Карабас-Барабас

               
     Карабас-Барабас – прозвище сказочного религиозно-мифологического персонажа народного творчества (мифов, легенд, эпосов, сказаний, сказок и других произведений). Первая часть этого имени Карабас с грамматической точки зрения  является двухсложным словом и состоит из двух частей Кара + бас,  где кара –  многофункциональное древнетюркское слово, используемое в грамматике тюркоязычных стран как существительное, так и прилагательное. Так, например, в кыргызско-русском словаре К.К.Юдахина. Т. 1. Фрунзе, 1985 г. это слово как существительное имеет 16 значений, а как прилагательное  – 6 и  поэтому в данном случае из них  приняты значения как прилагательного чёрный; и как существительного (миф. злой дух, нечистая сила).
     Вторая составляющая этого  имени бас, баш – также имеет 11 значений, из которых как существительное принято слово   голова, главный и тогда имя Карабас будет означать  черноголовый или главный злой дух.
     Барабас – прозвище, по мнению многих исследователей творчества А.Н.Толстого является видоизменённым именем библейского преступника Вараввы, освобождённого римским префектом Понтием Пилатом. Постепенно в результате длительной эволюции это имя стало абракадаброй  (лат. abracadabra, гр. abrakos - обозначение божества +  др.евр. daabaar - слово) - якобы магическое слово,), созвучной с первой частью имени Карабас-Барабас. Само имя  Варавва образовано от аналогичного старокалендарного имени, которое имеет еврейское происхождение и восходит к арамейским основам: «бар» - «сын» и «абба» - «Отец, Бог». Таким образом, имя Варрава переводится как «сын Отца» иначе «сын Божий». Со временем по созвучию со словом Карабас имя Варрава превратилось в абракадабру Барабас   (перс. абраксас - божество и ев.. дабар – чародейское слово), В старину считалось, что такие слова обладают чудодейственной магической силой.
    Опираясь на основные черты характера этого персонажа в различных литературных произведениях разных народов можно предположить, что Карабас-Барабас было прозвище демона, обладавшего магической способностью принимать любое обличье, в том числе и человека.
     В фольклоре многих народов демоны составляют большой отряд фантастических духовных существ, олицетворяющих  «нечистую» силу, предводитель которой получил имя Дьявол.
     В современных религиях многих стран Дьявол является антагонистическим созданием, противостоящим богу и вышедшим из повиновения ему.  Это слово произошло из греческого языка со значением  diabolos, - (букв.) клеветник; верховный демон зла; властелин ада; подстрекатель людей к совершению греха. На языках других народов он носит названия: Сатана, Вельзевул, Люцифер, Мефистофель, Демон, Воланд, Азазель, Мара и другие.
     Сатана – (евр.) сатан – (букв.) противодействующий; в религиях ряда стран злой дух, виновник зла, властелин ада, толкающий людей к греху.
Демон – (гр.) daimon – дух, божество; фантастическое существо, олицетворяющее злую «нечистую» силу; в иудействе и христианстве – ангел, вышедший из повиновения богу.
     Вельзевул – (религ., мифол. в христианстве ) beelzebul – Бааль-Зевув –повелитель мух;  глава демонов, подручный дьявола, довольно часто отождествляемый с ним наряду с Люцифером; князь тьмы/  Происходит от др.-русск., ст.-слав. вельзевулъ, ст.-слав. вельз;олъ (Euch. Sin.) из греч. ;;;;;;;;;, от ивр.;;; ;;;;; — Бааль-Зевув, «повелитель мух», буквально — «повелитель летающих вещей». Вельзевул (Веельзевул, Бельзебут, Бельзебуд, Бельзебуб) — (от ивр. ;;;; ;;;;;; — Бааль-Зевув, «повелитель мух») демон, имеющий титул Князя.
Люцифер - ( лат.) lucifer –светоносный, от lux - свет + fero - несу), в римской мифологии  c позднего Средневековья в христианстве - синоним падшего ангела, отождествляемого с сатаной и дьяволом.
     Мефистофель -  (Мефисто, Mephistopheles, Mephostophilis, Mephistophilus, возможно, греческого происхождения - ненавидящий свет, от me - не, phos - свет и ph;los - любящий; по другой версии, древнееврейского происхождения от мефиц - разрушитель и тофель – лжец;  в европейской мифологии наименование одного из духов зла, демона, чёрта, беса, дьявола, чаще всего, по преданию, падшего ангела, сатаны.
     Воланд - было одно из имен черта. Основное слово "Faland" (что значило обманщик, лукавый) употреблялось уже старинными писателями в смысле черта". это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней", возглавляющий мир потусторонних сил.
     Азазель - (евр.) aza zel - значение этого слова точно неизвестно; возможно этимологическое  толкование (наиб. вероятное) как комбинация из слов быть сильным и Бог =  (возм.) противящийся богу; в представлениях иудаизма демоническое существо; демон пустыни
     Мара – (санскр.) смерть; в буддизме – бог зла, искуситель, потворствующий чувственным желаниям, препятствующим  лучшему перерождению.
     Иблис – (ар.) в исламе имя джинна, который благодаря своему усердию достиг того, что был приближен Богом и пребывал среди ангелов, но из-за своей гордыни был низвергнут с небес. После своего низвержения Иблис стал врагом людей, сбивая верующих с верного пути.
     Подобная низвержению Дьявола история произошла и с Лилит – первой женой Адама. Ссылаясь на то, что они оба созданы Богом одновременно, Лилит отказалась быть подчинённой Адама и в наказание за это была также изгнана Богом из рая на землю. Там она встретилась с Дьяволом и они стали жить вмести и за довольно короткий срок Лилит нарожала большое количество детей (полулюдей-полудьяволов) как мужского (инкубов), так и женского (суккубов) пола. Так они стали создателями ещё одной классовой прослойки божьих существ, получивших название демонов.
     Имя Лилит на ивритском языке lyl, лайил – ночь, ночная; а на шумерском  лиль – ветер, воздух; дух, призрак, ночное привидение. В народном воображении Лилит представляется в виде высокой, молчаливой и довольно красивой женщины с длинными распушенными чёрными волосами.
     Таким образом Дьявол и Лилит стали прародителями нового класса духовных существ, которые в духовной иерархической классификации занимают промежуточное положение между ангелами и чертями получили название демонов.
     По мнению мистиков и оккультистов средневековой Европы демоны подразделяются на девять чинов. Это первым описал голландский врач и оккультист Иоганн Вейер в своей оккультной книге «Pseudomonarchia Daemonum» (1588 г.), где привёл подробную классификацию демонов и инструкции для желающих вызывать их. Есть и другие описания иерархии демонов. Так по последним научным достижениям выявлено 70 видов демонов. Среди этих демонов наибольший интерес представляет Барбатос – предсказатель будущего, так же умел находить запрятанные сокровища), имя которое созвучно Барабасу и вполне могло быть искажённым в народных говорах. И тогда Карабас-Барабас является ни кем иным, а  представителем класс демонов Барбатосов в антропоморфном (человекообразном) обличии.
     В сказке А.Н.Толстого «Приключения Буратино» Карабас-Барабас - мужчина пожилого возраста, суровый и страшный на вид, жадный и злобный по характеру. Имеет огромный рот и носит очень длинную бороду, которая достаёт до земли. Карабас-Барабас может при ходьбе случайно наступить на свою же бороду и, чтобы этого не случалось, засовывает конец бороды в карман своей одежды. По роду занятий - хозяин кукольного театра. Также известен под прозвищем, как «синьор Карабас-Барабас, ближайший друг Тарабарского короля». Автор в описании персонажа упоминает звание  Карабаса-Барабаса как «доктора кукольных наук» без уточнения того, кто и за что присвоил ему это звание.
     Таким образом, проведённые исследования произведений народного фольклора  и прочих литературных и исторических источников показали, что Карабас-Барабас бьыл демоном, т.е. получеловеком-полудьяволом и в таком  обличье вошёл в  библиографический фонд многих народов


Рецензии