Как мы ездили на присягу в Москву

У Вали был любимчик – сын Егорка.  Больше она никого не признавала – ни мужа, когда он был жив, ни сестёр. Егорка – свет её в окошке и всё тут.

Но годы идут и идут, сыну уже стукнуло  восемнадцать годков, а потом и двадцать. К тому времени Егор закончил колледж и сразу пришла повестка. В военкомат.

Валя давай обегать всех своих соседей и знакомых. Писать своей подруге Лиле.

- Лиля! Помоги! Ты учёная, всё знаешь! Какое право они имеют забирать у меня единственного моего сына! Я инвалид с детства! Муж мой умер, когда Егорка школьник был! Я одна не справлюсь с домом и огородом! Я не работаю!
И Валя плакала.

Но в военкомате всё было решено и назначили дату на середину июля. Куда его, в какую часть? Валя не знала. Лиля ей написала, чтобы Валя приезжала к ней, они вместе поедут  в сборный пункт.

Лиля была выходная несколько дней – отгулы.
Как Валя провожала сына – она плохо помнила. Всё охала, ахала, причитала.
Егорка не выдержал, обратился к Лиле – Тётя Лиля, угомоните мою маму. И так фигово, а она еще хуже делает.

Лиля поступила просто.
 – Валя! Ты хочешь, чтобы твоему сыну совсем плохо было? Или били его там в армии? Нет? Тогда прекращай реветь. Ты делаешь хуже ему. А если с тобой что случится? А я на работе буду, что будем делать? И радуйся, дурочка, сын твой едет в Подмосковье, в очень хорошую часть. Легендарную! И это совсем рядом! Это не Урал!
Худо – бедно  Валя успокоилась.

Егор звонил маме, рассказывал, что всё хорошо, пусть не переживает. Потом Егор  звонил тёте Лиле и ей говорил, как есть, просил, чтобы она объяснила всё маме, а то она вечно там плачет, уже невыносимо.

Лиля была на работе, когда Валя в панике позвонила Лиле.
- Лилечка! Дорогая моя! Моего Егорку на присягу забирают! А куда я поеду?
- Стоп. Валя. Я на работе. Приду домой – разберемся.

Вечером Лиля уточнила у Егорки насчет присяги, спросила, что ему  привезти вкусного, любимого из съестного, записала всё.
Потом всё подробно написала Вале в ватсапе.

Валя давай звонить опять, Лиля ей  терпеливо объяснять, но Валя плохо понимала по телефону.
И Лиля  написала Вале: «Валя, ты плохо слышишь, меня не понимаешь. Я орать не могу, охрипла. Поэтому приезжай ко мне на эти выходные. Всё! И огромная просьба – НЕ ЗВОНИ! Соседи уже звонили мне в дверь, думали, убивают. Теперь Всё!!!»

Валя приехала к своей подруге,  и Лиля стала ей заново всё объяснять насчёт присяги.

Валя взвыла.
 – Куда я поеду? Я дальше своего городка никуда не уезжала! Я в Москве пропаду! Меня там ограбят! Убьют! Меня там никто не найдёт! Ой, мамочки мои! Куда я влипла? Ой, батюшки светы!

- Валя….. – изумлённо прошептала Лиля. – Я не поняла тебя. Тебе сын не нужен теперь? Или как?
- Он тебя, вошкина муха, ждёт!!! Ты понимаешь это? Ждёт!!! Это его первая и единственная присяга!!!  Так, уходи! Разбирайся сама со своим эгоизмом и страхом. – рассердилась Лиля.

Со скрипом подруги помирились, Лиля принялась ей составлять подробный маршрут – какой поезд, путь, вагон, время, куда выходить, на какой автобус садиться и так далее, и так далее. Составила список припасов, сама с подругой бегала по магазинам и покупала.

Приближался день отъезда в Москву. И тут Валя заартачилась – Не поеду и всё! Я боюсь и всё! Пусть сын от меня отказывается, не поеду и всё! Боюсь! Да, я Егорку очень люблю, жить без него не могу, но… Не поеду. С тобой только! Ты  везде ездила и всё знаешь. С тобой поеду.

Лиля  ругнулась, написала Егорке, чтобы перезвонил. Егорка вечером позвонил, узнав обстоятельства, сказал только – тётя Лиля, если вы с моей мамой поедете, я буду просто счастлив. 

И вот они поехали, две подруги.
Поехали на скоростном, и Валя всё охала и ахала, какая высоченная электричка или поезд, не пойми что, надо же, и туалет в вагоне удобный, и кресла какие, а на второй этаж как взбираться? Поди, страшно, и как там люди не попадали и не вывалились.

Приехали в Москву, на вокзале  Лиля стала смотреть карту на планшете  и потащила Валю через дорогу на автостанцию. Сели на нужный автобус, вышли на нужной остановке и стали ждать другой автобус, который шёл прямо к войсковой части.

На остановке уже стояли люди, и Лиля решительно к ним направилась и стала спрашивать. Так и есть, родители новобранцев, приехали на присягу. Вскоре выяснилось, что автобусы редко ходят и битком набитые, нужно ловить попутку.

Подруг подвёз мужчина в годах прямо к воротам части.

Многочасовое ожидание у ворот, прохождение через  пункт, через дежурных – всё это уже было неважно.

Важно было то, что все приезжие уже стояли на плацу, отгороженные лентами, и ждали. Присягу. Своих сыновей.

Лиля не жалела, что поддалась на уговоры, она вспоминала свою Присягу, когда ездила к своему сыну три года назад. Как она молилась за своего, когда сын в госпитале два раза лежал.

Присяга вышла красочной. Чёткий парад, выступления начальства, показательные  рукопашные бои, салюты, присяга…

После присяги всех солдатиков  распустили до двадцати часов. Строго.

Мама прижалась к своему сыну и стала плакать, приглаживать его и причитать.
Лиля посмотрела и сказала – Егор, времени совсем мало, пошли, поищем место и нормально посидим, покормим тебя.

Нашли полянку, разложили, расселись. Егорка  и уплетал за обе щёки, и рассказывал взахлёб. Он был доволен, что попал именно сюда. Да, тяжело, трудно, но зато какие перспективы. Ведь их могут через несколько месяцев перенаправить в Москву, и они будут там служить. А потом уже после службы и в Москве можно остаться.

Валя заохала – Какая Москва? На что она тебе?
- А в городке лучше? – Спросила Лиля. – Если твой сын захочет, он будет тут работать и жить. Семью создаст. А в городе работы нет и давно. Предприятий нет. Что твой сын будет делать?

Время неумолимо приближалось. И вот пришлось уже идти  обратно.

Валя прилипла к сыну и всё обещала ему не плакать и дома тоже не плакать, занять себя делами, обращаться к тёте Лиле.

Обратно ехали почти ночью,  бегом бежали на последний автобус, который  шёл сразу до Москвы. Валя боялась, что они не уедут, ведь автобус идёт совсем в другую сторону.
Лиля молчала. Приехали в Москву.

Лиля сказала – Валя, пока ты тут, смотри и наслаждайся столицей. Сейчас мы спустимся в метро.

Время от времени Лиля брала за руку подругу и тащила, либо говорила – Смотри, ступени, смотри, эскалатор.
В вагоне метро Валя сидела неподвижно, почти. Головой вертела, охала, спрашивала.  Лиля везде её фотографировала.

Обратно ехали на поезде, приехали на рассвете.

Наутро Валя поехала к себе домой и всё благодарила Лилю, что повидала такую красоту и посмотрела на мир.

- Ой, Лилечка ты моя! Любимая ты моя! Как я тебе благодарна! По пояс земли поклон тебе! Ой. Как я тебе благодарная! А ты меня фоткала? Везде фоткала? Нигде не пропустила? А фотки сохранила? Дашь мне? Ой, Лилечка ты моя любимая! А как мы с тобой ехали, а? На присягу в Москву, а? Лилечка! Без тебя я бы точно пропала! Провалилась бы! Не спорь со мной! Я знаю точно! Пропала бы и вы не нашли бы меня и я себя не нашла бы. Ой, Лилечка ты моя, какая ты у меня подруга! Во! Лилечка!

Позже Лиля ей сбросила все фотографии по ватсапу.

На работе у Лили спросили, как её племянник. Ведь Лиля сказала, что едет к племяннику, иначе не отпустили бы.
- Мальчик молодец! -  ответила Лиля.

Спустя одиннадцать месяцев Егор вернулся домой к вящей радости матери.
 


Рецензии