Спасение по-африкански

 30.05.11

День Х. Вчера был мой день рожденья. Душа поет. Машина летит. Трасса, скорость, ветер, солнце, ясный горизонт. Дорога красиво уходит лентой вдаль. Сказка наяву.

Мы провели неделю в Йоханнесбурге. Пора возвращаться в родные Пенаты. Хараре ждёт своих блудных детей. Прежде, чем сделать последний рывок, тормозим неподалеку от заправки, чтобы устроить небольшой пикник и размять затекшие конечности.

Максимальная дозаправка и далее впереди нас ждут еще почти  пять часов пути. Как говорится, по коням. Железным! Аудиодиск в магнитолу, ногу на газ, глаза на дорогу. Муж не пристегнулся и у нас завязывается диалог, на тему безопасности. Либо пристегиваемся оба, либо отстегиваюсь я за компанию. На удивление, щелчок отстегнутого мной ремня возымел действие. Теперь мы оба в стальных объятиях. Машина сильно нагружена, чувствуется ее тяжеловатый ход. Асфальт ровный без выбоин, слева с моей стороны откос. Мы весело подпеваем африканцам с диска.

Десять минут  с момента пикника, полет нормальный. Одиннадцать...

Обычно на дорогах Африки, когда следует по трассе негабаритная машина, по ходу ее движения впереди всегда пускают 2 машины с мигалками, как предупреждение для встречных автомобилей. Это был первый и последний раз в моей жизни, когда не было ни машин, ни мигалок, ни предупреждений. Сам негабарит был размером с обе полосы и ехал  на хорошей скорости. Он появился из неоткуда. Просто, вырос перед нами, как из-под земли.

Одиннадцать...Время замерло. Наши шансы были равны нулю, несмотря на относительно небольшую скорость. Муж попытался сделать максимально невозможное - объехать эту внезапно возникшую перед нами махину.  Руль влево, колеса попали на песок, занос, обрыв и секунды переворотов как в рапиде. Тот момент, который всю дальнейшую жизнь будешь представлять детально. Именно он разделяет любую жизнь на "до" и "после".

Когда кульбиты закончились, машина оказалась на крыше, а мы подвешаны на ремнях безопасности. Объятия сработали. Негабарит даже тормозом не "пошевелил", продолжая своё смертоносное шествие. Заскрежетали чьи-то тормоза. Вокруг - бесконечное слоумо.

Я выбираюсь через разбитое окно на песок, что-то сползает по моему лбу, но от шока я не могу ни на чем сосредоточиться и ни на что не обращаю внимания. Супруг всё ещё внутри, неподвижно висит на ремне без каких - либо признаков жизни. Я его зову, но он не откликается. Совсем!  Холодок! Очень неприятное чувство. Вползаю обратно в окно и пытаюсь  вытянуть тело из машины. Бесполезно. Ремень не поддаётся. Пара минут длиною в вечность, и любимый наконец приходит себя. С ним всё в порядке, только пара ссадин на руках. Выдох!

Мне повезло меньше. Белая майка и любимые замшевые ботинки все запачканы кровью. Из-за удара головой лоб  рассечен и струйка стекает по лицу. Вокруг нас начинают собираться люди. Они эмоционально перессказывают друг другу случившееся, явно неодобряя действия негабарита. Рядом со мной опускается молодой байкер, очевидно, ехавший следом за нами. Он участливо протягивает мне банку колы с просьбой сделать несколько глотков. "Поверь, я знаю толк в авариях,- начинает он, задирая рубашку на своем татуированном теле, - видишь, эти шрамы? Однажды я истекал кровью и меня спасла именно кола! Тебе нужен адреналин. Пей." Да, именно, этого мне как раз и не хватает. Банка колы под голый мужской торс! Но колу я все - таки залпом осушаю. Внушение подействовало. Меня, действительно, понемногу начинает отпускать. 

Прошло около сорока минут прежде, чем мне посчастливилось попасть  в ближайший населённый пункт для оказания мед помощи. Муж остался рядом с машиной ждать эвакуатор. До эвакуатора было не менее 4х часов пути.

Эпопея  набирает обороты! Мы в точке "В".
Бесплатное реалити-шоу для черной деревни начинается! Во-первых, я - белая! Явно, здесь это нонсенс. От удара головой под обоими глазами медленно расползаются иссиня-черные синяки, рассечение ровно посередине лба проложило ярко-красную борозду,  одежда перепачкана кровью и песком. Определенно, я представляю собой жуткое зрелище! Темнокожие таращатся и тыкают в мою сторону пальцами. Эдакое кино на ножках!

Здание, к которому мы направляемся абсолютно на медпункт не похоже. Скорее мини школа или детский сад. Внутри приветливый врач протягивает мне градусник и попутно заполняет какую-то анкету. Температура у меня поднялась выше 40-ка градусов. Медик неодобрительно качает головой, хмурится, цокает языком и начинает объяснять, что это сильная реакция организма на стресс. Далее он осматривает меня, изучает лоб и по окончании медицинского действа заключает, что необходимо накладывать швы и делать КТ для выявления черепно-мозговой травмы. К сожалению, здесь это произвести невозможно. Только швы! Из ближайшего города вызывана скорая, которая должна отвезти меня в городскую больницу.  Медперсонал  швы обещает красивые и это успокаивает на все 100 %!

И, вот, швейная красота наконец наведена, мы выдвигаемся в сторону трассы ждать скорую.

Скорая приехала довольно быстро. Из неё выныривают двое. Мужчина и женщина. Просверлив меня взглядом, женщина, она же врач, выносит вердикт : "ОБЕЗДВИЖИТЬ!"
Для меня это становится еще одним "вот это поворотом" дня сегодняшнего. Увидев, как мои глаза фактически вываливаются от неожиданности из орбит, она начинает достаточно терпеливо объяснять, что меня необходимо пристегнуть к специальной медицинской переноске.

Медицинская переноска представляет  собой доску с ремнями. Любые дорожные кульбиты потенциально опасны, так как всегда повышают шансы на перелом ребер, сотрясение мозга и получение прочих внутренних травм!

Я попыталась уверить, что с ребрами у меня, точно, всё отлично. Но любые мои возражения не принимаются в расчет. Докторша, как мантру, повторяет про то, что главное на данный момент - моя внутренняя целостность! Я включаю английский, она выключает, переходя на африканц. Препираться далее бессмысленно. Ребра  целы, но головная боль разливается огнём по черепушке и  любые споры только делают её интенсивнее. Меня пристегивают, укладывают горизонтально, заносят в машину, располагают на деревянной поверхности. Странное чувство беспомощности. Что дальше? День перестаёт быть томным, очень хочется окончания действа. Но колесо сансары невозможно остановить. События продолжают набирать обороты! Хлопает дверь. Врач, водитель и я оказываемся отрезанными от внешнего мира. В путь!

Здесь в принципе можно было бы закончить повествование. Остановиться. Поставить многоточие. Избавить тебя, дорогой читатель, от долгого пути в скорой, который занял в общей сложности  три с половиной часа. Но путь сей оказался весьма не тривиальным. Не путь, а песня жизни. Не могу не поделиться с тобой всеми своими дорожными перепитиями. Африканская скорая уникальна! А спасение по-африкански-настоящий треш...

Женщина - врач, Сара, оказалась весьма харизматичной, словоохотливой особой. Она широко улыбается, обнажая прекрасные белоснежные зубы. Доска, конечно не гвозди, но всё равно абсолютно неудобное изобретение. Она полностью ограничивает движения, конечности потихоньку затекают.  Физиологические потребности также никто не отменяет. К сожалению, ничего из вышеперечисленного изменить уже невозможно!Остаётся смотреть на ситуацию со стороны, представлять себя лежащим на доске сёрфером и хохмить вместе с врачом и водителем. У парочки, определённо, всё прекрасно с чувством юмора. Как только закрылась дверь машины, они начали отпускать шуточки по поводу и без. В скорой это может показаться, мягко говоря, особенно необычным. Но мне их юмор импонирует. В этих двоих есть настоящая жизнь!

Сара достаёт анкету и начинает свои манипуляции. Пульс, температура, кровь из вены, что-то в вену, потом - бесконечный поток вопросов. Пол, вес, рост, болезни. Анкетная рутина, одним словом. Но, вот, рутина закончена и , внимание, Сара вытаскивает библию, переходя  сначала к вопросам про моё вероисповедание, а затем  плавно перетекая к моему  отношению к религии и церкви. Всё это завершается дружным цитированием библии вместе с водителем. Я, реально, начинаю сильно нервничать, потому что обстановка напоминает психиатрическую лечебницу. Все происходящее  настолько из ряда вон и совсем не вяжется с привычной картиной мира, что в голове у меня  начинают зарождаться вопросы, куда меня везут и не на органы ли собираются  пустить.

Наконец, религиозный час подходит к концу! Сара внезапно решает поставить мне капельницу и вставить, на случай внутречерепной травмы, кислородную трубку в нос. Так. На всякий случай.  Подстраховка, если что-то всё - таки со мной не так!? У меня каждая новая манипуляция вызывает внутри странную истерическую реакцию, приправленную в конце нервным смешком. Руки мои привязаны, тело тоже, в носу трубка с кислородом! Опыты!

Саре мало, она решает достать очередную анкету, отвлекается на шутку  водителя, и тут, мне в нос начинает заливаться вода. Она идёт через трубку. Я почти захлебнулась. Сара реагирует, однако, достаточно оперативно и резко выдергивает кислород. Мило и немного виновато улыбается.

Теперь уже моя очередь шутить, что если я не умру от перелома  черепа, то рискую утонуть от милой африканской заботы. Сара не реагирует, оставаясь спокойной, как африканский танк.

Ситуация меня развлекает, хотя физиология уже третий час буквально вопит о кустах. Но... Отстегивать меня никто не собирается. Машину трясет и бросает в стороны, кажется, что мы едем по полному бездорожью. Точно, на органы! Сара неожиданно принимается в полный голос исполнять гимн. Всё. Предел. Но в этот момент машина резко сбрасывает скорость, водитель ударяет по  тормозам, скрип последних заглушает торжественное пение докторши, а я почти вылетаю на своей доске для серфинга в закрытую дверь. Антракт!

Меня передают, как переходящее знамя, персоналу больницы. Переносят в кабинет и располагают на столе. Сейчас у врача важная операция и он должен освободиться в течение тридцати минут. Наступает очень глубокая  тишина! Тянутся долгие минуты ожидания. Внезапно тишину нарушает русская речь и в кабинете нарисовывается комиссия по спасению из посольства - врач и дипломат. Я ещё никому в жизни так не радовалась, как им. Прямо, детское счастье! Внутри потеплело, ситуация отпустила.

Следом появляется местный врач. В сотый раз все те же манипуляции. В заключении вердикт, что до КТ мне придется оставаться пристегнутой. "Это не страшно,- успокаивает он меня на хорошем английском, - снимок займет всего 5 минут." Кажется, вот оно, близко. Я даже воспряла духом. Наконец-то вся эта эпопея со спасением по-африкански скоро подойдет к концу. Но... вдруг в больнице отключают электричество.  Вишенка на торте - неработающий генератор! Апогей! 

В принципе, мы подошли к красной черте и можно остальное оставить за кадром. В кратце из  ключевого: я узнала, что кусты в одиночестве много лучше и проще, чем утка в компании сослуживцев. Домой я попала еще часа через три. Хуже мне не доводилось выглядеть ни до, ни после, не смотря на мое бойцовское прошлое. Горничная, увидев меня на пороге, долго плакала, глядя на меня. Я представляла из себя душераздирающее зрелище! Сотрясение всё - таки стряслось, но в тот вечер его не обнаружили. Потом уже по приезде в Россию мне поставили диагноз - внутричерепная гипертензия (ВЧГ), пришлось долго восстанавливаться. Шрам остался, сводить его я не стала. 

Ну, и в качестве эпилога. В ЮАР мы купили 300 грамм меда. В момент аварии маленькая герметичная баночка вскрылась. Эти жалкие 300 грамм оказались буквально на каждой вещи в машине, как - будто мы везли целую тонну меда в багажнике. Так что маленькая африканская история, ставшая огромной бочкой дёгтя в нашей жизни, всё - таки была приправлена маленькой баночкой сладкого меда. Жизнь продолжается!


Рецензии