016 Жакерия

Революции и гражданские войны нередко начинались по ходу внешней войны, которую проигрывало собственное государство. Однако не столько поражения или военные тяготы становились их причиной, сколько усугубляли ситуацию стремление правящей верхушки разрешать возникавшие трудности за счёт низов или откровенно пренебрежительное отношение её к народным невзгодам.

Ярчайшим примером тому стала Жакерия во Франции, средневековая предтеча будущих великих социальных потрясений во французском обществе конца XVIII — XIX вв.

В 1328 г. умер, не оставив наследника мужского пола, последний из «проклятых»* королей Карл IV. Претендентами на французский престол остались его двоюродный брат по мужской линии Филипп де Валуа и племянник по женской линии английский король Эдуард III. Согласно салическим законам французская знать признала своим королём наследника по мужской линии Филиппа VI, ставшего основателем династии Валуа. Но и Эдуард III не пожелал отказываться от французской короны.
___________________________
* «Проклятыми» королями называют французского короля Филиппа IV Красивого и наследовавших ему сыновей — королей Людовика X Сварливого, Филиппа V Длинного и Карла IV Красивого. Филипп IV уничтожил орден тамплиеров. Во время казни — сожжения живьём на костре — магистр ордена Жак де Моле проклял королевскую династию. Представители её и в самом деле умерли один за другим, не оставив наследников мужского пола. Так пресеклась династия старших Капетингов. Их сменила младшая ветвь — Валуа.

В 1337 г. английские войска вторглись на территорию Франции, и началась знаменитая Столетняя война. Два жесточайших поражения французского рыцарства в битве при Керси (1346 г.) и битве при Пуатье (1356 г.) поставили Францию на грань национальной катастрофы. При Креси англичане впервые в истории европейских войн применили артиллерию, что свидетельствовало о завершении эпохи закованных в латы рыцарей — они оказались бессильными перед огнестрельным оружием. При Пуатье англичане истребили почти весь цвет французского рыцарства и взяли в плен короля Иоанна II** с сыном Филиппом. Затребованный за короля выкуп составлял два годовых дохода французского государства. Средства для выплаты феодалы решили выбить из крестьян, к тому времени уже носивших одну общую презрительную кличку «жак-простак».
_________________________
** Иоанн II Добрый Валуа — второй король из династии Валуа, наследник умершего в 1350 г. Филиппа VI.

Немногим раньше, примерно в первой половине 1320-х гг. далеко-далеко, на границе Китайской империи с пустыней Гоби зародилась Чёрная смерть — пандемия септической чумы (когда болезнь проникает в кровь и убивает жертву в течение нескольких часов). В кратчайшие сроки чума захватила всю Евразию, север Африки и даже объявилась в Гренландии. В конце 1347 г. пандемия через генуэзских моряков пришла в Марсель. В течение 1348 г. болезнь поразила всю Францию. Погибло около трети населения страны. Впрочем, некоторые исследователи отмечают, что якобы в результате сокращения производительной силы, крестьянский труд в те годы резко возрос в цене. В действительности, французские феодалы так не думали, полагая бедноту ничего не стоящим быдлом, с которым они имели право делать всё, что заблагорассудится***.
_________________________
*** Отношение феодалов средневековой Франции к крестьянам чрезвычайно напоминает отношение ко всем нам и к нашему народу ельцинистов, захвативших в 1991 г. власть в РФ.

Вдобавок именно тогда произошли важнейшие изменения в природе — с 1312 г. настал Малый ледниковый период, который продлился до начала XIX в. Уже в первые десятилетия этот катаклизм привёл к частым неурожаям, бедняки Европы перманентно страдали от голода и холода.

Это мало заботило солдат воевавших армий. Государственного содержания они не имели, считалось, что кормиться им полагается за счёт местного населения — тех же нищих крестьян. 28 мая 1358 г. в местечке Сен-Лё-д;Эссеран (область Бовези) отряд мародёров, возглавлявшийся несколькими мелкими феодалами, был перебит сотней разъярённых крестьян. Погибли четверо рыцарей и пять солдат. Так стихийно началось восстание, получившее название Жакерия — восстали жаки. Всего бунтовали более ста тысяч человек на огромной территории от Парижа и до Амьена, от Руана до Реймса. Столица оказалась в руках бунтовщиков.

У восставших не было никакого оружия, кроме «палок с железными наконечниками и ножей» (Ж. Фруассар). Поначалу они просто громили замки феодалов и истребляли их семьи. «И ещё хуже сделали они, как люди неразумные и необузданные и с малым смыслом. Ибо умертвили они (также) множество знатных женщин и детей…» («Хроники первых четырёх Валуа»). Зверство? Да! Но если вспомнить о том, что в мирное время творили феодалы с семьями крестьян, место слова «зверство» заменяет слово «возмездие». Классовое чутьё однозначно указало народу — истреблять следует не отдельных преступников, но весь род каждого из них. Иначе народной победе не быть! Не бывает настоящей победы, не творящей возмездия роду злодея. Нет жестокого, всеохватывающего возмездия богатым и власть имущим — есть только муляж победы униженных и оскорблённых. Такой муляж со временем обратится в поражение, а следом — в погром. Не зря главная цель бунтовщиков тогда, во Франции, была провозглашена сразу — истребить всю знать, другими словами, впервые были провозглашены НАРОДНЫЕ ПРОСКРИПЦИИ!

Однако на знамени восстания бунтовщики вышили лилию — знак верности пленному королю Иоанну II. Вечная глупость толпы — главный начальник не знает, что творят его подручные, он добрый, он защитит и поможет. И всё же народные восстания против властных ублюдков, особенно стихийные восстания, всегда были, есть и останутся справедливыми. Жертвы же их пострадали и страдают не столько за собственные деяния, сколько за принадлежность к бессовестно правившему сословию. Договориться быдлу с привилегированными хозяевами невозможно и не следует — всё равно при первой же возможности его предадут и истребят. Бунтовщик, призывающий к мирному решению конфликта между сословиями — заранее обречённый мертвец и предатель собственного потомства.

Вскоре восставших возглавил крестьянин из деревни Мело, бывший солдат Гильом Каль. «Между ними был один человек, видавший виды и хороший говорун, статного телосложения и красивый лицом… Его-то жаки и выбрали своим вожаком. Но он хорошо видел, что эти — люди на малые дела, почему и отказывался руководить ими. Однако жаки заставили его силою и сделали своим правителем… и он говорил жакам, чтобы держались вместе» («Хроники первых четырёх Валуа»).

Феодалы объединились в считанные дни. Война за престол была приостановлена. Из маленького королевства Наварра (оно приютилось на берегу Атлантического океана между Кастилией, Арагоном и Францией) прибыл во главе тысячного отряда рыцарей союзник англичан король Карл II Злой. К нему присоединились французские феодалы под водительством дофина Карла.

Понимая неподготовленность крестьян, Каль призвал их уйти в Париж и укрыться за крепостными стенами города. Но восставшие отказались покидать свои хозяйства. Тогда вождь организовал линию обороны на холме между деревнями Мело и Клермоном. Там 8 июня 1358 г. восставшие и встретили рыцарское войско.

Карл II опасался атаковать крестьян. 10 июня король предложил Калю переговоры. Наивности крестьянского вожака можно только удивляться — он пошёл на встречу без каких-либо условий, даже не взяв заложников, и конечно же был захвачен в плен. На построения растерявшихся крестьян сразу же напали рыцари, и началась резня перепуганных, слабо вооружённых людей.

Теперь феодалы мстили крестьянам. Их истребляли целыми сёлами. Рыцари не щадили никого, убивали и дряхлых стариков, и малых детей. Всего погибло около 20 тыс. жаков. «Вместе с тем выжигали хлеб на полях, уничтожали жилища, стирали с лица земли целые деревни вместе с церквами. Оставшиеся в живых крестьяне спасались со своими семьями в лесах, а сеньоры ожесточенно охотились за ними, как за дикими зверями. Некоторые области северной Франции обратились в пустыню, так как жаки разрушили замки сеньёров, а не оставшиеся в долгу сеньёры разгромили их хижины» («Французская деревня XII — XIV вв. и Жакерия»).

Гильому Калью, как крестьянскому королю, принародно надели на чело раскалённый до красна железный венец, после чего отрубили голову.

Жакерия длилась менее месяца, но чрезвычайно напугала европейское дворянство своей массовостью и жестокостью, прежде всего к семьям феодалов. Это поспособствовало скорому освобождению крестьян от личной крепостной зависимости. Отныне рыцари опасались столь нагло и безжалостно разорять жалкий скарб жаков.


Рецензии
Спасибо, Виктор! Очень интересно!

Игорь Тычинин   22.07.2021 19:25     Заявить о нарушении