Шахтёрские менестрели. 29. 10. 2013 г

ШАХТЁРСКИЕ МЕНЕСТРЕЛИ. (29.10.2013 г.)

В конце сентября, накануне моей поездки в Ялту на «Чеховскую осень» раздался телефонный звонок. Приятный женский голос, представившись Ириной Левенцовой из города Родинское, сославшись на нашего «стражевца» Александра Курапцева, пригласил меня поучаствовать в фестивале шахтёрской лирики. Конечно же, я с радостью согласился. Через неделю Ирина Геннадьевна перезвонила и сказала, что меня ждут на фестивале в качестве члена жюри.
Хорошо, что время позволяло пригласить и других наших горловских литераторов, которым не чужда шахтёрская тема. Поехать в неизведанное Родинское решились: Наталия Ковальская, Анатолий Чистяков и Оксана Егорцева. Условились, на какое время встречаемся на горловском автовокзале, обговорив маршрут, стали поджидать намеченную дату.

И вот, 29 октября. Пасмурная прохладная осень. Туманно. Мы встречаемся на автостанции и едем в Донецк. Выйдя на 18-й больнице в шахтёрской столице, мы пересаживаемся в городской автобус и едем на автовокзал «Западный», от Горловки до Донецка мы доехали за 35 минут, до «Западного» мы утомительно едем по окраинам Донецка 45 минут. Наконец-то выходим на автовокзале и узнаём, как нам лучше добраться. Выходит, что быстрее будет с пересадкой в Красноармейске, и мы покупаем билеты. Время есть и мы, выйдя из дому рано утром голодные, не прочь перекусить. Подходим к киоскам фаст-фуда и завтракаем, пьём чай. Анатолий Чистяков не даёт нам скучать, он вообще человек очень словоохотливый, и словоохотливость его окрашена в ироничные цвета. Тут выясняется, что я Толику так и не презентовал свою книгу «Каждым нервом», не беда, я еду на фестиваль не с пустыми руками, поэтому вручаю ему книжку, что называется «не отходя от кассы». Наталия Ковальская тем временем, пока до отправления автобуса остаётся 10 минут, предлагает позвонить нашему соратнику по перу Сергею Фомину, с которым давненько не виделись по причине его болезни. Наталья беседует с Сергеем, потом по его просьбе передаёт мне трубку, голос Сергея звучит бодро и как всегда очень оптимистично. Я желаю Сергею скорейшего возвращения в строй*, и мы прощаемся, потому что на платформу подают наш автобус, я отключаюсь и отдаю Наталье телефон уже на ступенях автобуса.

Трасса туманная, за окнами автобуса беспросветье, поэтому всю дорогу мы беседуем с Толиком, проскакивая все достопримечательности нашего Донбасса, в частности, переправа через живописное Карловское водохранилище проходит незамеченной.
В Красноармейске мы почти сходу пересаживаемся в автобус на Белицкое, который проходит через Родинское, и через полчаса мы высаживаемся на трассе на въезде в город. По предварительному звонку за нами подъезжает машина, водитель забирает нас и везёт к ДК «Шахтёр», но не довозит до самого дворца, а высаживает на параллельной улице, задавая нам нужное направление, и отъезжает в другую сторону, потому что у него очередное «партийное» задание. Улочка, по которой мы идём, похожа на одну из улочек Глубокой или на улицу Судейко, застроена двухэтажными «сталинками». К ДК, которое выглядит вполне современно, подходим вразвалочку. Заходим в фойе и спрашиваем у людей, где нам найти Ирину Геннадьевну, и женщина в платье, усыпанном сине-фиолетовыми цветами, стоящая чуть в стороне отзывается: «Я – Ирина Геннадьевна!». Она подходит, я представляюсь и представляю свою команду. И Ирина Левенцова проводит нас в просторный холл, где стоят столы с фуршетными пирожками и десертами, с чаем и кофе, чтобы гости перед началом фестивальной программы набрались сил. Мы пьём чай с пирожками и печеньками, беседуем… И тут неожиданный поворот – в холл входит Владимир Ларионов из крымского Судака (вернее, из Белогорска под Судаком), который вместе со мною участвовал в фестивальных мероприятиях «Чеховской осени» в начале октября. Мы здороваемся и беседуем и о ялтинском фестивале, и о предстоящих чтениях. В это время у меня звонит телефон, это Александр Курапцев, они уже идут к ДК и он интересуется, где мы. Я выхожу на крыльцо и вижу приближающихся товарищей: идут Саша с Верой, Виталий Михайлов, Александр Товберг и другие красноармейцы. Здороваемся и заходим вовнутрь. Поднимаемся в зал, где будет всё проходить. Это Музей трудовой славы шахты Краснолиманской. Мы ознакомляемся с экспозициями и общей диспозицией в зале. Появляется Александр Морозов, мы все рады видеть его, а мне ещё выпадает честь быть вместе с ним членом жюри. Я так полагаю, то, что меня пригласили в качестве судьи – заслуга Саши. Ну, кто бы мог меня рекомендовать, когда речь зашла о шахтёрской тематике, если не он?
Гости собираются, участники перечитывают шпаргалки и настраивают инструменты. А к нам с Морозовым в это время подходит Ирина Геннадьевна и говорит: «Что делать? Елена Кисловская из Дружковки, на которую я рассчитывала, отказывается быть членом жюри. Кого бы нам пригласить четвёртым?». Я на это сразу отвечаю: «А чего же голову ломать, вот у вас в гостях Владимир Ларионов, автор из Крыма, хороший литератор, достойное украшение судейской коллегии». И Ирина Левенцова убегает искать Владимира, чтобы попросить его потрудиться в качестве члена жюри. Мы занимаем свои судейские места. Первым, поближе к «сцене» – садится Морозов, потом я, за мной Ларионов, а самым крайним сидит автор из Красноармейска Владимир Кугаенко, плотненький мужчина с седоватыми усами, о котором до сей поры я ничего не знал. Как оказывается поэт-шахтёр, со значительным стажем и литературной, и горняцкой деятельности, одет скромненько, в лохматый свитер (точно в таком 12 лет назад я отказывался выходить на сцену на презентации альманаха «Восхождение»).
Итак, фестиваль начинается. Ирина Геннадьевна начинает с приветствия, с представления членов жюри. После чего переходим к конкурсной программе. Участники выступают со стихами и песнями. Стихи, в большинстве своём трогают до глубины души. Тема ведь для меня весьма близкая. А когда Наталия Ковальская читает своё стихотворение о разговоре в автобусе, у меня опять наворачиваются слёзы на глаза (хотя я это стихотворение слышу не в первый и даже не в пятый раз). Очень задушевно выступает Саша Курапцев. Да и вообще наши «стражевцы» на общем фоне смотрятся весьма выигрышно, и это отнюдь не потому, что это мои друзья, моя команда, а потому, что я вижу оценки других членов жюри, и понимаю, что дело не в субъективизме.
После конкурсантов слово дают и членам жюри. Я передаю для ДК «Шахтёр» свои книжки «Каждым нервом» и «Трудоприношение», а также сборник «Чёрные рыцари Донбасса» и читаю несколько стихотворений. И после того, как выступили все члены жюри, нас провожают в одну из комнат для прений.
Мы начинаем сравнивать оценки, они практически единогласные, но высоких баллов очень много, а из 50 человек нужно отметить всего 16, и мы начинаем сложные арифметические подсчёты, с десятыми баллов. Я «выгрызаю» дипломы своим фаворитам, и отказываюсь поощрять одну из стихотворцев, которая пишет объёмно, но пустословно (утомительно и длинно, как Доронин). Но нам сообщается пожелание от учредителей – нужно её наградить, и мы находим компромисс – на её слова пел песню один из участников музыкальной номинации, хорошо поставленным голосом, и как песня в принципе её произведение прозвучало приемлемо. В результате один из 5 музыкальных дипломов уходит к вокалисту, ну вроде, как и автор песни поощрён. Мы размечаем кому, в какой номинации присуждается диплом, и начинаем заполнять бланки. Но когда бланки заканчиваются, мы обнаруживаем, что перестарались – у нас в списке ещё 2 лауреата, а диплом только один. На весах Любовь Чёрная из Красноармейска и парень из Белозёрского, мой сверстник Сергей Никода. Недолго порядившись, уступаем диплом даме. У Сергея, мол, ещё всё впереди. А жаль, парень мне этот понравился, и в моём списке он по оценкам Чёрную обогнал на полбалла. Как результат, наши «стражевцы»: Наталия Ковальская, Оксана Егорцева, Виталий Михайлов, Александр Курапцев и Александр Товберг, а так же Толик Чистяков становятся лауреатами, но, само собой, в разных номинациях.
Бланки дипломов отпечатаны на хорошем дорогом вощёном картоне, и поэтому, когда перерыв заканчивается, а жюри занимает место за столом, я замечаю, что имена в дипломах стираются. Заполненные гелем по вощёной поверхности буквы не прижились. Но делать нечего. Потом обведут обычной шариковой ручкой.
Каждому члену жюри нужно вручить по четыре диплома, и первым победителей объявляет Александр Морозов. Он вручает дипломы, Ирина Геннадьевна подарки, а представитель шахткома цветы. Затем моя очередь, и я с удовольствием объявляю «своих» лауреатов. Атмосфера в зале накалённая, но доброжелательная. И когда лауреаты заканчиваются, Ирина Левенцова вручает членам жюри подарки и благодарственные дипломы, которые уже заполнены обыкновенной шариковой ручкой. Время уже позднее, мы очень долго делили слонов, и на фуршет у нас уже времени нет, Ирина Геннадьевна видит, что мы опаздываем на последний автобус из Красноармейска на Донецк и даёт команду тому самому водителю, который встречал нас, доставить нас в соседний город на автостанцию.
Прощаемся с хозяевами и друзьями, и отправляемся в путь. Я сижу в машине рядом с шофёром, и то, что он вытворяет на трассе – меня пугает: он, разогнав машину, летит сквозь туманный октябрь, проделывая всевозможные трюки, то на сумасшедшей скорости выполняет обгон с резким торможением, то с залихватскими виражами влетает в крутые повороты. И мы, поначалу беседуя в салоне, замолкаем и вжимаемся в свои кресла. Но вот и Красноармейск, автовокзал, слава Богу, мы целые и невредимые, хотя в последние три километра мы на это уже не надеялись! И вот стоящий на платформе автобус на Донецк готов отходить, а тут такое перепуганное стадо подбегает и ломится в салон. Водитель снисходителен и принимает нас без билетов за наличные. Двери закрываются, и мы отправляемся в Донецк. На «Западном» мы садимся в троллейбус и в полупустом салоне едем до Ветки, а там садимся в машину к «индусу» и мчимся в Горловку.
Я смотрю на своих «менестрелей», и очень рад за них, что они и себя показали, и других посмотрели. Для Толика – это вообще первый фестиваль. И я вижу, как сияют их глаза, они уставшие, будто полторы смены в шахте отработали, но довольные, с подарками и хорошими впечатлениями. Встречай, Горловка, своих победителей-лауреатов!

_________________
* К сожалению, вернуться в строй у Сергея не получилось, чуть более чем через месяц Сергея Фомина не стало.


Рецензии