Герой-любовник с африканскими корнями
Дюма-старший, французский писатель, журналист, драматург, автор множества романов – поистине культовая фигура историко-приключенческого жанра мировой литературы. В плане писательской плодовитости его до сих пор никто не смог перещеголять. Да и шутка ли – некоторые исследователи творчества Дюма считают, что он оставил после себя около 100 000 страниц всевозможных сочинений (более 250 пьес, приключенческие истории, очерки о путешествиях и романы). По сей день Дюма один из самых продаваемых писателей в мире, а по мотивам его произведений снято невероятное количество фильмов по всему миру (впереди только Шекспир) – более 200 экранизаций. Если считать с 1896 года, то это примерно по две киноленты в год.
Но мы не будем проводить литературоведческий анализ «Королевы Марго», «Двадцати лет спустя» или «Графа Монте-Кристо». Мы поговорим об Александре Дюма как о человеке, бунтаре и кулинаре, отце и любовнике. Тем более что большинство из нас, кто когда-то зачитывался произведениями писателя, не так много знает о его характере, слабостях и увлечениях.
Горячая кровь
На судьбу нашего героя, несомненно, оказало влияние его необычное происхождение. В жилах Дюма минимум на 25% текла самая настоящая африканская кровь.
Ведь отцом Александра был знаменитый наполеоновский кавалерийский генерал, ведший свое происхождение от маркиза Александра Антуана де ла Пайетри и негритянской рабыни из нынешнего Гаити. Попросту говоря, папаша Дюма, любимец самого Наполеона Первого, был мулатом. От отца Александру достались, помимо смуглой кожи и курчавой шевелюры, горячий темперамент, гигантский рост, сила Геркулеса и мужественная внешность. Образ старшего Дюма, к сожалению, рано умершего и не оставившего близким никаких средств к существованию, был возведен в семье будущего писателя в культ. Еще бы – внебрачный ребенок, наполовину негр, наполовину француз, такой свирепый, что немцы в Тироле в 1797 году прозвали генерала Черным Дьяволом. Отец будущего писателя обладал неимоверной силой: подвешенный к люстре, он мог подтянуть к себе лошадь, ставил в вертикальное положение сразу четыре ружья, вдев в дула пальцы.
Острый на язык герой-любовник
Французский историк Жюль Мишле говорил о Дюма: «Это не человек, а сила природы». Гигант, живший не по средствам, широкая натура, тонкий знаток кулинарного искусства, неистощимый автор, которого всегда сопровождали успех, долги и дамы.
Его боготворили женщины, уважали друзья и ненавидели враги. Причем ненависть последних, даже самых знаменитых, принимала порой расистский уклон. Бальзак, например, говорил о Дюма: «Только не сравнивайте меня с этим негром!», что не делало, конечно, чести великому Оноре. Но Александр Дюма вовсе не был склонен безропотно сносить подобные оскорбления.
Рассказывают, что как-то один из завсегдатаев литературного салона, дерзнувший пошутить на эту тему, получил от Дюма резкий ответ: «Мой отец был мулатом, моя бабушка была негритянкой, а мои прадедушки и прабабушки вообще были обезьянами. Моя родословная начинается там, где ваша заканчивается».
Об острословии великого писателя ходили и ходят легенды. Вот уж кто, воистину, ради красного словца не пожалел бы и отца! Современники вспоминали, что Дюма часто дарил своим любовницам непристойные эпиграммы и стихи собственного сочинения. Если же дама обижалась, он успокаивал ее тем, что «все, что вышло из-под пера папаши Дюма, когда-нибудь будет стоить очень дорого». Когда писателя спрашивали, в чем секрет его необычайной любвеобильности, Дюма отвечал: «Поговаривают о моих «африканских страстях». Но много любовниц я завожу из человеколюбия; если бы у меня была одна любовница, то она умерла бы через неделю».
В отношениях с противоположным полом Александр Дюма прошел путь от героя-любовника до обманутого мужа. Дотошные биографы даже подсчитали, будто у творца «Трех мушкетеров» было 500 любовниц. Эта цифра впечатляет, хотя она и немного меньше количества созданных им произведений – их «всего» 647. Причем писатель сумел осчастливить вниманием женщин из разных социальных кругов. Среди его пассий были: простая белошвейка (никого не напоминает?), мать его единственного официально признанного сына Александра Дюма-младшего Мари-Катрин-Лор Лабе, ярая бонапартистка и поэтесса Мелани Вальдор, актриса французского театра эпохи романтизма Мари Дорваль, обладательница неуемного сексуального аппетита итальянская актриса Фанни Гордоза (она родила Дюма дочь по имени Микаэлла), знаменитая танцовщица Лола Монтес. Последней дамой сердца любвеобильного квартерона стала экзотическая американская актриса-наездница Ада Менкен, гарцевавшая на лошади в цирке в полупрозрачном белье телесного цвета и называвшая свои выступления «эротико-конными трюками». К сожалению, Ада рано умерла от острого перитонита. На кладбище Пер-Лашез ее провожали горничная, несколько актеров и… любимая лошадь.
Единственной официальной женой Александра Дюма-отца была актриса Маргарита Жозефина Ферран, известная под сценическим именем Ида Феррье. По одной из версий, единственная женитьба Александра была результатом шантажа. Якобы Ида Феррье, сходившая с ума по Дюма, попросила некоего сообщника скупить все долговые расписки начинающего писателя и великодушно предоставила ему выбор: жениться на ней или угодить в тюрьму за неуплату долгов. Оставим этот факт на совести биографов Дюма, отметив лишь, что Ида Феррье была для писателя сущим наказанием за всех брошенных им женщин. Она прожила с ним чуть более 5 лет и ушла жить к знатному сицилийскому вельможе князю Виллафранка, так и не разведясь до самой смерти с Дюма.
Кулинар, предприниматель, рекламщик
Жизнь Александр Дюма можно сравнить с романом, вроде тех, что писал он сам. Это история о великане-обжоре, торопившемся насытиться всем и сразу: работой, приключениями, размышлениями, мечтами, любовью к женщинам. Грани его таланта блистали порой совершенно в разных областях человеческого бытия. Например, Дюма очень хорошо готовил. Это подтверждают не только многочисленные современники, но и приводимые им в своих произведениях описания разных блюд (в частности, в «Графе Монте-Кристо» рассказывается о приготовлении волжской рыбы).
Всю свою жизнь писатель собирал рецепты интересных блюд, в том числе и на Кавказе во время своего путешествия по России в 1858-59 годах. В марте 1870 года Дюма передал начинающему издателю Альфонсу Лемеру объемистую рукопись, содержащую около 800 новелл на кулинарные темы. К сожалению, в начале сентября 1870 года Дюма разбил инсульт, больше он уже не работал и в ночь с 5 на 6 декабря 1870 года скончался. Лишь в 1873 году «Большой кулинарный словарь» Александра Дюма вышел в свет. Книга успешно переиздается и по сей день.
И именно Дюма познакомил Францию с шашлыком. Он открыл в Париже первую шашлычную, привезя эту замечательную идею приготовления мяса из своего путешествия по Кавказу. Долгое время шашлычная была самым модным местом во французской столице и приносила ее владельцу неплохой доход.
Александр Дюма первым понял, что такое настоящая нативная реклама. Для того чтобы публика приходила на спектакли по его пьесам, молодой драматург публиковал в парижских газетах объявления романтического свойства типа «Придет ли сегодня в театр господин, который смотрел на меня так пристально, что заставил покраснеть как-то вечером на представлении «Нельской башни»? Для него будет оставлена записка. Влюбленная». И сотни парижан мужского пола кидались покупать билеты на пьесы Дюма в надежде, что загадочная «влюбленная» обращается именно к ним.
Завершаем же мы наше короткое знакомство с необычными сторонами личности Александра Дюма-отца историческим анекдотом. В 1870 году, незадолго до смерти, Александр Дюма вновь, в двадцатый раз в жизни, разорился. «Мне делают упреки в том, что я был расточителен, – сказал Дюма своему сыну. – Я приехал в Париж с двадцатью франками в кармане. – И, указывая взглядом на свой последний золотой, лежащий на камине, закончил: – И вот, я сохранил их… Смотри!» Через несколько дней автора «Трех мушкетеров» и «Графини де Монсоро» не стало. Живя, а не существуя, он взял от жизни все...
Свидетельство о публикации №221072301035