Паровозные симфонии

Каждая из эпох моей жизни, помимо визуальных, имела, также, и звуковые маркеры.
В качестве иллюстрации обращусь к возрасту перехода из детства в отрочество – от семи до двенадцати лет (1946 – 1951 г.г.), характерному тем, что действительность тогда схватывалась  в образах символической силы; таковой и запоминалась.

Теплый вечер поздней весны или ранней осени; окна нашей комнаты раскрыты; тюлевые занавески даже не колыхнутся; звуки города беспрепятственно входят в комнату, и ее  наполняют.
Фон состоит из мерного низкого шороха, на который наложены редкие отдаленные хаотические вскрики автомобильных клаксонов: от теноров грузовиков до меццо-сопрано легковушек. И на этом, в общем-то  невыразительном фоне ярко выделяется перекличка паровозных гудков, доносящихся с московских вокзалов, а также с товарных и сортировочных станций. Вот раздался громкий голос, настолько отчетливый, что в нем ощущается жаркое дыхание пара; кажется, что он пришел из соседнего двора, хотя отсюда (от Патриарших) до ближайшего, - Белорусского вокзала, - пара километров. Выдержав паузу, ему издалека отвечает свист, высокий и отрывистый. Проходят еще десять секунд, и вдруг раздается длинный сигнал, постепенно сходящий на нет, «подвывая». Минутное замешательство завершается двойным крикливым гудком, как если бы один паровоз подгонял другого, и далее в том же роде...
Вся эта звуковая картина нисколько не похожа на хоровое пение; каждый голос строго индивидуален, различаясь высотой, тембром и чистотой (встречаются, которые с хрипотцой; они – самые трогательные). Им даже можно приписать определенные характеры: этот робок, а тот – заносчив; этот солиден, а тот – вертопрах.
Кажется, что в некой общей партитуре каждый паровоз ведет собственную партию, и все вместе они составляют оркестр, играющий музыку данного, Текущего времени.

Как я хотел бы сходить на концерт паровозной музыки ушедших времен! Но, к сожалению, эти симфонии уже давно сняты с репертуара. Остается лишь, который уж раз, проигрывать фрагменты, хранящиеся в фонотеке моей памяти.
                Февраль 2021 г.


Рецензии