Педаль сцепления

       Москва, 1996 год. Зима. Сыну восемь лет. Папа купил ему детские горные лыжи и мы всей семьёй поехали на выходные в Крылатское. Сын там с горы катался на лыжах, папа его страховал, а мы с дочкой с интересом наблюдали за ними.
       Накатавшись и нагулявшись, наконец мы решили ехать домой. Загрузились в машину и поехали. У нас в то время были светло-зелёные Жигули (копейка) - наша первая машина. Все немного устали, расслабились и просто в машине отдыхали, но...недолго. Муж вдруг свернул с дороги и поехал совсем в другую сторону. Я с удивлением посмотрела на мужа, но он этого не заметил или сделал вид, что не заметил. Ну и ладно. Я сидела и просто смотрела на дорогу. Муж ничего не объяснял, а я ничего не спрашивала. Но не выдержав неизвестности, я всё-таки решила поинтересоваться, куда это мы собственно едем и услышала короткий ответ:
- Увидишь.
       Ну наконец вроде приехали. Свернув в сторону с проезжей части, наша машина медленно въехала на огороженную, высоким забором, территорию. Перед нами раскрылась такая картина: вокруг высокого, широкого и продолговатого сугроба, находящегося в самом центре площадки, медленно по кругу двигалось много разных машин. Круговая дорога была достаточно широкая и по ней в ряд могли ехать одновременно три-четыре машины. По внешнему периметру дороги, вдоль забора, тоже шла высокая и широкая полоса сугроба от въезда и до въезда. Получалось, что вся дорога шла по снежному коридору, образованному  с двух сторон высокими сугробами высотой около двух метров.
       Полюбовавшись на всё это, я вопросительно посмотрела на мужа, который объяснил, что это тренировочный круг для новичков вождения.  Не успев ничего спросить, в следующее мгновение я услышала то, чего ожидала меньше всего. Муж вдруг неожиданно мне выдал:
- Выходи из машины и садись за руль.
Немного ошарашенная словами мужа, я молча вышла из машины и пересела на его место, а муж сел рядом. Это была уже третья попытка усадить меня за руль. Но первые две были в летнее время, на пустынном месте и только по прямой на короткой дистанции...и даже относительно успешные на фоне спокойного и ровного хода машины. Но зимой, на снежной дороге, с кучей машин с такими же новичками...это было не только впервые, но и очень экстремально для меня.
       Я вообще никогда не рвалась за руль, потому что знала - это не моё. Мне он сто лет не был нужен.  Для меня все машины-то на одну мордочку, а всё, что у них внутри, вообще "китайская грамота". А вот сидеть рядом с водительским креслом, ехать и смотреть в окно я могу часами. Для меня это действительно большое удовольствие. Мне нравится непрерывная сменяемость видов за окном. Мне нравится смотреть вдаль, на дорогу и в это время о чём-то думать. Я раньше, вместо метро, садилась на автобус и ехала, куда мне надо, но в два раза длиннее и в три раза дольше с огромным удовольствием просто глядя в окно. А больше всего, в этом плане, мне нравятся трамваи, особенно старые.
       Но мужу непременно хотелось научить меня водить. Ну ладно. Под подробным его руководством, я перезапустила машину и мы медленно тронулись. Мужу понравилось, что машина двигалась спокойно и ровно, а не скакала, как лягушка и он особо меня не дёргал. За несколько метров до очередного поворота он вдруг мне сказал:
- Нажми на педаль сцепления.
Я на секунду впала в ступор, лихорадочно вспоминая, что это такое и где она находится. Про педали я знала только то, что есть педаль газа и педаль тормоза. Они находятся рядом - одна справа, другая слева и всё.  Вниз под руль я вообще никогда не заглядывала и толком не знала, сколько там педалей, Для меня существовали только две - первая и вторая справа. Я просто садилась и сразу ставила ноги на обе эти педали и всё. Правда это было всего два раза, но точно без какой-то там педали сцепления. Увидев моё замешательство и растерянный взгляд, муж сказал:
- Она слева.
Господи Боже. Слева?. Слева от ЧЕГО? Мой мозг усиленно копался в памяти. Но бесполезно. Где она там слева находится и зачем она нужна я понятия не имела. Мой гуманитарный мозг вообще не желает воспринимать ничего технического и технологического.  Хотя я в своё время хорошо сдала и сопромат, и технологию, и электротехнику, и ещё много чего...но это скорее просто по молодости. В общем...полезла я под руль искать эту педаль и почти сразу услышала крик мужа:
- Мы сейчас врежемся в сугроб!!!
Я мгновенно выпрямилась и еле успела вывернуть руль и машину от сугроба. Когда мы миновали поворот и выехали на прямую часть дороги, через несколько метров муж опять мне говорит:
- Нажми на педаль сцепления.
Я опять полезла её искать и опять почти сразу услышала крик мужа, что мы сейчас врежемся в сугроб. Очередной раз  увернувшись от сугроба, я раздражённо спросила, чего он пристал ко мне с этой педалью. А муж удивлённо сказал:
- А как я буду скорость переключать?
Я на него непонимающе посмотрела и говорю:
- Скорость переключать? А её что, ещё отдельно и переключать надо? А педаль газа тогда зачем? И зачем вообще эту скорость переключать, если мы всё время с одной скоростью едем. А без этой педали никак нельзя, что ли обойтись? Да и как ты собираешься это делать?
И в это время я замечаю, что его левая рука лежит на каком-то рычаге справа от меня. Я, решив, что наверное это и есть переключатель, киваю на него головой и спрашиваю:
- Это что ли переключатель скорости?
Муж ответил:
- Да.
Я тогда немного ошарашенная спрашиваю:
- Я что...прямо во время движения должна бросить руль, найти и нажать эту педаль, чтобы ты зачем-то скорость переключал что ли? Зачем вообще мне это нужно?
Муж с улыбкой терпеливо ответил:
- Тебе ни зачем. Это машине нужно. Учись всё делать одновременно.
Я аж задохнулась:
- Как же можно одновременно и рулить, и вслепую нажимать кучу педалей, и не глядя переключать скорость?
Муж со смехом мне говорит:
- В твоём случае никак. Вот поэтому я сижу рядом и сам пытаюсь это делать за тебя. Ну что? На педаль сцепления когда-нибудь нажмёшь?
Увидев моё обречённое очередное движение вниз, он остановил меня и сказал:
- Ладно, всё. На сегодня хватит. Останавливай машину.
Потом повернулся назад и сказал сыну:
- Выходи из машины и садись за руль, а мама на твоё место.
Мы с сыном поменялись местами. Папины рекомендации по вождению сыну не требовались, потому что папа посадил его за руль ещё в шестилетнем возрасте и к восьми годам он уже достаточно хорошо водил машину. Правда в основном на даче по подмосковным дорогам.
       Сын завёл машину и мы поехали. Сделав полный круг, мы вдруг стали замечать, что все проезжающие мимо как-то странно себя ведут. Проезжая мимо нас, пассажиры всех машин вылезали из окон и пытались разглядеть, что-то у нас в машине. Мы сначала не поняли в чём дело, а потом, когда сообразили, очень повеселились над их любопытством. Оказывается дело было в том, что из-за маленького роста сына в водительское окно машины был виден только большой синий помпон его трикотажной шапочки. Как же мы  смеялись, когда представили со стороны вид нашей машины: на переднем кресле, рядом с водительским местом, сидит здоровый мужик, сзади девушка с женщиной, а...за рулём "никого", кроме торчащего в окне синего помпона. Сын дал ещё несколько кругов, под удивлёнными взглядами мимо проезжающих, и мы поехали домой.
       Эта попытка посадить меня за руль была не последняя. Было ещё несколько попыток, после которых муж наконец оставил меня в покое. Правда однажды я уже сама всё-таки собралась на курсы вождения...вдруг срочно когда-нибудь понадобится. Собрала все справки, нашла рядом школу вождения и сказала об этом мужу.
       А муж, давая мне деньги на курсы, сказал:
- Учись, но машину я тебе не куплю...даже не проси.
       Я искренне удивилась и спросила:
- Интересно...а почему? Ты ведь хотел, чтобы я водила машину. Вот, я иду учиться.
       На что получила твёрдый и окончательный ответ:
- Мне жена нужна живая.
       Конечно после этого никуда учиться я не пошла. На этом моя эпопея, с попыткой сесть за руль, и закончилась. Остальные наши машины, в том числе и мой любимый белый красавец "опель", муж уже доверял только сыну.
       А педаль сцепления...да кто только потом мне в мельчайших подробнястях не объяснял, что это такое и для чего. Но всё было тщетно. Я до сих пор не понимаю...зачем она нужна.


Рецензии