1. 6 Лечение истерии новым методом

                Возможно ли лечение истерии без использования гипноза?

                Из книги «Неизведанное Я» Джорджа Франкла:

 (стр. 27) «Стремительно накапливающийся практический опыт убеждал Фрейда, что невротические проявления возникали не просто вследствие эмоционального возбуждения, но что запускающие механизмы имели сексуальную природу – не важно, был ли это недавний сексуальный конфликт или влияние ранних сексуальных переживаний.

Убедившись в том, какую важную роль играет сексуальность в развитии истерии и неврастении, он стал всё чаще задаваться вопросом, какие механизмы приводят к тому, что воспоминания забываются и вытесняются из сознания, таким образом трансформируясь или превращаясь в симптомы.

Хотя гипноз приносил огромную пользу в катартическом лечении, расширяя поле осознания клиента и позволяя ему соприкоснуться с тем, о чём он не имел представления в бодрствующем состоянии, Фрейд нашёл, что этот метод имеет очевидные ограничения, поскольку не на всех пациентов он действует одинаково хорошо».

                Хочу обратить внимание на слова «расширяет поле осознания клиента». Не даёт ли гипноз искусственную медитацию человеку, чем расширяет его поле осознания?

«Фрейд решил, что он будет действовать тем же путём, что Бернхейм, и стал просить своих пациентов вспомнить то, что они забыли после гипноза. Он склонялся к тому, что его пациенты на самом деле должны «знать» всё то, что было до сих пор доступно им только под гипнозом, и провёл аналогию между воспоминаниями, исчезавшими из памяти после гипноза, и забытыми происшествиями, игравшими важную роль в истерии. Уверенность и ободрение с его стороны, передающиеся, возможно, через прикосновение его руки, как он думал, могли придать силу для того, чтобы  забытые факты и связи были осознаны».

                Это означает, что безсознательное может быть доступно сознанию человека и без гипноза.
 
«Благодаря одному из таких озарений, которые позволяют гению продвигаться дальше, чем трудолюбивому усердию людей среднего дарования, Фред пришёл к тому, чтобы поставить знак равенства между событиями под гипнозом, которые как будто стираются из памяти после пробуждения, и травмами невротиков, которые забываются и вытесняются из сознания. Поэтому он отказался от гипноза, сохранив только просьбу к пациенту лечь на кушетку и своё расположение позади пациента, так чтобы видеть пациента, при этом самому оставаясь невидимым».

                Чем определяется уровень среднего дарования и гениальности? Воспитанием, врождёнными качествами или чем-то ещё?

«Новый метод, который стал  применять Фрейд, давал возможность более широкого исследования функционирования человеческой психики. И снова он задался вопросом, как могло быть так, что пациенты забывали так много фактов из своей внешней и внутренней жизни, но при этом им удавалось всё вспомнить, когда применялась специальная техника. Наблюдения позволили дать исчерпывающий ответ. Всё, что забывалось, так или иначе было болезненным для человека. Это  могло быть тревожным или непонятным, так и постыдным с точки зрения личной морали. Чтобы снова вернуть в сознание то, что человек не хотел помнить, врач должен был преодолеть сопротивление со стороны пациента.

В случае невроза инстинкт, или побуждение, или волнующая ситуация становятся недоступны сознанию и двигательной разрядке, но в то же время в импульсе сохраняется весь заряд энергии. Фрейд назвал этот процесс вытеснением.

Вытесненный в безсознательное импульс находил способы разрядки и удовлетворения непрямым путём и таким образом сводил подавление к нулю. В случае конверсионной истерии вытесненный импульс пытался найти себе дорогу в теле, бил по тем или иным нервным связям и вызывал симптомы, служившие результатом компромисса, поскольку, хотя они и давали возможность проявиться замещающему удовлетворению (выходу энергии), но были искажёнными и не имели ясного смысла – что и одобрялось Эго.

… определённые воспоминания или импульсы, которые Эго отказывалось признавать, необходимо распознать и понять, а не только дать им разрядку. Фрейд решил перестать называть новый метод лечения катарсисом и стал называть его психоанализом.

Изучение вытеснения и других явлений вынудило психоанализ принять понятие «безсознательное» со всей серьёзностью. Фрейд стал считать,что всё психическое в первую очередь является безсознательным, дальнейшее же качество «сознательности» может также присутствовать, но может и отсутствовать. Это, конечно, вызвало сильное отвержение со стороны философов, для которых «сознание» и «мыслительная деятельность» были синонимами, и поэтому нельзя было допустить существования такого чудовища как «бессознательная мыслительная деятельность». Фрейд не позволял этому возражению, которое он называл идиосинкразией философов, запугать себя. Данные, полученные на основе патологического материала, которые философы игнорировали, не оставляли иной альтернативы. Любой, кто стал бы утверждать, что эти срытые процессы, обнаруженные в психоанализе, также принадлежат сознанию, пришёл бы к представлению о неизвестном сознательном, «безсознательном сознании», и это едва ли могло быть более предпочтительно, чем  «безсознательное ментальное».

                Участвует ли  сознание, а так же мыслительная деятельность в инстинктах или нет?  Может  ли сознание человека управлять инстинктами? Что  оно должно для этого иметь? Силу Воли! Действительно ли, что всё психическое находится в безсознательном?


Рецензии