Столбики. Мозаичная игра 14
Надеюсь, публикация картин известных художников (или фотографий) в качестве иллюстраций, оживляющих подачу материала, не будет считаться нарушением - ведь я УКАЗЫВАЮ ФАМИЛИИ ХУДОЖНИКОВ (обычно - в конце текста)! Это - общепринятая практика на всем просторе интернета!..
В крайнем случае - если вы сочтете это недопустимым - прошу просто УДАЛИТЬ КАРТИНКИ - либо известить меня, и я сделаю это сам!..
С уважением, Игорь Катанугин)
СЕМЕЙНЫЕ КАРТОЧНЫЕ ИГРЫ МОЗАИЧНЫЕ (СКИМ)
Здравствуйте! Дорогой многоуважаемый читатель! Как я писал уже ранее, некоторое время назад – а именно, весной 2014 года – я начал работу по созданию практически совершенно нового класса игр на основе игральных карт – обычных игральных карт с Валетами, Дамами, Королями, Тузами – игр, которые я назвал СКИ – Семейные Карточные Игры. Слово СЕМЕЙНЫЕ здесь ключевое – они созданы, придуманы, разработаны специально для игры в теплом приятном дружном семейном кругу – дети вместе с родителями, бабушками, дедушками, с гостями дома, возможно…
Отсюда проистекают высокие требования к этим играм и высокий уровень духовно-нравственной атмосферы, содержания их… Подробно писал об этом в ряде очерков. Откровенно говоря, считаю этот подход революцией – настоящей светлой мирной чистой революцией в мире карточных игр – когда с карт снимается ярлык чего-то темного заведомо вредного… Один из очерков моих я так и назвал – «Карты как символ Рыцарства» - высокого благородного вечного понятия – таков мой подход к этим играм.
На данный момент – 14 июля 2021 года – в моей копилке СКИ уже 26 наименований – 26 игр, которые я разделил на два класса, две категории – СКИП – Семейные Карточные Игры Простые – и СКИМ – соответственно, Мозаичные. Постараюсь сейчас изложить для вас насколько возможно КРАТКО правила СКИМ – Семейных Карточных Игр Мозаичных.
ОБ ОБЩИХ ПРАВИЛАХ СКИМ – Семейных Карточных Игр Мозаичных
Возможно, правила этих игр могут показаться вам очень уж длинными и сложными!.. Однако - уверяю вас - это лишь эффект письменного изложения! Устно же - а может быть, даже и письменно, если постараться - можно выразить, передать правила этих игр гораздо короче и проще!..
***
Играют командами – двое на двое или трое на трое. Можно играть и один на один, но в таком случае карты каждого из играющих раскладываются перед началом партии на две равные стопочки – сводя игру опять же к варианту «двое на двое».
Игроки рассаживаются за столом поочередно – игрок первой команды – игрок второй – игрок первой – игрок второй, и ходят по часовой стрелке. Возможен вариант, когда члены одной команды располагаются за столом рядом друг с другом – в таком случае просто ходят «зигзагом» - буквой «Z» - по сути сводя последовательность ходов к вышеуказанной: игрок первой команды – игрок второй команды – и так далее.
Для игры можно использовать как колоду 36 листов (карт), так и 52 листа.
***
СДАЧА карт производится одним из двух способов – либо ОБЫЧНЫМ способом – как и в подавляющем большинстве игр на основе игральных карт – колода тасуется, и сдают по одной карте за раз по кругу всем участникам игры, либо другим способом, не столь уж обычным - членам каждой команды сдают карты СВОЕГО ЦВЕТА.
В таком случае каждой из двух команд приписывается свой цвет – Красные и Черные, карты красных и черных мастей отделяются друг от друга, тасуются между собой отдельно красные карты и отдельно черные, и далее членам команды Красных сдают красные карты (также по одной карте за раз), членам команды Черных – черные.
Какой из этих двух способов сдачи карт - «Обычный» или «Карты своего цвета» - осуществляется в той или иной конкретной игре, обязательно специально оговаривается в описании каждой из игр.
***
Ход заключается в выкладывании на стол одной карты – лицом вверх – по строго определенным правилам, которые будут описаны ниже – правила, или принципы Непрерывности, Прямоугольника, Разнообразия и Старшинства.
Первым ходом партии выкладывается карта любой масти достоинством от 2 до 10.
Принцип НЕПРЕРЫВНОСТИ – первый из четырех общих основополагающих принципов всех СКИМ – Семейных Карточных Игр Мозаичных. Как и другие три принципа, или правила, СКИМ, он очень прост, закономерен, логичен и станет для вас совершенно естественным – по крайней мере, по мере накопления опыта. Заключается принцип Непрерывности в следующем.
Каждая последующая выкладываемая на стол карта (то есть каждая карта, кроме самой первой в партии) должна примыкать – по горизонтали (длинной - боковой стороной своей) или по вертикали (короткой своей стороной - торцом) – хотя бы к одной из ранее выложенных карт (не обязательно предыдущей).
(Естественно, карта может примыкать и к двум, и к трем, в очень редких случаях, может быть, даже и к четырем картам – если при этом будут выполнены также и другие три правила СКИМ – принципы Прямоугольника, Разнообразия и Старшинства – которые будут рассмотрены ниже – непосредственно после правила Непрерывности.)
В некоторых играх требование это ужесточается – каждая вновь выкладываемая карта должна примыкать к карте, выложенной на стол именно предыдущим ходом (принцип домино по сути), но это, повторюсь, скорее выглядит исключением и специально оговаривается в описании данной конкретной игры («Лабиринт», «Галактика»).
В общем же случае, повторюсь – примыкание просто хотя бы к одной из ранее выложенных на стол карт (безразлично – участником какой из команд) – к любой, не обязательно предыдущей.
***
Рассмотрим теперь принципы Прямоугольника, Разнообразия и Старшинства.
Второе общее правило СКИМ - ПРЯМОУГОЛЬНИК, в пределах которого допускается выкладывать карты.
Перед партией участники договариваются о размерности его – например, 9 карт в длину и 4 карты в высоту (повторюсь – это просто пример - возможны варианты по желанию участников партии). Границы прямоугольника становятся видны, определены не сразу, не в самом начале партии, а лишь по ходу игры, в процессе развития партии.
Скажем, выложили вы на стол первую карту - и пока вы не знаете, станет ли она самой нижней в игровом прямоугольнике, самой верхней или второй или третьей по высоте... Это станет ясно тогда, когда карты будут постепенно выкладываться и протянутся по высоте на четыре карты - как бы четыре этажа Прямоугольника. Тогда и станет видно - какой ряд карт самый нижний, какой - самый верхний, какие - второй и третий, скажем так... Аналогично - по длине обстоит дело...
Таким образом, запрещается класть карту в такое положение, которое заведомо воспрепятствовало бы построению этого мысленного Прямоугольника заранее оговоренной размерности (логичность и даже необходимость этого запрета становятся совершенно понятными и очевидными в ходе игры).
Важный момент. То, ГДЕ именно проходят эти границы воображаемого прямоугольника, выясняется ЛИШЬ в ходе игры – когда выложенные на стол карты протянутся на заданное число линий по горизонтали и по вертикали. С этого момента границы (и, соответственно, углы) прямоугольника оказываются определены, так что нарушать их, то есть выходить за эти рамки, нельзя ни одной из сторон! Эта особенность является одной из «изюминок» игры, обогащая ее тактически!
Хотел бы здесь сразу отметить, что некоторые из мозаичных игр являют в смысле правила Прямоугольника некое исключение – в силу самой изначальной специфичной геометрии своей, например, в игре «Галактика» принцип Прямоугольника автоматически заменяется на спиралевидную геометрию раскручивающейся по ходу партии Галактики, в игре «Пирамида» - на геометрию самой Пирамиды. Естественно, каждое из таких исключений специально оговаривается в Правилах той или иной мозаичной игры.
***
Третье общее правило выкладывания карт - принцип РАЗНООБРАЗИЯ.
Никакие две карты одной масти никогда не должны примыкать друг к другу на игровом столе (поле) - ни боком (длинными сторонами), ни торцами (короткими сторонами) – независимо от того, участник какой команды выкладывает ту или иную карту!
Вот так очень просто и ясно! Логику, логичность, внутренний смысл этого и других правил вы поймете по ходу игры, по ходу накопления опыта игрового вашего!
Скажу лишь пока - это правило связано с тем, что наш игровой материал - это карты! Карты имеют масти, бывают различных мастей - черви, буби (бубны), крести (трефы), пики (вини), и как раз это правило обеспечивает то качество игры, которое я назвал бы восприимчивость к масти! Иными словами, с введением этого правила та или иная масть карты обретает значение, то есть становится не все равно - какой масти та или иная ваша карта!..
***
Четвертое общее правило СКИМ - принцип СТАРШИНСТВА - тоже очень просто - особенно, когда это видишь на практике - в практической игре за столом. Подобно тому, как правило Разнообразия придает значимость масти карт, правило Старшинства делает значимой их старшинство. Это очень важно, ведь карты должны всегда оставаться картами, имеющими свою масть и достоинство (старшинство) - а не просто кусочками бумаги - пусть даже и очень красивыми...
Правило Старшинства гласит, что, если вновь выкладываемая карта примыкает (по горизонтали или по вертикали) к одной карте ДРУГОГО ЦВЕТА – не важно, членом какой команды выложенной (и больше – ни к какой другой карте!), она должна быть непременно СТАРШЕ этой карты другого цвета, к которой примыкает! В противном случае просто нельзя выкладывать карту!
Поясню на примере. Допустим, на столе лежит Валет бубей. Рядом с ним (справа, слева, снизу или сверху) Вы можете положить любую карту другой красной масти - червей. Что же касается карты одной из черных мастей - крести, вини - рядом с бубновым Валетом можно выкладывать лишь карту, СТАРШУЮ, чем Валет - то есть Даму, Короля либо Туза!
Правило Старшинства имеет два подпункта, два, так сказать, "подзаконные акта", конкретизирующие, детализирующие его для различных игровых ситуаций.
Подпункт первый. Если вновь выкладываемая карта примыкает к двум (или трем, или даже четырем) картам другого цвета – опять же – не важно, кем выложенным (и ни к одной карте своего цвета), необходимо и достаточно, чтобы она была СТАРШЕ, чем ХОТЯ БЫ ОДНА из этих карт другого цвета. (Не будут толпиться без толку!)
Поясним на примере. Допустим, Вы хотели бы выложить на стол Даму пик - так, что она будет примыкать к двум картам другого цвета - к Валету бубей и к Королю червей - можно ли так выкладывать? - Ответ - да, можно! Пусть Дама пик младше Короля червей, зато она старше Валета бубей - то есть она всё же СТАРШЕ, ЧЕМ ХОТЯ БЫ ОДНА из карт другого цвета, к которым она примыкает. «Старше, чем хотя бы одна из карт другого цвета» - вот ключевые слова.
Подпункт второй. Если вновь выкладываемая карта примыкает к какой-либо карте своего цвета (другой масти), она при этом может также примыкать и к любой карте другого цвета – даже более старшей. (Товарищеская взаимопомощь карт одного цвета – не важно, членами каких команд выложенных!)
Поясним на примере. Опять же - допустим, Вы хотели бы выложить на стол ту же Даму пик, но на сей раз она будет примыкать к двум картам различных цветов - к Королю червей и к Шестерке крестей. Возможно ли это? - Ответ будет опять же - да! Да, ибо действует как бы ТОВАРИЩЕСКАЯ ВЗАИМОПОМОЩЬ карт одного цвета (не важно, какой командой выложенных)! В данном случае, хотя Король червей старше Дамы пик, Шестерка крестей (карта ТОГО ЖЕ ЦВЕТА, что и Дама пик) позволяет выкладывать Даму пик в эту позицию.
***
Повторюсь - на практике - особенно после небольшой практической тренировки – все эти четыре общие правила, или принципы, всех мозаичных СКИ – принципы Непрерывности, Прямоугольника, Разнообразия и Старшинства - становятся абсолютно понятными, легкими и естественными... Тем более - освоив их раз, Вы можете играть в любую из этих игр - лишь ознакомившись с целеполаганием той или иной игры.
Практический совет - перед тем, как играть в одну из этих игр категории СКИМ - Мозаичных, просто потренируйтесь с друзьями, участниками игры, в выкладывании карт согласно этим правилам - просто заполните, выкладывая карты по очереди, прямоугольник согласно этим принципам – Непрерывность, Прямоугольник, Разнообразие, Старшинство. Опять же - проверено на опыте - объяснять, излагать правила письменно кажется очень сложным, а когда начнешь делать то же самое практически, с колодой карт в руке - всё становится элементарно просто!
Итак - все игры эти, относимые к разряду Мозаичных, на самом деле очень похожи по основным правилам выкладывания карт, отличаются лишь некоторыми дополнительными, специфическими для каждой игры правилами, деталями, а также, конечно же - отличаются своим ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕМ, то есть в каждой игре участники преследуют различные, специфичные для той или иной игры цели.
***
Рассмотрим особые правила и целеполагание каждой конкретной игры из этого класса игр – СКИМ.
СКИМ-14. СТОЛБИКИ (мозаичные)
(Семейная Карточная Игра Мозаичная №14)
Здравствуйте, любители доброй безобидной игры!.. Итак, Столбики мозаичные – 14-ая вот уже по счету игра этой серии – СКИМ – одноименная с 5-ой игрой серии СКИП (Семейные Карточные Игры Простые) – Столбики (простые). Итак, и тут, и там – Столбики, и на самом деле, название отражает геометрию, геометрический и игровой момент их основной – хотя, конечно же, и отличия между этими двумя играми значительны.
К делу – к описанию и правилам игры Столбиков мозаичных! Играют в них командами двое на двое или трое на трое (как всегда, можно играть и один на один – при этом карты каждого из участников игры делятся на две равные «стопочки» – сводя игру по сути опять же к варианту двое на двое). Можно использовать колоду как 36 листов, так и 52 листа (мне кажется, колоды в 36 листов – вполне достаточно будет).
Перед началом партии каждой команде по жребию приписывается, назначается свой цвет – Красные и Черные.
Сдача карт в этой игре производится по принципу Красным – красные карты, Черным – черные; то есть все карты красных мастей (черви и буби) выбираются из колоды, перемешиваются между собой и раздаются (по одной карте за раз) членам команды Красных; аналогично поступают и с картами черных мастей (крести и пики) – их, соответственно, сдают команде Черных.
Общие для всех СКИМ правила игры, включая правила, или принципы Непрерывности, Прямоугольника, Разнообразия и Старшинства – смотрите Общий раздел. Это – основа всех мозаичных игр, на которой мы строим ту или иную конкретную игру, в данном случае – Столбики.
Размерность игрового Прямоугольника определяется в данной игре строго – 9 на 4 в случае игры колодой 36 листов и 13 на 4 – при использовании колоды 52 листа.
Рассмотрим для определенности игру командами двое на двое, колода 36 листов, Прямоугольник 9 на 4.
Собственно говоря, при заполнении Прямоугольника картами никаких особых правил, моментов в данной игре и нет – просто участники партии выкладывают один за другим свои карты (по часовой стрелке), следуя правилам Непрерывности, Прямоугольника, Разнообразия и Старшинства.
В чем цель, смысл игры? Как определяется в ней команда - победитель?
Очень просто – в полном соответствии с названием! Забегая вперед – к моменту окончания партии игровой Прямоугольник 9 карт на 4 окажется весь – или почти весь – заполнен. Таким образом, в нем можно будет выделить девять столбиков карт – по 4 карты в каждом (в каком-то одном или двух столбиках может оказаться лишь по три карты – ибо в самом конце партии вполне может статься, что одну-две карты не удастся выложить на стол).
Так вот – по окончании партии – когда все карты всех участников игры будут уже выложены в Прямоугольник (или останутся у кого-то на руках одна-две карты, которые никак уже нельзя выложить, соблюдая принципы Прямоугольника, Разнообразия и Старшинства) - производится подсчет суммарной ценности всех красных карт (черви, буби) и всех черных карт (крести, пики) в каждом столбике Прямоугольника.
Столбик, в котором сумма ценности красных карт оказалась больше, чем суммарное достоинство черных, дает один балл команде Красных. Соответственно, тот столбик, в котором сумма ценности карт черных мастей оказалась больше, чем суммарное достоинство карт красных мастей, дает один балл команде Черных.
Далее – просто суммируется количество баллов! Команда, набравшая наибольшее количество баллов, объявляется победителем партии.
Очевидно – в случае, если в том или ином столбике суммарное достоинство красных карт окажется равным суммарному достоинству черных – такой столбик – ничей, не приносит балла ни одной из команд.
Как уже было отмечено выше, вполне может оказаться, что к моменту окончания партии один или даже два столбика останутся неполными – лишь три карты вместо четырех (а может статься, даже и две – кто знает, как сложится в партии?); это никак не меняет общего подхода к начислению балла – всё равно, в любом случае, при любом раскладе – просто суммируется (и затем сравнивается между собой) отдельно достоинство красных и черных карт в этом столбике – сколько бы их ни было в нем.
Ход в данной игре обязателен – даже если не выгоден вам (что случается порою практически в каждой партии) - и практически почти всегда возможен. Слово «почти» относится в данном случае как раз к окончанию партии – одна – две (может быть, даже и три) карты, которые должны были бы завершить формирование Прямоугольника, могут оказаться невыложенными – если не удастся соблюсти для них принципы Прямоугольника, Разнообразия и Старшинства. Как уже сказано выше, на заключительные один - два (редко три) хода партии такое вполне возможно – вполне возможен вынужденный «пас» - вынужденный пропуск хода.
Участник игры, который вынужденно пасует (а добровольно пасовать здесь нельзя), должен показать другим играющим свои карты (карту) – продемонстрировать, что они (она) действительно не подходят (то есть не могут быть выложенными с соблюдением принципов Прямоугольника, Разнообразия и Старшинства).
Данное действие ни в коей мере не «напряжно», не обременительно, не раскрывает практически никаких секретов пасующего – ибо может иметь место практически лишь в самые последние, завершающие один – два (много – три) хода партии, когда никто уже все равно не смог бы «использовать в своих целях» его или ее секреты…
Отметим еще особенно, что порядок выкладывания карт в данной игре произволен – лишь бы соблюдались принципы Непрерывности, Прямоугольника, Разнообразия и Старшинства; таким образом, каждый участник игры волен самостоятельно решать, выбирать по своему усмотрению – в какой из столбиков выкладывать свою очередную карту – в один из начатых уже, или новый столбик начать; также насчет положения, позиции в столбике – воля ваша – только соблюдайте принципы указанные…
Вот, собственно говоря, и все правила.
Приведем пример – финальную позицию одной из партий в мозаичные Столбики, и как подсчитываются баллы.
Как всегда, обозначения таковы: В – Валет (11 очков), Д – Дама (12), К – Король (13), Т – Туз (14); Ч – черви, Б – буби, К – крести, П – пики. 0 (нуль) – отсутствие карты. Шестерка дает 6 очков, Семерка – 7, и так далее.
Итак, играли двое на двое колодой 36 листов, Прямоугольник 9 на 4; финальная позиция партии такова:
7Ч 10Б 9Ч КБ ТЧ ТК 9П 9Б 0
8П ДЧ 9К 6Ч ВБ 7П 8Б 10Ч 7Б
8К 6Б ТП 10К ВП 8Ч ДК ДБ 7К
10П КЧ ВК КП ТБ КК 6П ВЧ ДП
Как видим, 1-ый столбик – за Черными остался, 2-ой столбик – за Красными, 3-ий и 4-ый – за Черными, 5-ый – за Красными, 6-ой и 7-ой – снова за командой Черных, 8-ой столбик принес третий балл команде Красных, и, наконец, 9-ый столбик – оставшийся незавершенным (три карты в нем – Шестерка Крестей осталась невыложенной) – опять принес балл команде Черных – шестой балл в данной партии! Таким образом, команда Черных победила со счетом 6:3! Убедительно!
Обратим еще раз внимание на 4-ый столбик – в нем количество красных карт и черных карт – одинаково – по две. Черные захватили этот столбик по очкам – у них 10+К=10+13=23 очка в этом столбике – против всего 19 очков (К+6=13+6=19) у Красных.
Как видите – все очень просто, наглядно, логично – что касается правил игры и определения в ней победителя!
А вот что касается самой игры, ее стратегии, тактики – игра получилась, что называется, заковыристая, непростая, достаточно напряженная! Игра математически тонкая, чувствительная как к каждому слабому ходу, так и к каждому сильному, к каждой находке играющих… Увидите – тут есть, над чем подумать, есть, чем занять интеллект, на чем размять свои серые клеточки – по выражению знаменитого незабвенного детектива Эркюля Пуаро (прекрасно бесподобно сыгранного Дэвидом Суше)!
Как всегда – приятной игры вам! Доброго приятного общения на равных всем членам вашей дружной семьи!.. Радости, отдохновения сердцу, веселых улыбок и смеха, расслабиться, снять напряжение за безобидной игрой!..
PS
Добро пожаловать в мир доброй безобидной игры, объединяющей людей всех поколений!..
Пожалуйста, оставляйте ваши отзывы! Понятно ли изложены правила игр? Удалось ли разучить ту или иную игру по предложенному здесь описанию? С кем играли, в каком составе? Как всё получилось, интересно ли было играть, понравилось ли? -
Пишите, давайте обмениваться впечатлениями, ведь игра - это хороший повод для общения - для доброго приятного вежливого культурного равноправного общения людей!..
С наилучшими пожеланиями, автор СКИ - Семейных Карточных Игр, Игорь Катанугин (Сватин), Бежецк.
Картина: Дмитрий Левин. (Взята из открытых источников)
Свидетельство о публикации №221072200913