делается для сохранения и защиты культурного наследия во всем мире.
Николай Константинович Рерих, художник мирового значения, ученый, историк, археолог и общественный деятель, был инициатором первого Международного договора о защите культурного наследия, названного в его честь Пактом Рериха.
Как человек, тонко понимающий искусство, культуру и осознающий их роль для развития человечества, уже в начале ХХ века он задумался о систематической охране памятников культуры. Николай Рерих обращался к правительствам разных стран, выступал с докладами, писал статьи и очерки, инициировал международное общественное движение в защиту культурного наследия человечества. Результатом его самоотверженной работы во имя Культуры стало подписание в Вашингтоне 15 апреля 1935 года представителями 21 американского государства Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.
Пакт Рериха предусматривает безусловную защиту памятников культуры, культурных и научных организаций, работников культуры и науки не только в военное, но также и в мирное время. Для такой защиты предусмотрен особый Знак – Знамя Мира, которое должно отмечать охраняемые культурные объекты.
Страны Европы не подписали Пакт Рериха и во время Второй мировой войны понесли огромные потери, в том числе в культурной сфере.
Два десятилетия спустя, после невосполнимых потерь Второй мировой войны, основные принципы и нормы Пакта Рериха легли в основу соглашений по защите культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
К сожалению, сегодня мы видим, что далеко не все понимают общность культур разных народов, нет осознания того, что культура есть основа развития человеческого общества, самой эволюции. Памятники культуры нередко рассматриваются лишь как материальные объекты, и угроза их разрушения часто используется как «эффективное» средство давления с позиции силы.
И сегодня актуален призыв Николая Рериха: «Повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего. Это произойдет тогда, когда все страны торжественно поклянутся охранять сокровища Культуры, которые, в сущности, принадлежат не одному народу, но Миру. Этим путем мы можем создать еще одно приближение к расцвету Культуры и Мира».
Важный вклад в продвижение эволюционных идей Пакта Рериха вносит Международный Центр Рерихов в Москве, неправительственная организация, основанная художником и общественным деятелем Святославом Рерихом, младшим сыном Николая Рериха. Культурные и миротворческие инициативы Международного Центра Рерихов широко поддерживаются международной общественностью, в том числе принимавшей участие в восстановлении Усадьбы Лопухиных в Москве, памятника архитектуры XVII–XIX веков, и в создании общественного Музея имени Н.К.Рериха под руководством его первого Генерального директора Людмилы Шапошниковой по концепции, предложенной Святославом Рерихом. Важными мероприятиями, отмеченными на высоком международном уровне, являются международные выставочные проекты для продвижения идей Пакта Рериха в России и в зарубежных странах, такие как «Пакт Рериха. История и современность» и «Пакт Рериха. Мир через Культуру».
Особенно прискорбным подтверждением того, что роль культуры еще недостаточно осознается в нашем мире, служит разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов (Москва) в 2017 году, произошедшее при содействии и одобрении Министерства культуры страны. При этом даже не был принято во внимание факт 26-летней успешной работы Музея на благо России и мира!
В 2020 году мир отметил 85-летний юбилей подписания Пакта Рериха, показавшего возможность выхода из кризиса, в котором оказалось человечество в результате небрежения к истинным духовным ценностям. В духе этого уникального международного документа мы апеллируем к международной общественности, чтобы она поддержала движение за сохранение и защиту культурного наследия Николая Рериха от корыстолюбивых намерений и восстановление в Москве общественного Музея его имени.
Немецкое Рериховское общество
https://youtu.be/GCqcbUlbNLE

*****************
3.Юбилейная выставка авторских фотографий Б.С.Скобельцына
 продолжает шествие по Псковской земле
 
 
Юбилейная выставка авторских фотографий «Памятники древнерусского зодчества Пскова и Новгорода» реставратора, почетного гражданина Пскова Бориса Степановича Скобельцына из собрания Международного Центра Рерихов (Москва) продолжает шествие по Псковской земле. После города Печоры выставка отправилась в старинный город Остров. Проект организован Международным Центром Рерихов и Военно-историческим музеем-заповедником при поддержке Общества друзей Дома Н.К.Рериха в г. Острове.
Более 40 лет жизни Б.С.Скобельцын (1921–1995) отдал консервации и реставрации памятников архитектуры. Это церковь Николы со Усохи в Пскове, церковь Николы Чудотворца в Устье, Мины, Виктора и Викентия в Кусве, Крыпецкой монастырь, усадьба Волышово Порховского района и др. Им проведена паспортизация памятников культуры Пскова и области, собран фотоархив памятников архитектуры Псковской и Новгородской земли. Б.С.Скобельцын – автор нескольких фотоальбомов, воспевающих архитектурные памятники Пскова и Новгорода (1966–1975). С 1957 года фотовыставки Б.С.Скобельцына проходили в различных городах страны: в Пскове, Ленинграде, Москве, Душанбе, Ульяновске и др.; в 1993–1994 годах – в Академии художеств, Доме Дружбы народов и музее этнографии Санкт-Петербурга, Музее архитектуры им. А.В.Щусева в Москве. Благодаря ему была организована выставка «Архитектурное наследие Земли Псковской», а в 1994 году – памятная выставка «Псков разрушенный и Псков восстановленный». На псковском телевидении при участии Б.С.Скобельцына прошел цикл передач об архитектурных памятниках. Современники называли псковского любителя старины «рыцарем красоты».

«Земля искала своего певца, своего художника – и нашла его в моем друге. И он сам, ленинградец, горожанин, уроженец иной культуры, иной имперской идеи, неустанно пылил по псковским проселкам, отдыхал на сеновалах, пил из ручьев и колодцев, покрываясь смуглым загаром, белесой пылью, тусклой сединой. С каждым походом, с каждым рисунком и фотоснимком, с каждой обмерянной и отреставрированной усадьбой и церковью становился сыном этой земли, ею самой. Питался ее тайными животворными силами, говорил ее таинственным живым языком», – писал в статье «Псков земной и Псков небесный» журналист Александр Проханов. И там же добавлял: «Когда я смотрю на писанную на мальских горах картину [Николая] Рериха “Пантелеймон Целитель”, где чудный старец идет над озером среди разноцветных трав и камней, я вижу Борю: прислонился к огромному нагретому солнцем камню, с которого вспорхнула малая бесшумная птичка. <…> Он реставрировал церковь. Возвращал ей первозданный облик. Перед этим просиживал в архивах, рылся в церковных книгах, перелистывал летописи и воспоминания земских краеведов. Мерил, делал чертежи, рисовал, фотографировал, прежде чем позвать каменщиков, плотников, кровельщиков возвести вокруг развалин строительные леса и начать реставрацию. Каждая воссозданная им церковь – это Лазарь Воскрешенный, к которому прикоснулись любящие, чудодейственные руки Скобельцына. И, повторяя работу своих верящих, религиозных предтеч, благоговея перед ними, перед их созданием, перед божественной природой, он, храмоздатель, испытывал религиозное благоговение перед жизнью, в которой через Истину, Красоту и Добро проявляется Божество».
***********
На открытии выставки выступили заместитель директора Военно-исторического музея-заповедника, заведующая историческим отделом Н.В.Суббота; руководитель комитета по культуре, молодежной политике и спорту Островского района М.Р.Хажмуратова; Н.Б.Грошева, архитектор, дочь Б.С.Скобельцына; председатель Псковского рериховского общества 1990–2000-х годов С.А.Верхотурова; Т.В.Вересова, член Союза журналистов России, член Союза писателей России, руководитель Псковского регионального отделения Союза краеведов России; В.Е.Никитин, архитектор-реставратор, лауреат Государственной премии России в области реставрации; руководитель отдела выставок Международного Центра Рерихов Д.Ю.Ревякин.
Наталья Васильевна Суббота в своем выступлении отметила: «Сегодня для нашего города и музея знаменательное событие. Обычно в музее временные выставки формируются из своих фондов. Но сейчас у нас открывается очень дорогая сердцу выставка, привезенная из Москвы».
Маргарита Руслановна Хажмуратова поблагодарила организаторов проекта и также отметила, что выставка авторских фотографий Б.С.Скобельцына является примечательным событием в культурной жизни города.

Надежда Борисовна Грошева поделилась своими воспоминаниями об отце: «Мы искренне благодарны организаторам за внимание к творчеству моего отца Бориса Степановича Скобельцына. Он очень переживал за памятники. Почему он стал художником и фотографом? Он очень трепетно относился к своей работе фотографа, которой занялся сначала как реставратор. А потом Борис Степанович хотел через фотографию передать зрителям свои впечатления от Псковщины и ее памятников, особенно разрушающихся, чтобы они увидели их красоту и также заинтересовались их судьбой. С 1955 по 1995 год отец прожил сорок лет в Пскове, самоотверженно занимаясь своей работой. Он объездил 20 районов и запечатлел около 400 памятников старины Псковской области, из которых тогда одна треть нуждалась в реставрации. Он понял, что все, к сожалению, отреставрировать не удастся. Зачастую памятники разрушались, так и не дождавшись реставрационных работ. И тогда отец решил запечатлеть их на фотопленку, чтобы сохранить облик этих памятников для будущих поколений. Помимо памятников старины в процессе работы возникла серия фотографий “русские люди Псковской земли”, “священнослужители”, “пейзажи Псковской земли”, “псковские усадьбы”, “памятники Новгорода”, “памятники Ленинградской области”. Мы, как хранители архива отца, передали его бесценные наработки, его негативы в Государственный архив Псковской области. Я искренне благодарна Международному Центру Рерихов за сохранение памяти о Борисе Степановиче».

Светлана Алексеевна Верхотурова рассказала о своем сотрудничестве с Б.С.Скобельцыным в 1995 году, когда по просьбе вице-президента Международного Центра Рерихов Л.В.Шапошниковой в фойе Российской государственной библиотеки открылась выставка фотографий древних памятников Пскова и Новгорода. В октябре того года Светлана Алексеевна и Борис Степанович приняли участие в работе Международной общественно-научной конференции Международного Центра Рерихов, посвященной 60-летию Пакта Рериха, в рамках которой и прошла эта выставка. Борис Степанович был уже тяжело болен, но все же смог подготовить фотовыставку и самостоятельно ее привезти в Москву. Встреча и общение с Л.В.Шапошниковой приободрили Бориса Степановича, он выступил на конференции и рассказал о сложной ситуации, сложившейся вокруг Пушкиногорья, вокруг Святогорского монастыря. По решению Людмилы Васильевны часть работ из последней прижизненной выставки Б.С.Скобельцына на долгие годы украсила экспозицию общественного Музея имени Н.К.Рериха в Москве. Борис Степанович стал членом Псковского рериховского общества, поскольку идеи Н.К.Рериха о сохранении памятников старины и защите культурного наследия были ему очень близки.

Владимир Евгеньевич Никитин, пришедший работать молодым специалистом в Псковский филиал ЦНРПМ, в своем выступлении поделился яркими воспоминаниями о совместной работе с Б.С.Скобельцыным. Он отметил: «В 1973 году после окончания Академии художеств я распределился в Псковскую специальную научно-производственную реставрационную мастерскую. Там и познакомился с Борисом Степановичем. Помню, как в день рождения в декабре 1973 года он подарил мне свой альбом “Земля Псковская” с дарственной надписью. Мы вместе с ним и другими своими старшими товарищами работали до момента, пока наша мастерская № 4 не была преобразована в ленинградский филиал Спецпроектреставрации. Борис Степанович в этот момент ушел на пенсию, так как подошел его возраст. Он стал замечательным фотохудожником и все свое время посвятил фотографии. Это видно по его чудесным портретам, которые также представлены в экспозиции. Мы помогали ему кадрировать фотографии, печатать большие листы. Особенно запомнился полет с Борисом Степановичем в самолете АН-2 над Псковом, на бреющем полете. Я заряжал и подавал ему пленки, а он, высунувшись в окошко самолета, уже снимал. Борис Степанович горел желанием снять все прекрасное и ценное, что видел. Ведь псковская земля – красивейшее место! Эти прекрасные памятники и прекрасные лица людей теперь перед нами, запечатленные стараниями мастера. Он ездил к академику Д.С.Лихачеву и академику П.Капице, ездил к академику Сахарову, снимал выдающихся ученых, поэтов и писателей, врачей, архитекторов-реставраторов и простых русских крестьян. Мы провели вместе с Надеждой Борисовной большую работу по сканированию негативов Бориса Степановича. Я считаю, что эта выставка в юбилейный год Бориса Степановича должна и дальше путешествовать».

Тамара Васильевна Вересова рассказала о своих встречах с Борисом Степановичем, с которым познакомилась по линии общества охраны памятников, проблеме сохранения наследия Псковской земли и старалась поддерживать его инициативы на всех собраниях. Он также поддержал ее инициативу по созданию в Пскове Литературного музея. Много фотографий Б.С.Скобельцына она опубликовала в журнале «Псковский летописец», а для трехтомника «Псковская земля: история в лицах» на основе архивных материалов подготовила статью о Борисе Степановиче.

Дмитрий Юрьевич Ревякин зачитал приветствие организаторам выставки от председателя Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Э.А.Томши и поблагодарил руководство и коллег из Военно-исторического музея в лице директора П.М.Гринчука за сотрудничество в проведении выставки. Он отметил, что в Острове работают настоящие подвижники культуры, поднявшие из руин здание мостовых команд, где сегодня открывается выставка, превратив его в современный музей с интересными экспозициями. Здания исторического отдела музея находится на островке, где с XIV века располагалась пограничная крепость, защищавшая Псков. Он также выразил благодарность Н.Б.Грошевой за предоставленные на выставку фотопортреты отца и видных деятелей культуры, памятников Острова и Островского района, запечатленных Б.С.Скобельцыным. Дмитрий Юрьевич отметил, что израненный войной Остров и Островской район потерял значительное количество памятников гражданской архитектуры. К сожалению, памятники гибнут и в мирное время. К примеру, деревянную церковь Анастасии Римлянки в Маршевицах мы можем видеть теперь только благодаря Борису Степановичу Скобельцыну. Основная задача выставки, по мнению ее автора Б.С.Скобельцына, – культурно-просветительская. Именно поэтому Борис Степанович так тщательно фиксировал эти памятники, чтобы донести их красоту в первую очередь до молодого поколения.

Недопустимо, чтобы судьбу храма Анастасии Римлянки в Маршевицах повторили многочисленные памятники старины в городе и области. В руинированном виде стоит католический костел, нет средств на реставрацию церкви Покрова Пресвятой Богородицы, немецкой кирхи и других памятников.

После открытия гости выставки посетили Дом Н.К.Рериха на улице 25 Октября. Лишь благодаря усилиям общественности был остановлен снос этого дома, который ранее принадлежал Татьяне Ивановне Коркуновой-Калашниковой, где не раз у бабушки, «коренной псковички», вместе с семьей гостил юный внук, будущий великий философ и художник Николай Константинович Рерих. В настоящий момент здесь ведутся восстановительные работы. Архитектор-реставратор Владимир Евгеньевич Никитин рассказал о тех архитектурных открытиях, которые удалось сделать во время обследования комплекса торгово-жилых зданий XIX века, а также о первоочередных противоаварийных работах по спасению ценного градоформирующего объекта, которые ведутся по инициативе и при поддержке Общества друзей Дома Н.К.Рериха в г. Острове.
https://icr.su/
******************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
21 июля 2021 года.


Рецензии