Карл Росси

Это имя слышал каждый-
в твореньях на Петра Земле!
И лишь у Форш* узнал однажды:
беспамятство царей,
 жизнь в долговой петле...

*Ольга Форш
"Белая ночь"
(в интернете нет)



http://proza.ru/2010/02/02/1195

................................

Из интернета
Автор статьи
не укезан и возможно откликнется
.............


Судьба-злодейка Карла Росси
13 марта 2020

Он способствовал превращению Петербурга в красивейший по архитектуре город мира. Однако в расцвете своих творческих сил, талантливый зодчий оказался не у дел.
 
Портрет Карла Ивановича Росси. 1820-е годы. Художник Б. Ш. Митуар. Государственный Русский музей
Родился Росси в 1775 году. Назвать место рождения и отца не представляется возможным. БСЭ указывает местом рождения Петербург, но есть другие версии: Неаполь или Венеция. Нет точных данных и об отце Карла: то ли итальянский дворянин Джовани Росси, то ли Павел I... Одно ясно — отец неизвестен.

В Россию мальчика вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси, привез в 1785 году отчим Шарль Ле Пик. В других источниках указаны 1786, 1783 годы. Он был известным балетмейстером и преподавал танцы императорским детям. Имел в Павловске дом и, возможно, Карл нередко встречался во дворцовом парке с наследником престола, ровесником Александром.

Начало карьеры Карла Росси
Придворный архитектор императора Павла I Винченцо Бренна, уроженец Флоренции, жил по соседству и знал Карла. В 1795 году он взял его в ученики. Сословная принадлежность не позволяла юноше вращаться в высших дворянских кругах.

В том же году юного Росси по высочайшему повелению определили в Адмиралтейское ведомство чертёжником в чине сержанта. Через пять месяцев он стал прапорщиком и через это получил дворянство. Отслужив ещё месяц, был уволен.

Так Павел I выразил милость ученику Бренны. В это время Винченцо возводил неприступный Михайловский замок в центре Петербурга. Ему помогали Чарльз Камерон и Джакомо Кварнеги. Для Росси работать в команде таких мастеров в качестве рисовальщика и чертёжника было хорошей школой.

Едва царская семья переехала в замок, отделённый от города рвом, как императора убивают. Винченцо Бренна отстраняют от дел; увольняют из ведомства Кабинета двора Карла Росси.

После Павла I
Однако через неделю, начинающего архитектора и прекрасного рисовальщика вновь зачисляют на службу для украшения коронационных торжеств в Москве. После коронации он получает чин коллежского секретаря уже от императора Александра I.

Бренна покидает Россию и увозит с собой около пяти тысяч чертежей и рисунков. Карл хочет ехать вместе с ним для завершения образования. Его отпускают на 2 года и назначают жалованье. Лучше и не могло быть. Создается впечатление, что постоянно чья-то невидимая рука ведет молодого мечтателя и неутомимого рисовальщика к великим свершениям.

"Ссылка" на фарфоровый завод
По возвращении, в 1804 году Росси подаёт прошение о присвоении звания архитектора Кабинета Его Величества. Он представляет смелый, фантастический проект переустройства набережной Петербурга у Адмиралтейства. Под впечатлением древнеримской архитектуры, он предложил смелый проект: перекинуть мосты над каналами и верфями, под которыми могли бы свободно проходить корабли, а наверху бы шла проезжая береговая дорога.

Сохранилось описание проекта, сделанное Росси. Пётр Киле приводит его в книге “Ренессанс в России”:

“Размеры предлагаемого мною проекта превосходят принятые римлянами для их сооружений. Неужели побоимся мы сравниться с ними в великолепии? Под этим словом следует понимать не легковесность украшений, а величие форм, благородство пропорций и прочность материала.
Это сооружение должно быть вечным. <...> памятник в целом должен превзойти своим величием всё, что создано европейцами нашей эры…”
Вот, оказывается, каков Карл Росси!

Ответ был самый жестокий. Комиссия сочла план легкомысленным. Вдохновенный порыв романтика, увлеченного классической древностью, полет фантазии и мысли специалисты не поняли. В итоге Росси не получил звания. Его отправили “делать разные рисунки для работ стеклянного завода и других мануфактур”.

Работа в Москве и Твери
Но молодой зодчий не сдаётся. В 1806 году его способности всё-таки признали и утвердили архитектором Кабинета. Через несколько лет Карл Росси едет в Москву для строительства и ремонта правительственных зданий в Кремле, городе и окрестностях. Ни один московский проект не сохранился.

Главной его работой с 1810 года были планировка и застройка Твери. Он занимался перестройкой, отделкой интерьера Путевого дворца, благоустройством парка, резиденции генерал-губернатора Тверского, Новгородского и Ярославского принца Ольденбургского, супруга любимой сестры Александра I Екатерины Павловны.

Фасад Путевого дворца в Твери со стороны набережной Волги. Автор: Георгий Долгопский - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=49096845
Тверской Путевой дворец. Рисунок. Акварель. Из собрания Тверского Государственного Объединенного музея. Автор: неизвестен, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=18005993
Гербы уездных городов Тверской губернии в оформлении Гербового зала: видны гербы Бежецка и Красного Холма. Автор: Melodica007 - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=51890146
Фасад Путевого дворца в Твери со стороны набережной Волги. Автор: Георгий Долгопский - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=49096845
Благодарностью хозяйки дворца стал орден святого князя Владимира четвертой степени и чин коллежского советника. В 1815 году Росси возвращается в Петербург, где его снова причисляют к стеклянному и фарфоровому заводам. Он просится в Москву, его не отпускают.

Как Александр I относился к Росси?
О чём говорят отставка после смерти Павла I, последующее направление (дважды) на стекольный и фарфоровый заводы, отсутствие заказов на новые проекты? По всему Александр I недолюбливал или недооценивал Росси.

Что было причиной такого отношения, не известно. Может, он напоминал ему об отце, проявившем к юноше особую милость с пожалованьем чина и потомственного дворянства в самом начале его службы?…

Александр I ничего от себя не поручал Росси. Карл реализовал свои творческие способности, благодаря вдове Павла Петровича Марии Федоровне, Екатерине Павловне, Николаю Павловичу и Михаилу Павловичу.

Елагин дворец. Восточный фасад. Автор: YaroslavPS - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=83282837
Елагин дворец. Автор: A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) - собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21459043
Бывший Михайловский дворец, ныне Русский Музей Императора Александра III, почтовая открытка начала XX века. Автор: неизвестен - http://www.nlr.ru/petersburg/spbpcards/arterii/4.htm, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=10876118
Елагин дворец. Восточный фасад. Автор: YaroslavPS - собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=83282837
Уступая их желанию, Его Величество поручал мастеру работы по строительству дворцов и их реконструкций для матери, сестры и братьев. Доверие вдовстующей императрицы и ее детей к архитектору характеризует Росси, как привлекательную личность и прекрасного мастера.

Чем знаменит Карло Росси
Звездный период работ архитектора: ансамбль Михайловского дворца на площади Искусств и Большой зал Филармонии, Театр музыкальной комедии, Малый оперный и Александринский театры, архитектурно-парковый ансамбль на Елагином острове, Главный штаб, здания Сената и Синода, перепланировка Дворцовой площади...


Александринский театр. Архитектор К. Росси (источник: http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st064.shtml)
Театральная улица, ныне ул. Росси (источник: http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st064.shtml)
Арка Главного штаба. Архитектор К. Росси (источник: http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st064.shtml)
Александринский театр. Архитектор К. Росси (источник: http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st064.shtml)
Проекты Карла Росси изменили облик Санкт-Петербурга, придали ему масштабность столицы империи. При создании любого проекта, зодчий делал проект не отдельного здания, а квартала города.

Он первым придал масштабность городским перспективам, став новатором градостроительства. Он первым ввел металлические перекрытия. Всё, созданное им, стало качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма.

Завершение карьеры
Глубоко убежденный в своей правоте, последовательно осуществлявший свою творческую линию, зодчий не шел на уступки, не поступался своими принципами. В ответ от царских чиновников получал мелкие придирки и интриги, ущемление самолюбия и прав.

При этом, как выясняется из документов, он был абсолютно честным. При осуществлении грандиозных проектов, через его руки проходили громадные суммы денег. Он сам заключал договора на всевозможные подряды строительства зданий и отделку. Мало кто не нажил бы состояния при таких обстоятельствах. А Росси сбереженные суммы возвращал казне с предложением поощрения членов его команды.

Подлаживаться и льстить Росси не умел и не хотел, «превыше всего дорожа честью художника и незапятнанной своей репутацией», как писал он в 1828 году князю В.А. Долгорукову. «Никогда интерес, – продолжает зодчий в том же письме, – не был побудительной для меня причиной в выполнении каковых-либо поручений, но единственно долг службы». (100 великих архитекторов - Самин Д. К, 2001 г, стр. 132)
Может быть такой независимый образ мысли стал причиной неприязни к нему следующего царя — Николая I?

С 1832 года, будучи в расцвете творческих сил (57 лет), он уже не привлекался к значительным проектам. Ему пришлось уйти в отставку, мотивируя её болезнью.

Конец
Одно время Росси имел самый большой оклад среди архитекторов — 15000 в год. Пётр Киле в книге-эссе "Ренасанс в России" пишет: "он постоянно раздавал все, что имел, в благотворительных целях". Сбережений не сделал и не был обеспечен соответствующей его заслугам пенсией.

Выдающийся зодчий Петербурга не имел собственного жилья. Он умер 6 (18) апреля 1849 года в арендованной квартире от холеры, оставив после себя неповторимый в своей красоте центр Петербурга.

Хоронить его было не на что. Сбежались кредиторы, требуя от детей оплаты долгов. Те были вынуждены обратиться в царскую казну с ходатайством о денежной помощи на погребение. Похороны прошли тихо и незаметно. О кончине Росси лишь маленькой заметочкой осторожно сообщила «Северная пчела».


Рецензии