Жизнь, похожая на мою. Молодость-трудовые будни-1

Окончил я институт, получил распределение в строительный трест, где должен был отработать три года, как молодой специалист.
Но диплом мне не выдали, как и прочим сокурсникам, а положили в сейф спецчасти института. Страна хотела, чтобы я отдал ей долг, да, свой воинский долг. Диплом я смогу получить только по предъявлению военного билета.
Я учился в институте с военной кафедрой, и это давало право, при счастливом стечении обстоятельств, избежать обязательной срочной службы ~ два года в рядах Советской армии. Армии я особо не боялся, но и не стремился туда попасть.
И институт я выбрал по этой причине, вернее по трём причинам:
1) есть военная кафедра,
2) учебные корпуса в самом центре города,
3) получаешь конкретную специальность, работу и статус молодого специалиста, и с большой вероятностью получить квартиру.
Впрочем, шансов попасть в армию прямо со студенческой скамьи было достаточно:
не сдал сессию, иди послужи два года и возвращайся, там тебе мозги прочистят;
попался в милицию за драку, пьянство и хулиганство, иди послужи. Обычно всё это происходило во время посещения ресторанов.
Стипендия была 40 рублей и 50 рублей на 4 и 5 курсах.
Полный обед в столовой института - 50 копеек, и туда входили щи с мясом, второе блюдо, мясо с гарниром, компот, хлеб и булка. Соль и горчица бесплатно, бери, не жалей.
В ресторане на двоих, за 10 рублей: бутылка водки 0,5, 4 бутылки пива, селедочка с картошечкой и лучком на гарнир, два бифштекса рубленных с яйцом и смешанным гарниром, хлеб и пара беляшей.
Отчисляли из института многих. Нас было 125 человек в том числе 5 девочек. По разным причинам отчислили и отправили в армию человек 40, но к нам пришло пополнение, человек 20, восстановленных в правах студентов, после армии. Еще человек 15 сразу поступали на первый курс, после армии.
Этих ребят назначали старостами группы, профоргами, комсомольскими секретарями и начальниками стройотрядов. Учились дальше они хорошо, поняв, какой ты умный не будешь и как тебя не станут хвалить и платить большие деньги, как рабочему и передовику, в жизни без образования не продвинешься, будешь всю жизнь чужую волю исполнять. После армии всё становилось понятно со всей очевидностью. Никому не хотелось иметь трудовые обязанности: «принеси, подай, иди на хрен, не мешай» -  циничная правда жизни.
Образование было бесплатное, и учиться хотели многие, учились очно и заочно, и имели высшее образование, продолжая занимать рабочие должности. В любое время квалифицированный рабочий с высшим образованием мог стать руководителем производства. И знал я таких людей очень много. Именно они и стали занимать должности руководителей, когда при Горбачеве вышел закон о выборах директоров, именно они и организовали первые производственные кооперативы, которые составили конкуренцию существующим полугосударственным предприятиям, в сфере строительства, но об этом попозже.
В военных лагерях две недели нас готовили к принятию присяги. Мы её приняли и получили боевое оружие.
Ещё через неделю, мне присвоили звание младшего сержанта. Не помню за что, толи я подтягивался не 8 раз, а 10, толи несколько раз оделся и разделся по нормативу, а может быть хорошо подшивал подворотнички? Не хватало ранее служивших по нормативу на эту высокую должность.
А еще через две недели меня разжаловали и перед строем срезали с погон две лычки. Дело было так. Каждое утро после подъема была физподготовка. Форма одежды: сапоги, галифе и майка. Бегали, отжимались и приседали и все такое прочее. Было нас 300 человек, три роты и в одной из них был мой полный однофамилец, выпускник механического факультета. Пока шла беготня с препятствиями, он спокойно курил за лагерем в роще и был пойман нашим всегда полупьяным полковником, начальником сборов, солдат назвал себя, и его отпустили, ведь было мирное время, до утреннего построения после завтрака, сказав, что если бы сейчас была война, то его немедленно расстреляли бы на месте по законам военного времени.
После завтрака построили нас в каре и объявили, что есть среди нас по существу предатель Родины, который курил во время общефизической подготовки. Называют мою фамилию и командуют выйти из строя. Я бегал, все вокруг меня это знают, и я стою. Ещё раз вызывают, я стою, ещё, стою.
Тут взводный, а это был курсант Казанского танкового училища, говорит мне: «Выходи, раз тебя вызывают».
Я ему говорю: «Ты чего, мы час назад вместе бегали».
«Ну и что? Выходи, тебя вызывают».
Я вышел, полковник смотрел на меня с непониманием, но кураж и похмелье ему кружило голову, видимо он понял, что я не тот, кого он собирался расстрелять в военное время, но всё затянулось, и надо было заканчивать балаган. Полковник сказал, что я не оправдал доверие и т. д. и т. п. Приказ по батальону: разжаловать ФИО из младших сержантов в рядовые. Принесли ножницы и срезали с меня две лычки.
А еще через три недели мне присвоили звание лейтенанта. Так что за два месяца дважды повышен в звании и один раз разжалован и чуть не расстрелян. Такая она Советская Армия, если кто не знает. Чудес там было на телефонную книгу, может быть расскажу по случаю.
Приехал домой, похудев на 15 кг, с 78 до 63 кг, каждый день бегали по 15 км, хотя и ел всё, что давали.
Моя стильная жена, ощупав меня всего в кровати, сказала, что теперь я в прекрасной форме, а раньше был толстоват, а теперь меня можно и в модельный бизнес определить.
Мы съездили в Прибалтику, в Ригу, к моим родственникам по маминой линии, которые собирались покинуть эту прекрасную страну и звали меня с собой.
Мы пили водку и пиво, днем по будням, и рижский бальзам и шампанское вечером и ночью в ночных барах Юрмалы.
Муж моей троюродной сестры был руководителем оркестра, то ли в Дзинтари, то ли в Юресперле, в ночном баре, где в варьете пела и танцевала будущая звезда Лайма Вайкуле.
По утрам сестра Нора точила о камень свои ножи и готовила котлеты из морского лосося, которого ей приносили под заказ прямо из моря.
А с Аликом, её мужем, мы ходили на Рижский крытый рынок, где похмелялись водкой, запивая её капустным рассолом и заедая копченными угрями.
В свободное время мы проводили в беседах: моя жена Лора, сестра Нора и ее муж Алик, агитировали меня ехать в Америку или Австрию, а я доказывал им всем, как хорошо жить в СССР.
Жена ночью мне в свободное от любви время говорила: «Ты совсем тупой после армии стал, что ты несешь, на тебя твоя родня, как на дурака смотрит», но я ее обнимал и целовал, я два месяца не видел женщин.
А про себя думал, что я там буду делать, как буду кормить семью, язык я знаю плохо, прав водительских у меня нет, и даже на сварщика я не получил удостоверения, хотя мог, но поленился. Только трактористом на ферме работать? А здесь у меня есть определенная перспектива на работу и квартиру. Не уговорили меня, и жизнь пошла, как я ее себе примерно и представлял.
В октябре 1977 года пришел на работу в строительный трест, инженером ПТО. Через полгода мне поручили строить новое административное здание треста, которое я построил с чеченской бригадой каменщиков, под надзором отставного сталинского генерала Лухтанова Дмитрия Дмитриевича к декабрю 1978 года.
Получил квартиру, и к этому случаю у нас родился сын Владимир, которого моя гордая этим событием жена хотела назвать Леопольдом, еле отговорил её.
В марте следующего 1979 года меня перевели мастером в мехколонну по моей просьбе.
До этого момента произошло несколько событий, повлиявших в дальнейшем на мою жизнь.
В тресте было три комсомольца, и нас закрепили за комсомольской организацией торгового училища, расположенного неподалеку.
Пришел вставать на учет, и меня приняла секретарь комсомольской организации, писанная красавица с косой до пояса, точенной фигурой и огромными серыми глазами. Я подарил ей коробку конфет, в то время это был большой дефицит и, видимо, рядовые комсомольцы ей конфет не дарили. У нас возникла взаимная симпатия. Она сказала: «Приходи завтра, дам тебе комсомольское поручение».
Пришел вечером после работы на следующий день. Секретарь закрыла дверь, взмахнула ресницами, поправила свои волосы, открыла коробку с конфетами и предложила чаю. Попили чая, открыли окно и выкурили по сигарете, она смотрела на меня и листала моё личное дело.
«Есть мнение поставить вас на учет непосредственно в райкоме комсомола», - сказала красавица.
«Ну, мне нормально и под вашим руководством».
«Это хорошо, мне нужны такие комсомольцы. Но меня переводят, я скоро ухожу на другую работу, а вам лучше будет там, интереснее. Завтра подходи к 17-00, пойдем, я тебя познакомлю с первым секретарем».
На следующий день, как и договорились, пришли в райком, зашли к первому секретарю, приятный человек лет 30-ти пожал мне руку, вызвал второго секретаря и заворготдела, сказал: «Знакомьтесь, вам в помощь, мы справки навели, хороший парень. Покажите ему наше хозяйство». Мы вышли в соседнюю комнату. Второй секретарь и заворг сели играть в шахматы, и я присел рядом, все закурили.
Посидел минут 10-ть и сказал: «Вы пока играете, я тут рядом минут на 15-ть отлучусь по делу». «Иди, если дела есть». Вышел на улицу, зашел в гастроном и взял две бутылки белого крепкого по 1 рублю 37 копеек, вышел и на углу улиц Горького и Ленина купил 10-ть пирожков по 5 копеек с картошкой, 5 штук с капустой и c яйцом 5 штук. Прекрасные жареные пирожки, кулинария ресторана Москва, что напротив, торговала.
Прихожу в райком и говорю: «Может перекусим, все уже дома обедают».
Они отставили шахматы, достали стаканы, накрыли бумагой стол.
Мы выпили, и второй секретарь сказал заворгу: «Смотри, наш человек, заходи почаще, а мы тебе поручение подыщем».
Через неделю вызвали и говорят: «Ты же в районе «Шанхая» живёшь, там трудных подростков много, поработай с ними».
«Знаете, я там и раньше жил 10-ть лет, пока в школе учился, и все 10 лет с ними работал с переменным успехом, то они мне дадут, то я им по одному выдам. Я выше крыши с ними поработал. Может, что по проще найдете?»
«Ну, ещё одно дело есть, новое, надо общество молодых специалистов и ученных организовать». «Вот это дело подойдет».
Общество я организовал, на семинары съездил в Казань и Москву.
Через год мне предложили подать заявление на вступление в партию КПСС. Дали мне рекомендацию и в тресте, дали мне её Управляющий и главный инженер.
Я стал кандидатом в партию и перешел на работу в мехколонну, мастером, вроде с понижением, но, сидя в конторе, производства не узнаешь и останешься на всю жизнь конторским балаболом.


Рецензии