Рассчитываем бюджет проживания в Париже Бальзака

 Итак, предположим вы молодой человек ( да простит меня лучшая половина человечества, речь не о ней), провинциал, приехали покорять Париж.

 Сразу возникает вопрос о вашей финансовой состоятельности, и что вы можете себе позволить в славном городе Париже.
 Хорошо если есть у вас рента, ну скажем тысяч двенадцать франков в год. Для провинции шикарно, но в столице... Но прежде нужно объяснить, что означала во Франции тогда, слово -рента.

 В нашем типично российском понимании, рента это или материальная дотация пожилым людям за отказ от своего жилья с пожизненным проживанием в нём. Или доходы от сдачи, оной в наём. В общем, в большинстве случаев, все крутится вокруг объектов жилой или коммерческой недвижимости.
 
 Так вот, во Франции тогда (а может и сейчас, кто знает?) под словом рента подразумевался ежегодный источник доходов, с отдельной ранее уплаченной суммы. Ренту можно было купить, но также и продать!
 Мы можем прочитать в "Блеске и нищете куртизанок", что красавица Эстер купила себе ренту в 35 тысяч франков в год, за 700 с лишним тысяч вышеозначенных франков.

 Но вернемся к вам, молодому состоятельному провинциалу, коль уж мы условились что вы являетесь таковым.
 
 Первоначально, вы скорее всего поселитесь в хорошей гостинице, где ни будь в квартале Тюильри или Пале-Рояле.
 То есть там, где вращаются все сливки парижского общества. Ведь вам необходимо завязать полезные связи, чтобы быть представленным этим самым сливкам...

 Номер в гостинице (здесь и далее будут указываться парижские цены двадцатых годов позапрошлого столетия), вам обойдется в 200 франков в неделю. Дороговато, но главные расходы впереди.
 
 Приличная квартира в том же районе будет стоить 500 франков в месяц, но ведь вам понадобиться прислуга, а стало быть приплюсуйте еще минимум 70-100 франков в месяц за одно физическое лицо.

 Вы дворянин, и может даже титулованный, а такому лицу нельзя без собственного выезда, высший свет не поймет! Наемная карета с вашим фамильным гербом потянет еще на шестьсот франков в месяц, или триста луидоров (Один луи, составлял 2 франка).
 Что остается от вашей ренты в 12 тысяч? Правильно,-ничего.
 Конечно, можно подыскать какую-ни будь работу, но под приличной работой в вашем великосветском кругу, подразумевалась разве лишь какая нибудь синекура в министерстве, или в судебном департаменте. А таких должностей, люди ждали годами!

 И это я еще не коснулся других трат.Обстановка для квартиры на заказ, стоила баснословных денег. В том же романе Бальзака, мы читаем что барон Нусинген купил мебель для квартиры своей любовницы на 150 тысяч франков. Поход в театр на одного - 3 франка, обед в приличном ресторане 50 франков! Одежда у модного портного от ста до трехсот франков за вещь! А цветы для прекрасных дам? А аренда ложи в партере? Итд,итп.

 Впрочем... большинство молодых французов, приезжая в столицу не обладали круглой суммой денег. Но Париж принимает всех! В Латинском квартале, в этом прибежище студентов Сорбонны и непризнанных гениев, можно было снять комнатку в мансарде всего за 30 франков в месяц не считая дров. Это было личное дело каждого квартиранта, отапливать свое жилище или нет. Конечно, комната будет с щелями в оконной раме, и драными обоями, но для начала сойдет.

 Питаться можно хлебом и молоком всего за 12 су(франк состоит из 20 су) в день.
 А приличный обед в студенческой столовой стоил 18-20 су. Одеваться можно у старьёвщика за копейки, не до жиру ведь.
 Именно так, в таких условиях начинали свое восхождение к Олимпу главные герои произведений Бальзака: Эжен де Растиньяк, будущий пэр Франции, и Люсьен де Рюбампре, литератор, журналист, баловень судьбы, любимчик графинь и герцогинь.

 Многие, второстепенные персонажи, такие как  писатель Даниэль дАртез, доктор медицины Орас Бьяншон, журналист Этьен Лусто, также познали в избытке в свое время, нищету и унижения Латинского квартала.

  Возможно и сам Оноре де Бальзак там проживал какое-то время, прежде чем тяга к роскоши заставила его всю оставшуюся жизнь, жить в долг?

                Спасибо за прочтение!
 


Рецензии