Купеческие поминки Фирса Журавлёва сатира на беску

Картина Фирса Журавлёва «Купеческие поминки», на первый взгляд, кажется простой и понятной. Перед нами жанровая сцена — поминки по главе семейства. Но за видимой простотой сюжета сокрыт смысл, который автор, во многом разделявший взгляды передвижников, старался донести до современников.

Видимое содержание картины, которую можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее, разгадывается без проблем. Перед зрителем предстаёт парадная комната богатого купеческого дома, её обычно называли «зало», заставленная столами для проведения поминок по главе семейства.

По всей видимости, за центральным столом сидит сын–наследник, с одной стороны которого расположились две женщины, скорее вдова и сестра покойного, а с другой — священник и дьякон. Вокруг них пёстрая, изрядно выпившая публика. Два официанта подают кутью — сладкую рисовую кашу с изюмом, которую едят только на поминках.

Почему художник выбрал именно такой сюжет, ведь ничего красивого в происходящем нет? Можно предположить, что автор бичует пороки и, прежде всего, пьянство. Но только ли?

Купеческая мода
На картине «Купеческие поминки» изображено семейство достаточно богатых купцов. Скорее всего, во многом они живут даже лучше и богаче иных дворянских семей, но культурные манеры им чужды. И количество промашек, которые художник считает проявлением невежества, для его современников казалось чрезмерным.

Взять к примеру, одежду. Известно, что во второй трети XIX века мужская мода была довольно однообразной. Разница между сюртуками заключалась лишь в покрое выреза и форме воротника, а фраки и вовсе у всех были одинаковыми. Поэтому, дабы хоть как-то изменить внешний вид, использовали различные галстуки.

Что же до купцов, то они предпочитали одеваться по-своему и главный герой полотна «Купеческие поминки» это ярко демонстрирует. Во-первых, с сюртуком он одел сапоги, а не ботинки, как было принято носить в те времена. Во-вторых, бросается в глаза пестрота его костюма: жилет в разноцветную полоску, тёмный сюртук, светло–коричневые брюки и довольно массивная цепь, свисающая с шеи. Как тут не вспомнить лихие 1990-е и «новых русских» в ярких бордовых пиджаках и золотых цепях шириной в палец!

А что же женщины? Тут ситуация прямо противоположная. Женская мода предлагала множество сложных и даже вычурных нарядов. Они были дорогими и демонстрировали статус. Однако на картине мы видим особ, одетых в довольно простые, если не сказать, мешковатые платья. Получается, автор перевернул традиционный контраст между мужским и женским костюмом.

Головные уборы и этикет
Согласно обычаям эпохи мужчины любого класса должны были находиться на улице только с покрытой головой. Женщины, за исключением простонародья, могли позволить себе ходить и без головного убора, но, как правило, на улице они щеголяли роскошными шляпками. А вот в доме никто и никогда не находился с покрытой головой, опять же за исключением простонародья.

На картине же «Купеческие поминки» происходит непонятно что. Не все мужчины сняли цилиндры, что являлось верхом неприличия. И из трёх женщин на переднем плане только у одной непокрытая голова и сложная высокая прическа, как полагалось по моде. На остальных какие-то бесформенные чепцы, а вдова покойного и вовсе не стала снимать уличную пелерину, что внесло хаос в домашнюю обстановку.

Отдельное внимание следует уделить описанию поз и жестов. Дело в том, что образованные люди того времени должны были иметь выправку, даже за столом держать осанку, вести себя сдержанно, если не сказать, скованно, и, конечно, не жестикулировать. То есть все должны были следить за всяким своим движением и жестом.

Мы же видим главного героя сидящим боком к собеседникам, с широко раздвинутыми ногами, кроме того, он положил локоть на стол. Моветон! Поведение других ещё хуже. Два мужчины на заднем плане обнялись, стоящий рядом опёрся ладонью о стену. Одна женщина положила другой ладонь прямо на грудь. Нелепо одетый человек в стоптанных башмаках на переднем плане передвинул стул поближе к разговаривающим и держит тарелку на коленях…

Прислуга
Прислуга на картине «Купеческие поминки» заслуживает отдельно внимания. Начнём с того, что её мало и она явно не справляется. Столы обслуживают три официанта, вероятно, специально нанятых для поминок, — они одеты по всем правилам, включая белые перчатки, какой–то случайный мужик в косоворотке и горничная. Согласно этикету, горячие блюда подают курсами и пока последний гость не доест поданное, использованную посуду не убирают, а новую не несут. На картине же дьякон доедает свою порцию, а прислуга убирает тарелки едва ли из-под носа и официанты уже несут следующее блюдо.

Более того, гости разложили на стульях всё подряд — цилиндры, церковные рясы, кадила. Множество предметов просто валяется на полу, в том числе разбитая тарелка, и это как будто никто не замечает. Пустые бутылки не уносятся…

Но больше всего внимание зрителя сосредотачивается на духовенстве, которое дворяне не звали в дом без крайней нужды, и уж точно не садились с попами за один стол. А вот купцам это нравилось. Они сидят рядом со священниками, которые ведут себя довольно невоспитанно. Один жестикулирует вилкой с наколотой на ней едой, другой непристойно ест куриную ножку, навалившись на стол.

Купеческий дом
Изображённый на картине купеческий дом достаточно просторен и в целом обставлен по дворянскому стандарту. Но с точки зрения человека XIX века он, увы, недостаточно декорирован. Стены совершенно пустые. Всего два портрета, а фотографий, модного и дорогого интерьерного аксессуара 1870–х, и вовсе нет. Везде висят странные шторы: одни ламбрекены без основного полотна. Где лепнина и масса декоративных безделушек, так необходимых в богатом доме? Да и в целом интерьер выглядит нежилым. В нём отсутствуют типичные для эпохи вещи.

Вывод напрашивается сам собой: перед нами сатира на бескультурье и дурновкусие. Самое интересное, что художник Фирс Журавлёв не принадлежал к знати, он был сыном портного из Саратова, и вдруг решил посмеяться над купцами, не следовавшим традициям дворянства. Его трудно понять. Ведь купцы оставили потомкам достаточно значимое социальное наследство. Они первыми из имущего класса стали жить свободно в быту, естественно двигаться и жестикулировать, одеваться как нравится, не обращать внимания на жесткие запреты и ограничения, которым неукоснительно следовали аристократы…

С точки зрения истории картина «Купеческие поминки», как впрочем и другие работы художника, имеет большое значение в искусстве.

К слову, работы Фирса Сергеевича Журавлёва были проданы на аукционах несколько раз по цене от 62 379 долларов США до 115 068 долларов, что просили за «Девочку с венком из цветов».

Художник Фирс Журавлёв
Фирс Сергеевич Журавлёв родился в Саратове 10 декабря 1836 года в семье мещан. Его отец был портным и очень хотел, чтобы сын продолжил семейное дело. Однако в 1855 году Фирс всё-таки решил заняться тем, что ему нравится. Он приехал в Петербург и поступил в Академию Художеств вольнослушающим учеником, затем – постоянным учеником в класс исторической живописи. В 1858 году он получил свою «первую» малую серебряную медаль. В том же году сблизился с Иваном Крамским, а собрания на его квартире положили начало идее будущих знаменитых артельных вечеров, на которых встречалась петербургская молодёжь. К тому же, время проведённое на вечерах у Крамского, было посвящено работе с натуры, выработке новых формальных приёмов, соответствовавших духу времени.

В 1861 году Журавлёв представил на академическую выставку картину «Умирающий отец», отвечавшую, по мнению рецензентов, новым веяниям времени. На следующий год он получил малую золотую медаль за картину «Кредитор описывает имущество вдовы».

Следует сказать, что именно со второй половины 1860-х годов Фирс Сергеевич стал популярным для своего времени живописцем, однако громкой известностью он не пользовался никогда. Его успех продолжался до конца 1870-х. Далее интерес к творчеству этого художника теряется и всё потому, что он всё чаще и чаще повторял себя…

Интересные факты из биографии художника
Приняв участие в «Бунте четырнадцати» и став одним из организаторов «Артели художников», возглавляемой Крамским, Журавлёв всё же не вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. Хотя темы большинства его работ созвучны жанровым картинам художников-передвижников и он часто экспонировал свои работы на их выставках.

В 1868 году за представленные на Академической выставке картины «Приезд извозчика домой» и «Возвращение с бала» получил звание классного художника I-й степени «по живописи народных сцен».

В 1874 году за картины «Перед венцом», «Носильщик», «Мачеха», «Девочка с курами», «Трубочист» и ряд портретов удостоен почётного звания академика Императорской академии художеств. Журавлёву прекрасно удавались картины «малого жанра», в которых он создавал образы, будто выхваченные из действительности — индивидуально точные и в то же время характерно-собирательные.

Экспонировался на Всемирных выставках в Филадельфии в 1876 году, Париже в 1889 году и Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.

Участвовал в росписи кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве, Христорождественского кафедрального собора в Риге. Автор мозаик в соборе Воскресения Христова на Крови и икон в соборе Воскресения Словущего всех учебных заведений в Санкт-Петербурге.

 


Рецензии