Решающий момент
— Фотография - это ремесло или искусство?
— Всякое ремесло может стать искусством.
М.Горький
Люсьен повезло. Ей, начинающей журналистке, согласился дать интервью сам Анри Картье-Брессон — мэтр, маэстро, мастер, чьи фотографии выставлялись во многих странах мира и впервые в истории соседствовали с мировыми шедеврами живописи в святая святых — Лувре! Его портрет генерала де Голля стал символом нации, а снимки — эталоном «решающего момента» в искусстве фотографии.
Она ожидала увидеть фотографа, обвешанного громоздкой аппаратурой, как охотник — трофеями, но вместо этого перед ней сидел изящный, почти аскетичный человек, а на столике кафе лежала скромная, потрёпанная временем камера «Leica» — без футляра, без лишних деталей, словно продолжение его руки.
— Мсье Анри, а те двухметровые фотографии, что были выставлены в Лувре… Они сделаны специальной аппаратурой? — не удержалась Люсьен, кивая на камеру.
Анри улыбнулся — лёгкой, чуть ироничной улыбкой человека, который тысячу раз слышал этот вопрос.
— Нет, мадемуазель. Все мои фотографии сняты вот этой камерой. Я купил её в начале тридцатых. Африка произвела на меня такое впечатление, что захотелось сохранить его не только в памяти, но и на бумаге. С тех пор я с ней не расстаюсь.
— Фотография — это ваша жизнь?
Он задумался на мгновение, будто впервые слышал этот вопрос.
— Я никогда не проявлял особого интереса к фотографии как к технике.
(Анри Картье- Брессон не проявлял плёнки и не печатал снимки сам- этим занимались лаборатории и технические ассистенты. Брессон считал, что его задача-"ловить момент", а не сидеть в тёмной комнате. Он доверял проявку и печать профессионалам и считал, что "фотография рождается в момент съёмки, а не в лаборатории").
Для меня кадр — скорее, мгновенный рисунок. Творчество? Только те сотые доли секунды, пока срабатывает затвор камеры. А вообще… — он махнул рукой, — моя страсть — живопись.
(И действительно, на пике мировой славы Анри Картье-Брессон затворился в своей парижской студии и взялся за кисть.)
— Но как Вам удаётся поймать эти редкие мгновения, этот "решающий момент"? — не сдавалась Люсьен. — Ведь нужно выставить диафрагму, выдержку, навести на резкость…
— Всё гораздо проще, мадемуазель! — рассмеялся он. — Диафрагма и выдержка устанавливаются заранее по освещённости, а фокусировка — на гиперфокальное расстояние. Тогда всё в кадре будет резким. Я просто жду момент — а он всегда приходит.
— Значит, Вы предвидите момент?
— Нет , мадемуазель, я просто не мешаю ему случиться.
— Мсье Анри, Вы назначили встречу в этом кафе на смотровой площадке Эйфелевой башни… — она колебалась, — а я слышала, Вы её терпеть не можете?
— Абсолютная правда, — фыркнул он.
— Она уродует вид Парижа... Но смотровая площадка — единственное место, где эта железяка не мозолит глаза.
Не прерывая беседы, он взял камеру и бесшумно нажал на спуск.
Каково же было удивление Люсьен, когда через несколько дней она увидела на обложке центрального журнала "Paris Match" тот самый кадр:
Она!
Кафе!
Парижские крыши...
И в углу —отражённый в стекле, едва заметный силуэт Эйфелевой башни...
Под снимком стояла подпись:
"Решающий момент — это когда глаз,сердце и разум выстраиваются в одну линию".
Анри Картье- Брессон.
P.S.На фото Анри Картье- Брессон.
Из открытых источников.
15.07.2005.
Свидетельство о публикации №221072100316