Центр нападения. Кино о футболе. 1946г

В 1947г. на киноэкраны страны вышел замечательный фильм "Центр Нападения" Киевской киностудии. Его не ждал шумный успех как комедии, для драмы же картина оказалась слишком легкой. Однако спустя много лет в жанре спортивный мелодраматический этот кинорассказ о советских людях, играющих увлеченно в футбол, смотрится очень достойно. Хотя картина подвергалась тщательному цензурированию, а может благодаря нему, "Центр нападения" выступает как документ послевоенный эпохи, в котором запечатлены уникальные черты первых послевоенных лет и дан не шаблонный, а вдохновенный кодекс строителя коммунизма. С позиции же сверхпопулярной футбольной темы и вопросов отношений в футбольных командах он может играть и поучительную роль для современных тренеров и игроков.

илл.афиша
тот же текст с иллюстрациями
https://olegdushin.livejournal.com/199348.html

Синопсис картины. Центральный нападающий, местная легенда, капитан команды Метеор Андрей Кравченко по основной своей деятельности является инженером-конструктором. Он занимается разработкой новой модели мотоцикла. Производство опытного экземпляра этого мотоцикла и последующий запуск его в серию требуют переезда в другой город под названием Городок. Без особых колебаний Андрей бросает свою футбольную команду, вопреки уговорам друзей, оставляет девушку, которой симпатизирует, и устремляется воплощать в машину свои чертежи. В Городке Кравченко между делом поступает в местную футбольную команду и уже в её составе приезжает на родину, где сражается на поле против своего Метеора. Все кончается миром, мотоцикл пускают в серию, друзья мирятся, девушка выходит замуж за Кравченко.


илл.Друзья: Семен Курочкин (слева - играет Б.Толмазов) и Андрей Кравченко (справа - играет В.Доронин)

Мораль этого фильма - главное  - это иметь достойную мечту. Если человек настойчиво и честно воплощает её в жизнь, то всё остальное приложится. Футбол же играет воспитательную роль, он помогает развить не только волевые качества, но и чувство коллективизма, команды. Футбол, можете ли в это поверить, как идея заменяет даже Коммунистическую Партию в этом кино, кинорежиссеры (Семён Деревянский, Игорь Земгано. Сценарий — Борис Ласкин, Евгений Помещиков) как то без неё обходятся. Игра же это не профессия, не плановое производство, где требуется партийный контроль, обойдемся тренером для воспитания.  До профессионального спорта советское искусство тогда еще не поднималось. Даже ведущие игроки страны тогда где-то числились и получали зарплату по ведомостям разных организаций.

Тем не менее триумфальный визит команды Динамо в ноябре 1945г. в Англию, победа наших парней в 2 матчах, ничья еще в двух с английскими профессионалами повышал престижность всеобщего спортивного "развлечения" на досуге. Неслучайно в фильме команда Метеор дружно поёт: "Закалила спортсмена работа, Золотые согрели лучи. В заграничных далёких воротах Побывали и наши мячи!" Именно противостояние с английскими профессионалами поставило в повестку дня выход фильма о советских футболистах-любителях, которые являются профессионалами в своем деле и относятся при этом серьезно к футболу.


илл.Михаил Якушин выводит динамовцев на поле Стэмфорд Бридж. 1945г.
илл.афиша матча в Англии


27-летний Андрей Кравченко (по роли 1919 г.р..) говорит девушке Елене (1922 г.р.): " Если б вы знали, как нам тренировка помогала на фронте. Как футбол развивает волю к победе, чувство товарищества, упорство! " Футбол - это не самоцель, это часть комплексного воспитания человека, и уникальные условия для такого воспитания созданы в советской стране. Андрей Кравченко: "Я убежден - в мире существует одна страна, наша страна, где созданы все условия для того, чтобы человек развивался гармонически. Это значит, чтобы он хорошо работал и хорошо плавал брассом, чтобы он умел строить новое и отличать Чайковского от Листа. Чтобы он понимал, что он частица народа и служит своему народу. Чтобы человек презирал пустоту и пошлость и любил настоящую красоту. Чтобы он никогда не останавливался и всё время хотел быть лучше и лучше... Понимаете? И потом не смейте не любить футбол.."


илл.В фильме роль комментатора сыграл комментатор Вадим Синявский

Собственно идея служения народу и позволяет Кравченко отбросить чувство привязанности к заводу, футбольной команде, симпатии и уехать в другой город для создания мотоцикла. Это реалия первых послевоенных лет. В г.Коврове в ноябре 1946 выпущен первый мотоцикл К-125. На Горьковском мотоциклетном заводе был создан спортивный мотоцикл М-80 в 1946г. В 1947 году под руководством главного инженера завода ГМЗ Наума Гуткина создан мотоцикл М - 35. Ижевским машиностроительным заводом с 1946 по 1951 год выпускался ИЖ-350. В 1947 году в Ирбите начали выпускать спортивный 750-кубовый мотоцикл М-75., в 1948-49 освоен выпуск М-76 в Серпухове.


илл.Рецензент серьезно и торжественно: Сочетание нашей техники, которую мы имеем на большинстве наших заводов, и принципов Кравченко может дать не 5-8%, а 25-28%! (прироста)

илл.Испытание нового мотоцикла Кравченко

История советского кино умалчивает, какой мотоцикл использовала Киевская киностудия для съемок его испытаний в вымышленном г.Городке. По конструктивным особенностям соединения двигателя и выпускной трубы он может быть похож на горьковский М-35. Однако первый М-35 (ставший гоночным) был сделан в 1947г., а в титрах фильма Центр нападения написано 1946г., хоть и вышел на экран он в июне 1947г. Откуда же горьковский М-35 взялся на Киевской киностудии раньше времени? Есть ещё один вариант. Обратил внимание, что и киношный мотоцикл (на 43 минуте фильма), и М-35 похожи на немецкий BMW R-51 1938 года. Других похожих вариантов в длинном списке отечественных и иностранных моделей от Р.Х. и до 1946 года нет.


илл.BMW R-51 1938г.

Учитывая обилие трофейных мотоциклов в СССР, можно предположить, что киностудия использовала BMW R-51. Надо добавить, что М-35 проектировался на основе немецких моделей BMW. Правда, в самом финале картины мы видим наших героев на вполне советском мотоцикле М-72 (1941г.) - копии BMW R71. Кравченко: "Видел как машина берёт с места?" Вообще удивительно, фаны байкерства не заметили такой родной им фильм как Центр нападения - с испытаниями мотоцикла.

илл.в финальной сцене фильма двигатель мотоцикла отличается от двигателя в сцене испытаний

А футбольным фанатикам на вкус придется фраза врача Елены из фильма: "Я ничего не понимаю в вашем футболе, но мне кажется, что команда, которая проигрывает из-за того, что у ней выбыл один игрок (пусть это и знаменитый форвард Кравченко)- не команда, а детский сад." В фильме в отсутствии центр-форварда Кравченко игроки не дают пас заменившего его запасному нападающему, играют краями. И проигрывают... Кравченко соглашается с Еленой: "Если в отделении выбывает боец или даже командир, так отделение не останавливается, а продолжает драться и побеждать."

Что я хочу сказать? - Команда - это единое целое и мышление в этой команде - это не только я отдельного индивидуума, это коллективное мышление и взаимодействие. Команда сильна не только физической мощью, но и духом, да ещё и интеллектом. А ещё Дружбой.


илл.Кравченко в команде Городка забивает мяч в ворота Метеора

Как поют в поезде футболисты Метеора - "Футболисты, в наступленье! Мы, как буря, грозны в нападеньи, А в защите, как стена, - Так учила нас война! Дружбой молодость сильна!" Ключевое слово в этом куплете - учила.

Война только что кончилась, большинство футболистов в ней участвовали, учились побеждать в бою врага под знаменами советской армии и страны. Скажем, причину поражения (0:3) нашей сборной по футболу в матче с бельгийцами 13 июня 2021г. (Евро-2020, чемпионат Европы по футболу) В.Жириновский обнаруживает в недостаточном национализме российских игроков, читай - в отсутствии у них духовного единства на поле. Похоже, имеет большое значение не только национальный дух, но и коллективный интеллект. При просмотре того злосчастного матча Россия-Бельгия невооруженным глазом прослеживается, что бельгийцы наперёд читают действия игроков российской сборной и закрывают их. Напротив, в нужный момент бельгийский игрок оказывается в свободном пространстве с мячом, его действия противником на поле не предугадываются. Да и профессиональные комментаторы всю эту игру в 13-ое число упрекали наших по ходу матча в прямолинейности и упрощенности решений. Никакая война, где ошибка чревата смертью, членов той и другой сборной, слава богу, не учила.


илл.за несколько секунд до 2-ого гола в матче Россия-Бельгия. Видно, что российский игрок не контролирует Менье при подаче мяча бельгийцами в сторону ворот, он скорее дублирует вратаря. Защитник! сборной Бельгии Тома Менье (крайний справа, n15) забьет сейчас гол

Дело не в том, чем ты занимаешься - футболом или мотоциклами, а кто ты есть. Тот же Лукаку в бельгийской сборной, хоть и родился в Антверпене, имеет конголезское происхождение, а не фламандские или валлонские корни, на силу которых попытался свалить победу бельгийцев Жириновский.

И в конце очерка о футбольном фильме - немного провидческого юмора, присутствующего в мелодраме, славящей увлечение спортом. Прошу учесть, что в 1946г. слова Елены звучат саркастически, поскольку произносятся ещё до полета в космос и создания в СССР атомной бомбы.


илл.Елена (играет Е.Деревщикова) уводит подшибленного Кравченко с поля.

Елена : А я думала, что вы умеете гоняться только по полю за мячиком. - Кравченко: Как видите, весьма уважаемое занятие. - Елена: Да, конечно. Так же необходимое человечеству как разложение атома и полеты в стратосферу.


Рецензии