В ладу с собой. Эмоции детям

Про взрослых понятно. Отслеживаем своё эмоциональное состояние, осознаем одну из базовых эмоций, разрешаем себе её и трансформируем.

А как с детьми? Сложнее. Вы замечали, что вы расстроены чем-то, а ребенок проснулся и плачет. Вы хотите уходить с детской площадки, а кто-то уже стукнул вашу дочку лопаткой по голове. Или на работе неприятности у вас, а ваш первоклассник весь день рассеянный и получил замечание.  Всё по тому, что у вас есть симбиотическая связь.

Она разная. Бывает сильнее у мамы, а у папы проявляется только в опасные моменты. Или у папы сверхчувствительная к дочери, а у мамы к сыну. То она усиливается, то она практически незаметна. Но, очень часто перед ангиной мама интуитивно чувствует, что ребенок заболевает, а папа вдруг покупает мороженное.
Именно поэтому и сложнее с детьми. Кроме собственных непроизвольных детских эмоций есть и симбиотический отклик.

Замечали ли вы что невозможно успокоить ребенка в поликлинике. Боится и ребенок и мама.  И что делать спросите вы? А что делают в самолете, когда кислородная маска выпадает? На всех рисунках показано одень на себя, а после на ребенка. Здесь тот же принцип.

Во-первых, признать собственную эмоцию! Что вы испытываете?

Страх, за то, что ребенок заболел и может умереть.
Интерес за то, что вдруг стало тихо.
Отвращение за то, что плачет, ноет.
Злость на то, что он не может дать сдачи.
Радость за то, что получил «пятерку» по диктанту.
Печаль за то, что у вас не получается научить ребенка.

Во вторых, помочь ребенку справиться с его эмоцией. Здесь вам поможет определенный алгоритм.

1. Посмотрите на ребенка и скажите: «Я вижу (слышу, чувствую) что ты испугался (интересуешься, чувствуешь отвращение, разозлился, обрадовался, опечалился).
Обратите внимание, что есть вариации ощущений – зрение, слух, чувства.
Все эмоции даны в скобках.

Предложение повествовательное, то есть в конце поставлена точка. Вы говорите спокойным голосом ребенку его состояние, как вы его видите. 

При проговаривании эмоции  - сама эмоция осознается и отпускается.

2. Услышьте ответ ребенка. Для него это важно. У вас уже давно сломали игрушку, а у нее впервые. Вас давно толкнули и не единожды, и даже вы сами толкали, а у него первый раз такой опыт. Ваша первая подружка по детскому саду уже давно уехала и вы переболели, тем, что вы не с ней, а у нее еще есть злость на то, что она больше с ней не играет.  Чем младше ребенок, тем проще ответ. Иногда, если ребенок-интроверт, то он скажет завтра или когда сможет довериться. А иногда сразу. Например, дочь сказала: « Я хочу мороженное».

В проговаривании указывается причина эмоции.

3. Ответьте ребенку, в следующей форме:. Я понял(а), ты хочешь мороженное. То есть после фразы «Я поняла» повторите ответ ребенка ДОСЛОВНО!

В этом ответе ребенок полностью принят. Его причина услышана.

Очень часто можно услышать, когда ребенок сидит с мамой в автобусе и повторяет: «Мама, мам, мама, мам, мам», и только с 5-6 раза отвечает «да что тебе?». Ребенок 5 раз зовет маму. Он с 6го раза услышан. Но не принят. Если ребенок говорит: «Мама», то как минимум ответ мамы: «да, дочь, сын». И тогда есть принятие.

4. И теперь, когда вы услышали желание (если слабо контролируется) или намерение (если осознанно более или менее контролируется) вашего ребенка, растущей личности, что вы ему ответите? Может, вы скажите «нет», или «да»? После кризиса «3х лет» слово  «нет» может вызвать истерику.

Поэтому мы говорим «да», во всех случаях. Но!! «Да, сейчас» и «Да, потом».

Например, «Я куплю тебе мороженное сейчас. Какое ты хочешь?»
Или «Я куплю тебе мороженное, пусть горлышко выздоровеет. Какое тебе потом купим?» и когда подойдет время «потом» вы скажите: « Солнышко, помнишь, у тебя болело горло, и я обещала тебе это мороженное, покупаем?»

Говоря «да» вы даете ребенку расти, развиваться.


Вот и всё. Легко и просто.


Рецензии