Воспоминания о моей любимой тётушке
МОЯ ЛЮБИМАЯ ТЁТЯ ШУРА И Я В 1972 г.
Тётя Шура (Степанова Александра Петровна) родилась до революции, в 1902 году, в лесу, где мой дед служил лесничим у господ Витовых. На этой фотографии ей уже 70 лет (а прожила она до 83). Тётя Шура была мне вместо бабушки и нянчилась со мной, когда мама ездила по командировкам. Конечно, я очень любила свою добрую тётушку! Она знала невероятное количество старинных шуток-прибауток, присказок, песенок и колыбельных. И щедро делилась со мной всем этим народным речевым богатством.
В стародавние времена, на деревенских посиделках да у родителей тётя Шура обучилась разному ремеслу: шить, вязать кружева крючком, прясть, готовить в русской печи и даже мастерить что-то из дерева.
До революции она посещала церковно-приходскую школу. А потом уже больше не училась - работала. Но меня всегда поражал её очень красивый почерк, умение складно и грамотно написать любой текст и знание наизусть невероятного количества стихов (которые и я потом запомнила). Подумать только: в церковно-приходской школе они декламировали думу поэта и декабриста Кондратия Фёдоровича Рылеева "Иван Сусанин"! Тётя Шура читала её наизусть целиком! Нравилось мне и тётино любимое стихотворение Фёдора Глинки "Москва" ("Город чудный, город древний, ты вместил в свои концы и посады, и деревни, и палаты, и дворцы"). Цитату из этого стихотворения я использовала на экзамене по русскому языку в восьмом классе!
В 1960-ые годы, когда моя тётушка жила в доме без удобств на улице Катушечной, она обожала печь большие пироги с картошкой, с капустой, с малиной, а также пресные колобки - в русской печи. Никогда ничего вкуснее я не пробовала, честное слово!
В те же шестидесятые на тётю Шуру вдруг накатила тоска по старинному рукоделию, освоенному когда-то в деревне. И она собственноручно сделала себе настоящую прялку! Я такие потом только в музеях видела. Тётя покупала шерсть на базаре, садилась за свою любимую прялку и с воодушевлением начинала прясть. Потом из шерстяных нитей вязала нам варежки и носки. Очень любопытно было наблюдать за этой работой! Я тоже пробовала прясть, но не увлеклась - не те времена.
Своей семьи у тёти Шуры никогда не было, поэтому она неплохо справлялась и с мужской, и с женской работой. Умела, например, пилить и колоть дрова, сама сделала козырёк над входной дверью, носила воду с колонки на узорчатом коромысле, выдалбливала деревянные корытечки для засолки капусты. А однажды она сделала мне высокие ходули из дерева - для детских забав! (в то время все мальчишки с нашего двора мастерили себе ходули. но мои оказались самыми лучшими).
Словом, мне есть что вспомнить про любимую тётушку, глядя на эту старую фотографию...
Свидетельство о публикации №221072200105