Гость в не расписание

ХАРАКТЕР ЗАКАЛЯЕТСЯ В БУРЯХ ЖИЗНИ
Не скрою, читая рассказы из готовящегося к изданию сборника Сайдали Мухиддинова «Гость вне расписания», не раз ловил
себя на мысли о том, что автор незримо присутствует среди своих
героев и персонажей, и взирает их глазами на наш быстро меняющийся глобализирующийся мир, на непростые отношения людей.
Читаются они легко, овладевая вниманием читателей с самого начала сюжетной канвы до развязки и кульминации, что является
верным признаком писательского дарования. Но нетрудно и представить, что дается это автору нелегко, а благодаря кропотливому и
усидчивому труду, душевным переживаниям и поиском истины.
Рассказы в сборнике разнообразны по тематике и ситуациям,
действия в них разворачиваются по многим регионам постсоветского пространства. И в каждом слышен голос автора, умудренного
опытом жизни человека, в качестве переводчика служившего в Афганистане после апрельской революции, а затем ставшего очевидцем ужасов навязанной гражданской войны у себя на Родине, а ныне профессора Российско-Таджикского (Славянского) университета, озабоченного нравственными и социальными проблемами нашего общества, актуальными вопросами нового исторического периода. Он пристально всматривается в насыщенную разнообразными картинами и палитрами панораму своего времени. Писатель
затрагивает вечные темы любви, верности, ревности, коварства, но,
не поступаясь своей гражданской позицией, не может обойти и
такие, как урбанизация, миграция, наркомания, все то, что составляет приметы нашего века, а порой и общечеловеческой драмы.
Это, пожалуй, и обуславливает характерную черту прозы Саидали Мухиддинова, а именно, ее публистичность. Тяготение автора
к публистичности подтверждается рядом рассказов, в некоторых
случаях даже в ущерб художественности. Что ж, сама эпоха выдвигает публистичность на самую видную позицию в литературной
повестке дня. Но публистичность в рассказах Саидали Мухиддинова не лобовая, не прямолинейная, а, скорее всего, форма проявления общественной позиции автора.
Сайдали Мухиддинов хорошо знает, о ком и чем писать, но
глубинная тема его творчества – это умственное и нравственное
возвышение человека. Его герои понимают, что борьба с насилием
4
и несправедливостью «их же методами» порождает еще большее
зло. Одно из достоинств рассказов сборника, где писатель предстает как тонкий психолог, это несокрушимое жизнелюбие, которое,
несмотря на внезапные крутые повороты в ходе событий, судьбе
демонстрируют герои. Невзирая ни на какие трудности, они стремятся сделать повседневную жизнь краше и лучше, тем самым выверяя на себе правильность определения Гёте: «Характер закаляется в бурях жизни».
Другой характерной особенностью в творчестве писателя является его стремление к соблюдению равновесия между формой и
содержанием, динамизм стиля способствует проникновению в умы
и души читателей. Язык рассказов зачастую рельефен, без словесной мишуры, вычурности и усложненных предложений, что также
признается плюсовой стороной любого художественного произведения.
Одним словом, можно сказать, что сборник рассказов, второй
по счету, удался. Хотя, конечно, главный вердикт остается за читательской массой, а ее Сайдали Мухиддинову не занимать. Его рассказы и ранее печатались в солидных литературных журналах, в
том числе и в «Литературном Тамбове», и получали хорошие отзывы читателей и критиков.
Будем надеяться, что такая же участь ждет и новый сборник
писателя. Его появление свидетельствует о том, что русскоязычная
литература в Таджикистане, некогда громогласно заявляющая о
себе в общем многоязычном хоре большой страны и пестревшая
известными по праву именами, не ушло в небытиё и давно вышло
из кризисной спячки 90-х годов прошлого века и начала нового
столетия. В последнее время голоса писателей и поэтов Таджикистана, в том числе и русскоязычных, звучат ярче, чем было в те
приснопамятные времена. Во многом это связано с тем, что пишущая братия освоила просторы интернета, многие завели во всемирной паутине свои странички.
Мы же напомним Сайдали Мухиддинову слова Владимира
Владимировича Маяковского, которые можно адресовать всем художникам, творческим людям:
Поэт
   всегда
      должник вселенной,
            … перед всем,
                про что
                не успел написать.
               
                Мансур Суруш,
                лауреат премии
                Союза писателей Таджикистана
                имени Садриддина Айни


Рецензии