Раздумья на закате 4

"Жизнь — это свет, свет — это любовь,
а любовь — это жизнь! Живи, пока жив…
Люби, пока жив…"


Начиная писать эти короткие заметки, я хотел, для вступления, найти пословицу или поговорку типа: "Пока я мыслю, я живу"
Не нашел. Взял какую-то другую, не совсем подходящую, но оптимистическую.
Дело в том, что люди старшего поколения, на самом деле, пока мыслят, значит живут.
Уже довольно давно меня мучает одна мысль. Когда дети очень взрослеют, невольно возникает один крамольный вопрос.
А для чего им в этот период родители?
Мнение стариков по своим делам детей мало интересует, да и чаще всего ты просто некомпетентен, чтобы дать нужный совет.
При всем, при этом, зачастую родители являются ощутимой обузой для взрослых детей.
Их надо материально поддерживать, заботиться об их здоровье и т.д.
Достаточно, тяжкий груз.
К великому счастью, по негласному уговору, эти вопросы практически почти никогда не становятся предметом обсуждения между младшими и старшими.
Но ведь реально, они же существуют.
Я не намерен реанимировать законы Чингиз-хана. Говорят, что в то время, постаревшего воина, который уже не мог достойно рубиться с врагом, попросту сбрасывали с высокой горы, и он погибал при этом.
Людей, не приносящих пользы, незачем было держать.
Пусть это очень жестоко. Я не призываю напрямую копировать их опыт. Но вопрос, на самом то деле, существуют.
У нас всегда не уважались люди, помещавшие своих родителей в дома престарелых.
В свое время меня крайне удивил опыт моего знакомого доктора Редгера в Германии.
Они, более чем за миллион, продали дом его матери, и разместили ее в каком-то фешенебельном приюте, где все было обустроено по классу люкс. У нее там был двух, или трехкомнатный люкс, своя горничная и все другие удобства цивилизации. 
Конечно, далеко не каждому под силу арендовать такие хоромы.
Меня эта история вначале удивила, а вникнув в подробности, я невольно согласился, что они правильно решили.
Условия у нее там были шикарные. Соседи рядом, из этого же круга, так, что можно было свободно общаться. А Редгер навещал ее тогда, когда ему было удобно.
Меня просто интересует, есть ли у нас, что-либо подобное, чтобы собирали в одну кучу не бомжей, а людей среднего уровня, которые даже оплачивали бы свое пребывание там.
Скорее всего, нет. К тому же общество настолько отрицательно относится к институту домов престарелых, что поместить туда родителя, это фактически  равносильно действию, покрывающему тебя позором.
Какой же выход из положения?
Если родители как-то могут прожить без финансовых дотаций детей, тогда еще не так плохо.
Хорошо, если старики родители в чем-то помогают в воспитании внуков. Тогда какая-то польза от них есть.
Но это не слишком частые случаи. Родители и дети зачастую живут в разных городах, или даже странах, и контакты их весьма ограничены.
Вот и становится неизбежной помощь и поддержка родителей  со стороны детей. А если такой возможности у детей нет? Значит, все вместе и бедуют.
Здесь есть еще один вопрос морально-этического плана. Многие родители считают, что дети, которых они в свое время вырастили, обязаны их содержать.
Большинство детей, не раз выслушав от родителей подобные сентенции, тоже убеждены, что должны поддерживать родителей. Но  как? 
Мы сейчас живем в деревне. Я вижу, что большинство молодых людей не имеют работы, в особенности в зимние месяцы.
Разумеется, что им всем очень плохо. Ну а если посчитать, что у многих из этих молодых людей есть совесть, и правильное понимание того, на какой позиции он должен находиться, им становится особенно плохо.
Вместо того, чтобы помогать родителям, они нередко тяжелым камнем зависают на их шее.
Молодые люди создают семьи, а новых рабочих мест в ощутимых количествах не возникает.
Поэтому довольно часто молодые не рискуют отделяться от родителей, будучи убежденными, что в "общаге", они легче продержатся.
Суровая действительность, к сожалению, сдвигает на второй план вопросы морально-этического плана.
Удобно-неудобно, красиво-некрасиво, но ведь как-то выжить надо.
Старшее поколение уже как-то привыкло выкручиваться. Немного за счет приусадебного участка. Немного, от каких либо промыслов. Кто-то приторговывает. Общими усилиями не доводят семью до голода.
Я чуть-чуть осветил сельскую реальность.
Ну а если вернуться к более нормальной ситуации.
Дети работают и живут отдельно. Старики одни. Без помощи им попросту не выжить. Да, очень не хотелось бы беспокоить детей. Тем более, если у них самих не очень густо.
Но другого выхода вроде нет. Мне кажется, что если к этому периоду, как и ко многому другому, загодя готовиться, можно как-то смягчить ситуацию.
Можно, наверное, как-то продумать какую либо форму оказания помощи детям в организации их быта, облегчая их возможности по службе.
Вероятно, допустимо с какого-то возраста начать накапливать какие-то копейки, на "черный день", подобно тому, как это принято в русских селах, "гробовые деньги"
Это не слишком эффективный метод, но все же не нулевой вариант.
Кстати, если родители вынуждены находиться на иждивении детей, то уж, по крайней мере, соблюдение этических мер в этих вопросах необходимо.
Никогда не жаловаться на свои беды. Не просить добавок. Стараться не делать эту тему предметом обсуждения. Воздерживаться от привычных затратных мероприятий. 
Надо признать, что при подобных ситуациях в большинстве случаев обе стороны чувствуют себя весьма неловко.
Родители  переживают, что обременяют детей.
Те, в свою очередь, думают, что как было бы хорошо, если бы они могли удвоить содержание  своих Родителей.
Но сколько бы я не говорил, какие бы доводы не излагал, суть вопроса остается неизменной. Есть родители, и их никуда не денешь.
Метод Чингиз-хана, пока в повестке дня не стоит.
Реально существует только два пути решения вопроса.
Самый идеальный вариант, если ни в какой помощи родители  не нуждаются, а наоборот, сохранили возможность продолжать помогать своим детям. Все довольны!
И есть второй, самый распространенный вариант. Дети содержат, либо помогают содержать своих родителей.
И здесь важны не только суть вопроса, но и, в не меньшей степени, его форма.
Именно поэтому  мне вспоминается маленькая заметка из школьного учебника, которой я уже неоднократно пользовался.
В школе идет урок рисования. И педагог вдруг замечает, что у одной девочки на деревьях синие листья.
На недоуменный вопрос учителя, девочка пояснила, что у нее не было зеленого карандаша.
Учительница увидела, что у соседки по парте сверху лежит зеленый карандаш. Предвосхищая вопрос учителя,  девочка стала оправдываться: "А я ей давала, но она не взяла"
И тут учительница сказала фразу, которую я запомнил на всю жизнь.
"Давать надо так, чтобы можно было взять!"
Диапазон этой фразы очень широк, но и обсуждаемой темы он тоже касается.
Очень важно психологически не обременять ни с одной стороны сложившуюся, либо уже действующую ситуацию, чтобы никого не ставить в неловкое положение.
Чувство такта одно из главных в человеческих отношениях.
Из 200 с лишним  рассказов и миниатюр, написанных мною, "О чувстве такта"одна из наиболее читаемых.
В максимально возможной степени оно должно присутствовать там, где есть хоть какие-то меркантильные отношения. 
В настоящей миниатюре, я, по существу, только обозначил наличие вопроса, о котором и так всем хорошо известно. Но я не смог, предложить какого либо радикального способа его решения.
Однако то, что мы понимаем существование достаточно серьезной проблемы, само по себе тоже немаловажно.
Во-первых, не исключено, что найдутся люди, способные предложить что-то разумное. Во-вторых, заранее зная ждущие нас проблемы, мы, быть может, чуть лучше к ним подготовимся.
Да поможет нам Господь!


Рецензии
Да, Вы подняли, ту проблему, которая находится у многих в сознании, кто дожил до старости.С уважением.

Александр Шевчук2   16.10.2021 07:03     Заявить о нарушении

БЛАГОДАРЮ
С УВАЖЕНИЕМ

Михаил Шаргородский   25.12.2021 19:28   Заявить о нарушении