Г. Пайл Серебряная рука Перевод с англ. В. 15

Барон стоял, молча наблюдая за маленьким мальчиком, лицо которого стало совсем белым и мокрым от слез.
– Я скажу тебе, чтобы ты знал, – прервал Барон Генри затянувшееся молчание, – я дал обет, что подброшу красного петуха в Замок Коварного Змея, и я сдержал свою клятву –  от него остались одни обгорелые развалины. Но еще я поклялся,  что ни один из Вульфов, попавших в мои руки, не сможет больше нанести такого удара, какой твой отец нанес бедному Барону Фредерику, и теперь настало время выполнить обещанное.

 - Гаспар, держи мальчишку хорошенько!
Человек в кольчуге шагнул в сторону Отто, и в тот же момент мальчик вскочил, обвив руками колени своего тюремщика.
– О, мой дорогой Господин, – вскричал он, – не губи меня, ведь я всего лишь ребенок! Я никогда не причинил тебе никакого вреда!
– Делай свое дело, – скомандовал Барон Генри слуге.

 И парень, несмотря на крики и сопротивление мальчика оттащил его от Барона и отнес на скамью. Здесь он стоял, крепко держа Отто, пока его хозяин делал свое злое дело. Затем оба мучителя вышли из темницы, тщательно заперев за собой дверь.
Дойдя до конца коридора, Барон мрачно бросил через плечо:
– Пошли мальчишке лекаря, – и, отдав это распоряжение, ушел к себе.
 
Отто лежал в своей камере на жестком топчане, покрытом медвежьей шкурой. Он казался бледнее и худее обычного. Вокруг глаз появились темные круги. Он напряженно смотрел на дверь. Судя по звуку снаружи, кто-то на ощупь пытался попасть ключом в замок.

 Со времени страшного визита Барона Генри только две души заглядывали в темницу к мальчику –  Гаспар, который приносил мальчику его скудную пищу, и лекарь. Это был тощий, проворный человек с морщинистым лицом и простодушным болтливым нравом. В его обязанности входило перевязывать раны, останавливать кровь, ставить пиявки и вообще пользовать своими нехитрыми средствами всех занемогших в Замке. Одновременно он выполнял роль брадобрея.

Барон оставил ключ в замке, так что оба визитера могли открыть дверь и войти, когда им вздумается. Но на этот раз Отто понял, что замок пытается открыть кто-то другой. Этот кто-то боролся с замком, долго и неумело пытаясь повернуть ключ. После длительного сопротивления дверь, наконец, слегка приотворилась. Отто с нетерпением ожидал увидеть какое-то новое лицо, но гость не торопился переступить порог, действуя медленно и осмотрительно.

Несколько раз он толкал дверь вперед и замирал. Затем, после очередной паузы, в комнату проскользнула маленькая девочка с прямыми черными волосами и сияющими глазами. Она стояла у двери, держа палец во рту и уставившись на Отто, лежавшего на своем топчане. А Отто, в свою очередь, с изумлением рассматривал маленькое создание, напоминавшее ему сказочного эльфа.Видя, что мальчик не шевелится, девочка подошла к нему поближе, потом, еще ближе и, наконец, совсем расхрабрившись, остановилась в двух шагах от маленького узника.
 
– Так ты и есть Барон Отто? –  спросила она.
– Да, – ответил Отто.
– Ну и ну, – хмыкнула девочка, – я-то думала, что ты –  взрослый парень, а ты –  маленький мальчик, не старше пастушонка Карла Макса, который у нас пасет гусей.
После нескольких минут молчания она добавила:
– Меня зовут Паулиной, я дочка Барона. Я слышала, как мой папа рассказывал о тебе маме, и мне захотелось самой на тебя посмотреть. Ты что, болен?
– Да, – сказал Отто, – я болен.
– Это мой папа ранил тебя?
– Да, – ответил Отто и глаза его наполнились слезами.

Он не смог сдержаться, и слезы медленно покатились по его бледному лицу. Маленькая Паулина серьезно смотрела на него.
– Мне тебя очень жалко, – выговорила она наконец, и ее детское участие заставило Отто по-настоящему расплакаться.
 
Так закончился первый визит Паулины. Но с тех пор она стала часто навещать Отто в его темнице, а мальчик стал ежедневно с нетерпением ждать ее прихода. И не удивительно, ведь появление Паулины было единственной радостью в кромешном мраке его существования.

 Сидя на краю топчана и глядя на Отто широко открытыми глазами, она могла часами слушать о его жизни в далеком монастыре, о том, какие удивительные видения посещали простодушного Брата Джона, о том, какие прекрасные книги с картинками показывал мальчику добрый Аббат и какие чудесные истории о рыцарях, чудищах, героях и императорах Древнего Рима он читал по-латыни с Братом Эммануэлем.

Однажды, когда Отто кончил свой рассказ, маленькая Паулина глубоко вздохнула и после минутной задумчивости спросила:
– Неужели то, что ты рассказал мне о монахах и их жизни в монастыре правда?
– Да, – подтвердил мальчик, – совершенная правда.
– И они не отправляются походом против монахов из другого монастыря?
– Нет, – сказал Отто, – они знать не знают ни о каких сражениях.
– Подумать только, – изумилась девочка и снова погрузилась в молчание.

 Она впервые узнала о том, что на свете есть мужчины, не считающие своим прямым долгом воевать друг с другом и чинить жестокие расправы над врагами. В свои восемь лет она никогда не покидала стен родного Замка, в котором родилась и ничего подобного не видела и не слышала.
 
В другой раз дети говорили о своих матерях.
– Неужели ты никогда не видел своей матери? –  спросила Паулина.
– Не совсем. Иногда я вижу ее в своих снах, и ее лицо всегда так светится, что я знаю –  она стала ангелом. Брат Джон, который часто видел ангелов, сказал мне, что лица у них всегда ярко светятся. Я видел ее последний раз ночью, когда  впервые лежал здесь, изувеченный твоим отцом. Я не мог уснуть от боли, и голова моя точно раскалывалась. Она пришла, наклонилась ко мне и поцеловала в лоб. После этого я заснул.
– Но откуда же она пришла, Отто? –  изумилась девочка.
– Я думаю, из рая, – ответил мальчик с той терпеливой серьезностью, которую он наблюдал у монахов.
– Значит, вот почему твоя мама поцеловала тебя в больную голову,это потому что она ангел, – проговорила задумчиво Паулина. – Моя мама –  не ангел, поэтому когда я была больна, она велела Гретхен унести меня подальше , чтобы я своим плачем ее не беспокоила. Кстати, твоя мама била тебя когда-нибудь?
– Нет, – ответил Отто.
– Хорошо тебе, – вздохнула бедная Паулина, – а вот моя мама бьет меня частенько.
 
Однажды маленькая девочка прибежала в темницу, запыхавшись. Голова ее была переполнена новостями.
– Мой папа говорит, что твой отец находится в лесу неподалеку, за нашим Замком. Фриц, свинопас, сказал моему отцу вчера вечером, что заметил костер в лесу, и когда он подкрался к нему незаметно, увидел Барона Конрада с шестью молодчиками. Они зажарили убитую свинью и ели ее у костра. Может, – продолжала девочка, – мой папа победит твоего, и его принесут сюда, чтобы положить в черный ящик, а вокруг зажгут яркие свечи. Так папа и его люди поступили с дядей Фредериком, когда его убили.
 
– Боже избави, – воскликнул Отто и замер, молитвенно сложив руки.
– Скажи, ты меня любишь? –  обратился он к Паулине.
– Да, – ответила она, – потому что ты хороший мальчик, хотя мой папа и говорит, что у тебя с головой не все в порядке.
– Может так и есть, я это уже и раньше слышал, – простодушно ответил Отто, – но ведь ты не хотела бы видеть меня мертвым?
– Нет конечно, ведь тогда ты не сможешь рассказывать мне свои удивительные истории. То, что мертвецы не говорят, мне хорошо известно.

– Послушай меня, Паулина. Если я отсюда не выберусь, я умру. Я слабею с каждым днем, мне делается только хуже, и никакие пиявки не могут меня вылечить.
Тут Отто отвернулся, слезы побежали по его щекам, и он уткнулся лицом в топчан.
– Почему ты плачешь, Отто? –  спросила маленькая Паулина, которая с тревогой смотрела на него все это время.
– Потому что я так болен. Я хочу, чтобы мой отец пришел и забрал меня отсюда.
– Но я не хочу, чтобы ты ушел –  сказала Паулина, которая не могла скрыть своего огорчения, – если твой отец заберет тебя, ты не сможешь больше ничего никогда мне рассказать.
– Нет, смогу, потому что когда я стану взрослым, я снова вернусь и женюсь на тебе. А тогда ты станешь моей женой, и я буду рассказывать тебе обо всем, что знаю. Дорогая Паулина, придумай, как передать моему отцу, что я здесь, чтобы он мог придти за мной прежде, чем я умру.
 
– Кажется, я смогу это сделать, – сказала Паулина, подумав немного, – иногда я хожу с Максом навестить его мать, которая нянчила меня, когда я была маленькой. Катерина –  жена свинопаса Фрица, и она попросит его передать весточку твоему отцу. Она всегда делает то, что я хочу, а ее муж Фриц всегда делает то, что она ему велит.
– Сделай это, Паулина, для моего спасения! –  вскричал мальчик.
– Послушай, Отто, если я это сделаю, обещаешь ли ты действительно вернуться и жениться на мне, когда вырастешь?
– Да, обещаю, – очень серьезно ответил Отто.
– Хорошо, тогда я сумею передать твоему отцу, где ты.
– Но можешь ли ты сделать это так, чтобы Барон Генри ничего не заподозрил?
– Да, – ответила Паулина, – потому что если мама и папа узнают, что я натворила, они наверняка поколотят меня и отправят спать одну в темную комнату.


Рецензии