Янек-Скрипач

                ИРИНА ЮГАНСОН

                ЯНЕК - СКРИПАЧ
               
          Одноактная пьеса по мотивам старинной легенды.




                Действующие лица:
     Янек-Скрипач
     Невеста
     Жених
     Тётка Анна, мать невесты
     Дядюшка Йозеф, отец жениха
     Флейтист
     Цимбалист
     Дружки
     Гости на свадьбе
     Смерть
     Святой Пётр
     Архангел Михаил
     Никола Мельник
     Вацлав Грубичек
     Витольд
     Постничек
     Души перед вратами рая
     Ангел из канцелярии
     Ангелы
     Праведные души
     Ворон
     Старый Чёрт - привратник в аду
     Черти
     Грешники и грешницы
     Вельзевул

    

                * * *

     На деревенской площади вовсю гуляет свадьба.
Уже отзвучали тосты, уже невеста в сотый раз поцеловалась с женихом. Уже сдвинуты в сторону столы и лавки и ждёт отмашки маленький оркестрик.
Один из дружек выходит вперёд и подмигнув произносит:
     Дружка
– Ну?!

     Скрипач поднимает смычок. И понеслась разудалая полька, всё быстрее-быстрее-быстрее. Её подхватили флейта и цимбалы.
      Всё закружилось в огненном вихре.

      Парень
– Гей, Янек, прибавь-ка жару! Как бы нам не уснуть под твою музыку!
       Девица
– Шибче, Янек, шибче, чтоб кровь веселей бежала!
      Янек
– Жару, говоришь?

     И пошёл такое шпарить, что флейта и цимбалы еле за ним поспевали.

     Дядюшка Йозеф:
       – Эх, нам что-ли тряхнуть стариной? Что, сватья, утрём нос молодым? Ну-ка, расступись, народ!

     Все расступаются и в круг выходит пожилая пара.

     Тётка Анна 
Ах, Янек-Янек, что ты словно на поминках играешь – не жалей наших ног, играй веселей! Дай мне вспомнить молодость! Дай вволю наплясаться на дочкиной свадьбе!
     Дядюшка Йозеф
– Шпарь, Янек! Я ещё не столетний дед. Надо будет – поле вспашу, надо – коня подкую, а надо, так спляшу не хуже сыновей!

     И Янек прибавил, и пара прошлась по кругу ладно и ловко.

      Гости:
 – Ай да старики! И впрямь, утёрли нос юнцам!
– Ну, тётка Анна, пора и к тебе сватов засылать!

     Янек
– А теперь, пусть выйдут жених с невестой! Хватит за родительскими спинами отсиживаться!

     Как бы нехотя, жених с невестой вышли вперёд, прошлись плавно и торжественно, будто лебедь с лебёдушкой.
     Но Янек подмигнул, смычок замелькал быстрее, и молодые, словно того и ждали, закружились, завертелись – только юбка взметалась, только ноги мелькали.

     Кто-то в толпе закричал:
– Горько!
     И все подхватили:
– Горько!

     Молодые не заставили себя долго упрашивать – жених обнял невесту, невеста подставила губы, и пара замерла не дыша – если кому и горько, то не им.

     Вдруг всё словно смазалось и отдалилось, Янек схватился за сердце.

     Янек (сам себе):
– Ничего-ничего, сейчас пройдёт, я справлюсь. Всё бывает.
Нечего раскисать, старина. Не время.

     Снова всё стало ярким и чётким
– Уф, вроде отпустило.

     Высокий и худой незнакомец, с головы ло ног закутанный в белый плащ, незаметно подошёл к Янеку и опустил руку ему на плечо.

     Янек
– Что тебе, приятель?
     Незнакомец
– Оставь скрипку, Янек! Оставь свою скрипку и пойдём со мной.
     Янек
– Что ты ко мне прицепился? Коли выпил лишку, так приляг в сторонке на травку, как все добрые люди.
     Незнакомец
– Не узнал меня, Янек? Неужели не узнал? Или глаза с годами стали хуже видеть?
Приглядись-ка внимательней, может вспомнишь? Сколько раз встречались мы с тобой на дорогах. Когда мёрз ты на семи ветрах в дырявой старой куртке, когда промокали насквозь худые твои башмаки, когда от голода живот прилипал к рёбрам. Неужели забыл? А я вот помню. Сколько раз брал я тебя за руку, чтобы увести с собой, и отпускал, пожалев. Узнал?
     Янек
– Неужели Смерть?
     Смерть
– Смерть, Янек. Смерть. Пришло твоё время.

     Янек
– Вот так, вдруг? В такой час? В самый разгар веселья.
     Смерть
– Чем этот час хуже другого? И веселье это уже не твоё.
     Янек
– Но ведь я ещё толком и не пожил!
     Смерть
– Что поделаешь, скрипач. Это уж у кого какая судьба.

     Кто-то из гостей
– Эй, музыканты, что замолчали?
     Янек (стараясь, чтобы голос звучал веселей)
– В горле пересохло.

     Рядом тотчас вырос парень с двумя полными стаканами вина.

     Парень
– Так за чем дело стало?

    Янек берёт стакан
А это кто с тобой?
     Янек
– Старинный знакомец.

     Парень (протягивая второй стакан.)
Так пусть и он выпьет за здоровье молодых!
     Смерть
– За такое дело грех не выпить.
(Громко) Живите, пока живётся! Радуйтесь, пока радуется! Пляшите, пока ноги носят!
Сто лет молодым!

     Янек
– Неужели мы испортим людям такой день?
     Смерть
– Ладно, так и быть, дам я тебе отсрочку. Пусть народ веселится. Но едва гости начнут расходиться по домам, и мы соберёмся в путь. И не вздумай меня надуть.

     Отходит в сторону

     Гости
– Эй, музыканты, хватит прохлаждаться!
– У танцоров ноги застоялись!

     Скрипач прикладывает к плечу скрипку, поднимает смычок, и льётся из-под него совсем не свадебная мелодия, от неё холодно сердцу, от неё душе хочется плакать.
     Но Янек вовремя спохватывается.

     Янек
– Да что ж это я?!

     И снова летит из-под смычка что-то огневое, вплетают свои голоса в мелодию флейта и цимбалы, сменяют друг-друга пары в жарком танце.

     Но любому празднику когда-нибудь приходит конец. И вот уже жених подхватил невесту на руки
Вот уже гости стали расходиться по домам, музыканты собирать инструменты.

     Флейтист
– Янек, ты с нами?
     Янек
- Нет, ребята, у меня сегодня другая дорога!
     Цимбалист
– Ну, прощай!
     Уходят
     Янек (вслед)
– Прощайте, друзья! Не поминайте лихом!
     Смерть
– Пошли?
     Янек
– Пошли.

     Смерть касается Янека своим покрывалом, тот вскрикивает и падает на землю.
Над его распростёртым телом встаёт точно такой же Янек, но словно прозрачней и моложе.

     Янек (новый)
– Так я что, не умер?
     Смерть
– Умер, сынок, умер. Но не горюй. Я провожу тебя туда, где тебе будет хорошо.
     Янек (показывая на лежащего)
– А он?
     Смерть
– Это уже не твоё дело.

     Янек наклоняется над своим телом и берёт у него из рук скрипку и смычок.

     Смерть
– Зачем? Там эта штука тебе не понадобится.
     Янек
– Как же могу я оставить её здесь? Это же скрипка! Понимаешь ли ты, Смерть, скрипка? Как можно оставить скрипку лежать на земле, словно простую деревяшку? Она может попасть в чужие грубые руки. Её могут сломать. Искалечить.
  Столько лет не расставались мы ни в горе, ни в радости, столько лет в мороз и слякоть брели от города к городу, от деревни к деревне. Бывало, с себя снимешь куртку, а её завернёшь. Бывало, последний грош потратишь не на кусок хлеба, а на новые струны. И теперь я её брошу?
     Смерть
– Увы, дружок, вещи брать с собой не положено.
     Янек
– Это не вещь, это скрипка!
     Смерть
– Заладил – "скрипка, скрипка",  – а, ладно, бери, мне-то что.
Вперёд!

    И они взлетают над землёй

     Стемнело. В небе одна за другой загораются звёзды. Из-за облаков выплывает луна.

     Смерть
– Взгляни, как прекрасно чёрное небо! Звёзды так близки, так ярки!
     Янек
– Кажется, протяни руку, и коснёшься одной из них! Сколько же их! Счёту нет! Только чужие они и холодные. Скажи, отчего это с земли звёзды кажутся теплее?

     Гаснут звёзды. Светает. Облака пронизаны розовым и золотистым.

     Смерть
– Ну, а теперь? Сколько за свою жизнь встретил ты восходов и закатов, но хоть раз, хоть единый раз довелось тебе увидеть такую красоту?
     Янек
– Ты прав, это настоящее чудо – и небо, и рассвет, и неоглядный простор вокруг, и радость полёта. Только, ты уж не обижайся, земная красота ближе моему сердцу.
     Смерть
– Взгляни вниз – вон она, твоя земля. Разве мог ты раньше увидеть её всю, от края и до края?
     Янек
– Да, она и отсюда, с высоты, так хороша, что задохнуться впору! Сколько же на ней городов и сёл! Сколько на ней дорог!
     Смерть
– Не грусти, Янек, привыкнешь. Ну, а теперь не обессудь, а придётся нам проститься, дальше добирайся сам.
     Янек
– Как сам? Ты же обещал проводить до самых ворот.
     Смерть
– Обещать-то обещал, да уж больно долго у вас на свадьбах гуляют.
     Янек
– Как же я один дорогу найду?
     Смерть
– Найдёшь, не заблудишься. Лети всё прямо да прямо до столба пограничного. От того столба одна тропочка вверх бежит и ведёт прямо в райские кущи, а другая вниз – в ад с котлами и сковородками.
     Янек
– А мне-то куда?
     Смерть
– Чего не знаю, того не знаю. Да не переживай так, на улице не останешься –  постучись туда, постучись сюда – где-нибудь да приткнёшься.
Ну, прощай, приятель!
     Янек
– Прощайте, сударь! Может доведётся ещё встретиться на путях-дорожках.
     Смерть
– Нет, Янек, отходились твои пути-дорожки, и встретиться нам с тобой больше не доведётся. Разве что вздумаешь умирать по второму разу.

И оба ухмыльнулись незатейливой шутке.


                * * *

     Рай. Огромные ворота, увитые виноградом.
Перед воротами на табурете сидит Святой Пётр. Он вяжет полосатый носок и считает петли.

     Св.Пётр
– Две лицевых, изнаночная, одну накинуть, две лицевых, изнаночная...

Рядом вырастает Архангел Михаил.

     Арх. Михаил
– Здоров, служба!
     Св. Пётр
– А, спецназ! Какими судьбами?
     Арх.Михаил
– На побывку. Здоровьишко поправить.
     Св.Пётр
– Давненько ты к нам не заглядывал.
     Арх.Михаил
– Что поделаешь, недосуг. Никак не научатся люди на земле долго в мире жить. А как до драки дойдёт, непременно им надо нас, небесных воинов, беспокоить. И те зовут на подмогу и эти, аж голова кругом.
Ну что, встречу надо бы отметить?
     Св.Пётр
– Две лицевых, изнаночная...
(откладывает в сторону вязание)
Надо бы.
     Арх.Михаил
– Есть у меня в походной фляге капля-другая святой водицы.
     Св.Пётр
– И у меня для такого случая заветная бутылочка припасена. С тех самых пор, как бродили мы с Господом по земле, пытались разобраться в делах человеческих. Эх, добрые были времена, есть что вспомнить!
     Арх.Михаил
– Ну и как, разобрались вы в делах человеческих?
     Св.Пётр
– Смеёшься? Сам чёрт в них не разберётся. Зато винцо мы тогда раздобыли знатное!..
     Арх.Михаил
– Неужто лучше райских вин?
     Св.Пётр
– Уж куда до него райским! Пряности не хватает. Впрочем, сам увидишь. Тому, кто такое вино делать умеет, семь смертных грехов простится.

     Арх.Михаил
– Так что же мы стоим? Закрывай лавочку, вешай табличку.
     Св.Пётр
– Легко сказать. А на кого я пост оставлю?
     Арх.Михаил
– Запри ворота, и дело с концом, подождут твои праведники.
     Св.Пётр
– "Праведники"!? Если бы в рай только праведников да постников пускали, здесь с тоски можно было бы удавиться. Но и кому ни поподя нечего сюда дорогу давать – захламят всё и загадят.
Погоди, вон новеькие подошли. Куда ж я книгу-то задевал? А, вот она! Я ж специально сел на неё, чтобы далеко не искать.

     Достаёт толстенную и потрёпанную книгу.
К воротам, робея, подходят три души человеческие.

     Св. Пётр
– Ну, граждане новопреставленные, кто из вас первый?

     Первый
– Никола Мельник со Старой Затони.
     Св.Пётр (раскрывает книгу, водит пальцем по страницам.)
– Ага, вот он, Никола Мельник, есть в списке. Жил ты честно, зла старался не делать, кому мог помогал. Проходи, Никола.

     Ворота отворяются, пропуская только одного, и затворяются снова.
Никола входит и застывает, поражённый открывшейся красотой.

     Никола
– Ух ты, простору сколько! Не хуже, чем в нашей Затони, когда яблони цветут! Да тут не только яблони, тут и груши, и сливы – то-то по осени добрая сливовица выйдет! Так вот он какой, рай небесный! Дома один другого краше! Скамеечки вдоль дорожек! А цветов-то, цветов! У самого графа в оранжерее таких нет! Вот бы моей старухе хоть краем глаза увидеть!

     Св.Пётр
– Придёт её время, увидит.
Ну, а ты (это уже ко второму) кто будешь?

     Второй
– Вацлав Грубичек, Ваша Святость!
     Св.Пётр
       – Грубичек Вацлав... Вацлав... Нет, нету в списке такого.
     Вацлав
– Как же так? Быть того не может! Я постился. Я соблюдал. Я милостыню подавал. Зря что-ли? Нет, Вы уж посмотрите получше!
     Св.Пётр
– Тут уж смотри-не смотри, а коли нет в списке, то и взяться неоткуда. Надо в отказном листе поглядеть.
     Вацлав
– Я и сам не грешил, и другим грешить не позволял, так как же меня в списки внести забыли?
     Св. Пётр
– Почему же "забыли"? Обо всех всё помнится, и о тебе, Вацлав Грубичек. А вот и отказной лист. И сказано в нём, что жил такой, Вацлав, был старостой церковным, молился, постился, обряды чтил, грешников хулил. Всё верно?
     Вацлав
– Верно.
     Св.Пётр
– И за всю свою жизнь никому доброго дела не сделал. Ни на грош. И это верно? – Верно. – Так что поворачивай, братец, нет тебе здесь места.

     Тот, понурясь, уходит.

Ну, кто у нас ещё остался?

     Третий
– Витольд из Долгого Фьёрда, Ваше благородие!
     Св.Пётр
– Со всех земель народ валит. Ты у нас что, солдат будешь?
     Витольд
– Так точно, Ваше благородие, солдат!

     Арх.Михаил
– Этого я хорошо знаю – добрый вояка.
     Св.Пётр
– Нет в списке твоего вояки.
     Арх.Михаил
– Так что? Я за него ручаюсь. Неужто моё слово значит меньше какой-то там бумажки?
     Св.Пётр
– Это не какая-то там бумажка, это утверждённый список. Скажешь, не убивал он? Не грабил?
     Арх.Михаил
–  Убивал, так в честном бою, а грабёж на войне и не грабёж вовсе, а добыча славных трофеев.
     Витольд
– Сроду грабежом рук не пачкал – не приучен, а если и брал порой что по мелочи без отдачи, так надо ведь на что-то жить солдату.
     Св.Пётр
– Ладно, проходи, Витольд, твоё сегодня счастье.

Тот, обрадованный, входит в рай. Ворота закрываются.

     Арх.Михаил
– Ну, всё?
     Св.Пётр
– Погодь!

    Мимо проходит один из праведников с благостной, словно масляной улыбкой. Почтительно кланяется начальству.

О, вот он-то нам и нужен.

     Арх.Михаил
– Этот?! Ты взгляни на его постную рожу! – я бы такому пустой кошелёк не доверил, не то что райские врата. На этой роже вот такими буквами написано: "ДОНОСЧИК", "НАУШНИК", "ХАНЖА" и "ПРОЛАЗА". Вот и сюда пролезть умудрился невесть за какие добродетели.
     Св Пётр
–  Не ворчи. Он пролез, зато другим пролезть не позволит.
Эй, как там тебя, любезный?

     Тот подходит и снова низко кланяется.

     Постничек.
– Карел Постничек, Ваша Святость!
     Св.Пётр
– Впрочем, это неважно. Кажется мне, что ты человек весьма достойный и ответственный?
 Я не ошибся?
     Постничек.
– При жизни я возглавлял кафедру...
     Св.Пётр
– Это несущественно.
     Постничек.
– И был доверенным лицом Их Сиятельства…
     Св.Пётр
– Это неважно.
     Постничек.
– Я был близко знаком с Их Преподобием …
     Св.Пётр
– Вот и прекрасно.
Значит так, мы с Архангелом Михаилом должны срочно отлучиться. Ничего не поделаешь, заседание на самом высоком уровне. Затрагивающее важнейшие проблемы мироустройства.
Мы долго думали, кто был бы, скажем так – приемлемой… Да, именно приемлемой кандидатурой во временные исполнители обязанностей привратника, и наконец остановились...
     Постничек.
– Неужели, на моей недостойной персоне?
     Св.Пётр
– Абсолютно верно.
     Постничек.
– О, это великая честь!
     Св.Пётр
– Вот-вот-вот, очень важно осознать всю почётность и ответственность...
     Арх.Михаил
– Слушай, кончай бодягу, душа горит!
     Св.Пётр
– Значит так – вот ключ (снимает с пояса огромный золотой ключ и передаёт его Постничеку), вот табурет, вот ворота. А вот три заповеди временноисполняющего:
Первая – Никого не впускать. Вторая – Никого не выпускать. Третья – Без меня решений не принимать, в прения не вступать – вернусь, разберусь.
Понятно?
     Постничек.
– Постараюсь оправдать! Приложу все усилия!
А в какую сторону отпирать, в какую запирать?
     Св.Пётр
– Ни в какую. Ключ – это символ. Понятно?
     Архангел Михаил грозно на него глянул и тот вытянулся в струнку.
     Постничек.
– Так точно! Рад стараться!

     Арх.Михаил
– Вольно!

     Св.Пётр
– И никакой самодеятельности! Вернусь – проверю!

     Уходит  в обнимку с Архангелом Михаилом.


     Постничек вешает ключ на шею. Хочет присесть на табурет, но не решается.
Приосанивается и начинает с гордым видом прохаживаться перед воротами.
    Тем временем к воротам начинают подходить новенькие. А вот и наш скрипач встаёт в образовавшуюся очередь.
Народ прибывает, но ничего не меняется

      1 новенький
– Похоже, в неприёмный час попали – ворота закрыты.
     2 новенький
– Так подождём, нам не привыкать.
     3 новенький
– А где ж Святой Пётр? Или мы не туда попали? Бабуль, ты куда без очереди?
     Бабка
– Так я только спросить, милок.
Эй, господин хороший, вы уж не серчайте, подскажете, когда начальство появится.
     Постничек.
– Когда надо будет, тогда и появится.
     Янек
– Может, я вам потихонечку сыграю, время незаметнее пройдёт?
     Он подносит к плечу скрипку.

     Постничек.
– А ну прекратить!
     Янек
– Что так строго?
     Постничек.
Не положено!
     Янек
– Так я тихонечко, чтоб народ не скучал.
     Постничек.
– Ты кто такой шустрый?
     Янек
– Янек-Скрипач, Ваша милость!
     Постничек.
– Ах, скрипач! Скажите, какая персона! Великий музыкант из придорожного трактира! Уж не надеется ли пан скрипач попасть в рай? Только его там и ждут! Да таких как ты, бездельник и нищеброд, на дух к раю не подпустят! Так что поворачивай, поворачивай и топай вниз по дорожке. Там тебе самое место.

     Янек
– Коли начальство велит, что делать – потопаю, спорить не стану. Да только Вы, господин хороший, похоже, ещё не начальство?
     Постничек.
– Ты мне ещё дерзить вздумал?
     Янек
– Что Вы, уж не знаю как Вас звать-величать, да разве б я посмел?
     1 новенький
– Может это и в самом деле Святой Пётр? Больно грозен.
     2 новенький
– Кто ещё? Вон и ключ на шее висит.
     Постничек.
– Я не святой, я временно исполняющий обязанности!
     3 новенький
– Ого! Временно исполняющий! – Это, верно, похлеще святого будет!
     Постничек.
– Пускать никого не велено. А велено новопреставленным стоять за воротами и ждать. Ясно?
    Нестройный хор
– Ясно...
     Бабка
– А может…
     Постничек
– Никаких «может»!
Стоите? – Вот и стойте себе молча. Вам уже всё равно спешить некуда и суетиться незачем. Списочек составьте. Перекличку устройте. Старосту выбререте, или дежурного.
     1 новенький
– Зачем?
     Постничек.
– Для порядку. Чтобы никто без очереди не совался, благолепия и благонравия не нарушал. А там начальство придёт, со всеми разберётся.
     3 новенький
– Так может, Вы бы сами разобрались? Мы люди маленькие, грехов за нами особых не числится.
     Постничек.
– Не уполномочен.
Впрочем, моя воля, я бы всю вашу братию там за воротами и оставил – рай и так переполнен, а они всё лезут и лезут, лезут и лезут, житья не стало. Добро бы кто достойный, добропорядочный, а то шелупонь всякая

     Тут он оборачивается и прислушивается – откуда-то доносится шум и весёлый смех.
Что такое? Кто шумит!? – Непорядок! Это где же? Ага, наверняка, херувимы в чехарду играют. Ишь, развеселились! И не одёрнет никто! Ну, я вас приструню!

Уходит.

     Народ в очереди преминается с ноги на ногу.
     Бабка
– Присесть бы где.
     2 новенький.
– Ждать больно тошно.

Янек
– Глянуть бы, какие они, райские кущи.

Он подходит к воротам, легонько их толкает и вдруг ворота распахиваются.
Янек сначала осторожно заглядывает, а потом, осмелев, заходит.

     1 новенький
– Ты куда, дурья башка, без спросу?
     3 новенький
– Вернись, сейчас этот, временноглавный заявится!
     Янек
– Вот и давайте живо за мной, пока этот не заявился. А то поздно будет. Или вам больше в ад охота?

     Все ринулись в проход. Скрипач затворил за последним ворота.

                * * *
     Янек бродит по раю, задрав голову.
     Янек
– Это ж надо, какая красота на свете бывает! Чисто-то как! Светло! Цветы пахнут, пчёлы жужжат! Благодать!

     Тут к нему подходит ангел делового вида с папкой и карандашом в руках.
     Ангел из канцелярии
– Новопреставленный?
     Янек
– Он самый..
     Ангел из канцелярии
– Контрабанды нет? Оружия, спиртного, литературы предосудительного содержания?
     Янек
– Нет.
     Ангел из канцелярии (показывая на скрипку)
– А это что?
     Янек
– Скрипка.
     Ангел из канцелярии
– Не положено. Сейчас же сдать на склад. Иди-иди, что стоишь столбом? В раю должен быть порядок. А то один скрипку пронесёт, другой молоток, третий поварёшку...

     Уходит.

     Янек  (вздыхая)
– Дался им этот порядок! Что ж, раз не положено... Ничего не попишешь. (Достаёт скрипку) Придётся мне, сестрёнка распрощаться с тобой. Сколько лет жили мы душа в душу, а теперь бросят тебя на полку среди всякого ненужного хлама, и будешь ты там пылиться до скончания веков.
Дай-ка я хоть сыграю что-нибудь напоследок.

Он берёт смычок, и плачет под его руками скрипка. А вокруг уже начинает собираться толпа – тут и ангелы небесные и души человеческие.

– Э, да что это я (вдруг опомнился Янек), в раю не плакать надо, а веселиться.
Он ударил по струнам и тотчас праведные жёны и мужья, словно того и ждали, пустились в пляс. Кто-то из ангелов достал арфу, кто-то трубу и забренчали, задудели в лад. Одна лихая пляска сменила другую.
И тут, откуда ни возьмись, появился Святой Пётр.

     Св. Пётр (сам, не удержавшись, притопывает ногой)
– Это что за шум? Что здесь, рай или кабак?

     Веселье замерло.
     Моментально к начальству подскочил Постничек

    Постничек.
– Не представляю, как он сюда пробрался, я от ворот на минуту не отлучался...
     Св.Пётр (махнув на него рукой, Янеку)
– Ты кто такой?
     Янек
– Янек-скрипач, с Вашего позволения.
     Св.Пётр
– Я-то позволю, да не всем твоя музыка по нраву, Янек-скрипач, уж больно она у тебя земная. Ладно, играй, да только не так лихо.
     Счастливый Янек заиграл что-то нежное. Пары закружились в танце. Но…
     Кто-то из праведных мужей:
– Ах, скрипач, играй веселей, ноги в пляс просятся!
     И, ему вторя, одна из праведных жён:
– Эй, Янек, прибавь-ка жару!

Святой Пётр подмигнул и маленький оркестрик прибавил жару.

     Постничек дёрнул Святого Петра за рукав.
     Постничек
– Что же теперь делать?
     Св.Пётр
– Ничего, пусть народ веселится.
     Постничек
– Так ведь непорядок.
     Тут Святой Пётр увидел, что ключ до сих пор у Постничека.
     Св.Пётр
– Да, действительно, непорядок. Давай-ка сюда ключик. (Берёт ключ) Вот теперь всё так как надо.
Не оправдал ты доверия, дружок. Напортачил, хуже некуда. Я на твою вредность понадеялся, а за твоей спиной душ сорок зайцем в рай прошмыгнуло!
     Постничек
– Виноват! Но я оправдаю!.. Я всё исправлю!
     Св.Пётр
– Как?
     Постничек
– Я их прозевал, я и выставлю их отсюда. Вот с этого скрипача и начну.
     Св.Пётр
– Руки коротки, драгоценный. Кто в рай попал, того нельзя отсюда ни выставить, ни выпихнуть. Уж таковы правила.
     Постничек
– Так что же, этот побродяжка так и будет здесь пиликать день и ночь?
     Св.Пётр
– Пусть пиликает. Пусть молодёжь веселится. Может я и сам ещё тряхну стариной.
     Постничек
– Старцы праведные будут недовольны.  Они привыкли в тишине поститься, в уголке молиться...
     Св.Пётр
– Ну и постились бы на земле, в раю-то зачем тоску наводить?
     Постничек
– Жаловаться начнут...
     Св.Пётр
– На меня? Мне же?
     Постничек
– Может, я всё же выставлю этого музыкантишку за ворота? В списке его наверняка нет, пробрался он сюда никого не спросясь.
     Св.Пётр
– Никак нельзя, голубчик. По спискам-ли, без списков, а кто в рай попал, уйти отсюда может лишь по своей доброй воле.
     Постничек
– Это какой же дурак из рая по доброй воле уйдёт?

     А скрипач тем временем всё играет да играет. И вдруг…
И вдруг на старой скрипке со звоном лопается струна.

     Постничек
– Ага!..

На миг веселье сбивается, но Янек на земле и не к таким оборотам привык – он продолжает шпарить дальше на трёх струнах.
 И тут лопнула вторая струна.

     Постничек
– Замечательно!

     Но Янек, словно ничего не замечая, умудряется вести мелодию
«Дзынь!» – на скрипке осталась одна-единственная струна.

     Янек
– Эх, давно надо было сменить струны!
"Бамц!» – смолкла и последняя, и, сбившись со строя, сник и замолчал весь импровизированный оркестрик.

     Постничек
 – Вот теперь я знаю, что делать!

     Он исчезает, а уже через минуту с лотком на плече с видом заправского коробейника прохаживается за воротами.

– Эй, кому струны для скрипки! Продаю вечные струны для скрипки! Хоть сто лет играй, хоть двести, нет им сносу.
     Янек кидается к забору.

     Янек
– Сколько просишь? Эх, а денег-то у меня нет!
     Постничек
– Иди сюда, договоримся. У меня и канифоль есть. И волос для смычка.
     Янек
– Друзья, подождите, я сейчас.
     Бросается к коробейнику. Но только он выбегает за ворота, как они за ним захлопываются.

     Постничек
– Обманули дурачка! Всё, музЫка, не вернуться тебе в райские кущи!
     Янек
– Вот тебе и святоша! Вот тебе и праведник! Облапошил да обдурил хуже вора с ярмарки.
     Постничек
– Бранись-бранись, всё равно – твоё место за воротами. А я пошёл.

     Хочет вернуться, но ворота перед ним не раскрываются.

 Заело их, что ли?
     Толкает ворота со всей силы, только они не поддаются.
Эй, кто-нибудь, откройте ворота!
     Св.Пётр
– Нет, дорогой. Ты вышел по собственной воле, никто тебя не гнал.
     Постничек
– Так я же не просто так, я по важному делу!
     Св.Пётр
– Не знаю никаких важных дел.
     Постничек
– Но я был внесён в список.
     Св.Пётр
– Был внесён, да сам себя вынес. Здесь в раю жулики не нужны.
     Постничек
– Я буду жаловаться!
     Св.Пётр
– А ябеды тем более.

     Постничек, понурясь, идёт прочь от ворот.
     Янек, вздохнув, поворачивает за ним.

– А ты, Янек, куда? Тебя никто не гонит. Для тебя ворота открыты.
     Янек
–А скрипка?
     Св.Пётр
– А скрипку всё же придётся сдать на склад. Слишком уж она у тебя земная. Да ты не горюй, эту заберут, получишь другую, работы самого лучшего из райских мастеров. И голос у неё будет ровный и чистый, светлый и безмятежный... И не разу не взвизгнет она и не захрипит... И фальшивой ноты с неё не сорвётся... И струны не лопнут.
     Янек (чуть помолчав)
– Нет, спасибо, я к этой привык, и не нужно мне другой. Что ж, раз подруге моей не место в раю, значит, и мне нет там места.
     Св.Пётр
– Зря ты так, Янек. Или, думаешь, в аду тебе лучше будет?
     Янек
– Лучше ли, хуже, а без скрипки и в раю нет мне радости.
     Св.Пётр
– Жаль, Янек, жаль! Что ж, насильно в рай никого не тянут. Ну, а чтобы ты нас злом не поминал, подарю я тебе струны, которым и в самом деле сноса не будет – не порвутся, не изотрутся до скончания веков.
По мановению его руки на скрипке появились новые струны.

     Янек
– Вот спасибо! Вот подарок так подарок!
Прощайте, друзья, не поминайте лихом!
     Св.Пётр
– Прощай, Янек, будь счастлив!
     Всё
– Прощай, Янек!

Янек уходит.

                * * *

     И вот снова летит Янек по небу меж облаков. Вот уж и столб пограничный. На столбе ворон сидит.

     Ворон
– Здоррово, прриятель!
     Янек
– Здорово, Мудрый Ворон!
     Ворон
– Куда брредёшь?
     Янек
– Сам не знаю, верно в чистилище.
     Ворон
– Эк, вспомнил! Чистилища уж лет трриста как нет. Пррикрыли чистилище.
     Янек
– Как так прикрыли?
     Ворон
– А прросто – рразогнали и дело с концом. Упрразднили за ненадобностью. Сам посуди, коль ты подличал, гадости людям делал, тебе самое место в аду, коль жил как добррому человеку положено, будет за тебя кому в рраю заступиться. А для кого же тогда чистилище дерржать? Для тех, кто ни ррыба, ни мясо?
Так что на чистилище, бррат, не ррасчитывай.
     Янек
– Что ж, значит податься мне больше некуда, кроме как к чёрту в пекло.

                * * *

     Пекло. Темно. Багровые всполохи по стенам. Бульканье котлов. Стоны грешников.
Черти с ухватами и лопатами орудуют у котлов, поддерживая адское пламя.
У сидит старый чёрт. Правый рог у него обломан, на левом глазу чёрная повязка. От скуки сам с собой играет в карты.

     Старый Чёрт (сам себе)
– Ты с какой карты пошёл, каракатица ты безрогая! Кто это даму шестёркой бьёт?
– Где ты шестёрку увидал, слепая курица? Король это! Трефовый король!
– Ты свои фокусы для базара прибереги. Что это у нас? Десятка пик? А мы её тузом!
– Из какого рукава ты свой туз вытянул? Был уже пиковый туз! А это что у тебя? Ещё один туз?! (Вытаскивает у себя из рукава карту и бьёт ею себя по голове) Вот тебе! Вот!

     В двери стучат Входит Янек-Скрипач.

     Старый Чёрт (недовольно)
– Погоди, не мешай! (задумывается с картой в руке)
     Янек (закашлялся)
– Да, запашок здесь...
     Старый Чёрт
– Запашок такой, какому быть положено. Производственный – серой пахнет и шерстью палёной.
     Янек
– Шерстью-то почему?
     Старый Чёрт
– По кочану! Чёрти у котлов нерасторопные, молодёжь бестолковая, то хвост в огонь сунут, то лапы опалят. Ну вот, испортил такую игру! (Смешал карты)
Шляются тут кому ни лень, чертей от дела отрывают. Ну, что тебе?
     Янек
– Мне бы с местом определиться.
     Старый Чёрт
– Много вас, желающих, котлов не напасёшься. Куда ж у меня список запропастился?
     Янек
– И здесь списки?
     Старый Чёрт
– А где их нет? Бюрократия, черти бы её побрали!
Ладно, впишу тебя потом. Как тебя зовут?
     Янек
– Янек-Музыкант.
     Старый Чёрт
– Грешник, значит?
     Янек (вздыхая)
– Он самый.
     Старый Чёрт
– Да ты не вздыхай. Не так уж у нас в пекле худо – небось при жизни намыкался – и под дождём мок и на ветру дрог, а здесь сухо и тепло. У кого насморк был или там ревматизьма – живо проходят.
Так кто ты у нас будешь? Франтишек?
     Янек
– Янеком кличут.
     Старый Чёрт
– Вот чёрт, память уже не та стала. Иди-ка ты, Янек, в канцелярию. В канцелярии тебя на довольствие поставят и решат, в какой котёл запихнуть. Ты просись в семьсот сорок второй, там хорошая компания подобралась. Если что, на меня сошлись.
(Замечает скрипку) А это что у тебя?
     Янек
– Скрипка.
     Старый Чёрт
– Вот скрипки, – извини, ничем помочь не в силах, – скрипки здесь неположено.
     Янек
– Неужто на склад?
     Старый Чёрт
– Какой склад? Скажешь тоже - "склад"! Здесь самим-то повернуться негде, котлы – вон – один к другому чуть не впритирку, мудрим да изгаляемся, чтобы хоть как народ разместить. Никакой техники безопасности! Сколько в каждый котёл грешников затолкать умудряемся, так я про то промолчу. А ты – "склад"!
На растопку, дорогой, на растопку!
     Янек
– Скрипку! На растопку!? Неужто не жалко?
     Старый  Чёрт
– Жалко, да что поделаешь?
     Янек
– Можно, я хоть напоследок сыграю что-нибудь?
     Старый Чёрт
– Валяй.

     Янек подымает смычок и льётся из-под смычка музыка такая печальная, что черти у котлов стали всхлипывать да хвостами слёзы вытирать.

     Старый Чёрт (сморкаясь в огромный платок)
– А повеселей нельзя?
     Янек
– Отчего ж нельзя?

     И пошёл шпарить такое, что грешники и грешницы повыскакивали из котлов и пошли в пляс в обнимку с чертями и чертовками.
Кто-то из чертей решил, что котлы ничуть не хуже барабанов, кто-то приспособил под контрабас собственный хвост.
Тут уж начался такой тарарам, что проснулся вам Вельзевул.

     Вельзевул (потрясая трезубцем)
– Кто посмел? Кто позволил? – Нет, я не могу перекричать этот адский шум. – А ну замри!
     Все застывают в самых нелепых позах.\

– М-да! Любопытно было бы узнать, что у нас за праздник такой? Что за танцы-шманцы? С какой радости веселье? Или я чего не понял? Или это не веселье вовсе, а муки смертные? Скрежет зубовный? Вопли и стенания? – А ну живо по местам! Отомри!

     Перепуганные грешники ныряют в котлы, черти с показным усердием берутся за лопаты.

     Вельзевул показывает пальцем на скрипача.
– А это кто такой?
     Старый Чёрт.
– А это, с позволения Вашей Нечистости, скрипач Янек.
     Вельзевул
– Скрипача нам только недоставало. Он нам тут всё пекло с ног на голову поставит. Преисподнюю в кабак превратит! Выгнать скрипача к чёртовой матери!
     Старый Чёрт
– Как же я его выгоню, если ему больше деться некуда?
     Вельзевул
– А так, возьмёшь и выгонишь, пинком под зад. Это в раю канитель разводят, а мы народ простой, грубый, нам не до церемоний.
     Янек
– Куда же мне теперь?
     Вельзевул
– А мне почём знать? Иди куда хочешь.
     Янек
– Некуда мне больше идти. Что ж мне ни в раю ни в аду места нет?
     Вельзевул
– Нет так нет, уж не хочешь ли ты меня, князя тьмы, разжалобить? Многие пробовали, дохлый это номер.
     Старый Чёрт
– Но может в виде исключения?
     Остальные черти (умоляюще)
– В виде исключения...
     Вельзевул
– Да вы понимаете, о чём просите? Он же нам со своей скрипкой весь ад к чертям разнесёт! И не упрашивайте!
     Янек
– Так что же мне теперь делать?
     Вельзевул
– М-да, заковыка выходит. И туда нельзя, и сюда нельзя. (Чешет в затылке) А знаешь что, Янек-скрипач, возвращайся-ка ты на землю.
     Янек
– Как же я на землю вернусь? Я же, как бы это выразиться, бестелесен.
     Вельзевул
– Тоже мне, проблема! Уж как-нибудь сообразим мы для тебя тело. – Айн-цвай-драй!

     Бестелесный Янек взмахнул руками и исчез, а на его месте появился Янек во плоти – только намного моложе того, что встретился нам вначале.
– Ладно скроено, крепко сшито – не будешь на нас в обиде – нет этому телу сноса – вовек ему не состариться. И не думай, что это я ради тебя стараюсь –  это я свой покой берегу. Так что, броди себе по земным дорогам, а сюда дорогу забудь.
Фу, сгинь!

     Старый Чёрт (тоном сказителя)
– И Янек сгинул из ада.
С той поры и поныне бродит наш скрипач по земле. То заносит его в большой шумный город, то в маленький сонный городок, то в богатое село, то в нищую деревушку. Может он и к вам когда забредёт, так вы уж не забудьте накормить его досыта да поднести добрый стакан сливовицы.

     Янек проходит через зрительный зал. А со сцены машут ему, прощаясь, ангелы и черти, Святой Пётр, Архангел Михаил, Вельзевул и Чёрт-привратник.


     Конец


Рецензии