C 22:00 до 01:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Тая. гл. 27. О свободе

         Утром мать ушла на работу, сестра в школу. У меня же не было двух первых пар, так что я мог никуда не спешить.
Мы с Таей встали, оделись и заправили постель. Пока она умывалась, я сходил на кухню и быстренько  сварганил яичницу с ветчиной, 
         
         После завтрака Тая подошла к моей книжной полке.
         -- Интересно, что ты сейчас читаешь? -- спросила она и, взяв первую попавшуюся книгу,  открыла ее на закладке. Это был "Герой нашего времени" -- роман, который я частенько перечитываю.
       
          "...если она мне даст только почувствовать, -- начала она декламировать подчёркнутый текст, -- что я должен на ней жениться, -- прости, любовь! моё сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова.
Я готов на все жертвы,.. но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею?.. Это какой-то врождённый страх, неизъяснимое предчувствие".
         Отложив книгу, она внимательно посмотрела мне в глаза.

         -- Неужели свобода для тебя дороже счастья? – с удивлением спросила она.
         Я не знал, что ей ответить. Я растерялся. Нам говорили на лекциях, что свобода – это осознанная необходимость.
Это, пожалуй, всё, что я мог ей сказать. Кажется, это первым сказал Спиноза.
         Но она мне заявила, что в народе это давно известно, только формулируется по-другому:
         «Покорного судьба ведёт, а упрямого – тащит!»
И добавила: "А по мне, так свобода — это ответственность. Если человек сам за себя не отвечает, -- кто-нибудь непременно начнёт отвечать за него. А это и есть рабство".

              Понятно, почему для пресыщенного и гордого Печорина свобода являлась высшей ценностью. Для него это был очень удобный способ оправдать свой холостяцкий образ жизни, погоню за удовольствиями. Хотя жизнь ещё никому не удавалось перехитрить.

                "Блажен, кто смолоду был молод...
                Кто в двадцать лет был франт иль хват,
                А в тридцать выгодно женат"

              А что же я? Почему я так цепляюсь за эту свободу?
Почему хочется как можно дольше наслаждаться юной негой? И совсем нет желания  взваливать взрослые заботы на свои плечи. Что это? Гедонизм или эгоизм?
            «Но ведь у меня, действительно, нет условий для создания семьи», -- сколько раз убеждал я себя. -- Да и рано мне ещё. Какой из меня отец семейства? Ни профессии, ни жилья. Как говорится, только нищету разводить».
            «А если бросить университет и пойти работать?», -- мелькнуло в голове. – Нет, это тоже не выход, -- тогда я сразу загремлю в армию на 3 года, а так как меня приписали к флоту, то и на четыре. Вряд ли Тая будет так долго меня ждать».
      
            Чтобы как-то «сменить пластинку», я включил радио. Но зазвучавшая песня Марка Бернеса только ещё сильнее испортила мне настроение.
          
                «Выходит, зря, мой старый друг,
                Мы берегли свою свободу.
                Ведь сберегли мы не её,
                А одиночество своё.

                Ну что ж сказать, мой старый друг,
                Мы в этом сами виноваты,
                Что много есть невест вокруг,
                А мы с тобою не женаты…»


http://proza.ru/2020/12/30/144


Рецензии
Здравствуйте, Андрей!
Читала с улыбкой мамины упрёки:"В прошлом году конопатая шастала -- и где теперь хрустальные бокалы?" - Какой-то ваш герой несерьёзный в нравственном отношении.)
А Тая молодец! Я полностью разделяю её мнение по поводу свободы:
"А по мне, так свобода — это ответственность. Если человек сам за себя не отвечает, - кто-нибудь непременно начнёт отвечать за него. А это и есть рабство".
ВОТ ИМЕННО!
С уважением,


Элла Лякишева   16.10.2021 11:39     Заявить о нарушении
К сожалению, не все молодые люди морально безупречны.

Андрей Жунин   16.10.2021 12:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.