Психология творчества и спасение души

Помогают ли творческие способности человеку спасаться или же мешают. Благословение они Божие или же проклятие?

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) в одной из своих бесед заметил, что ничто так явно не указывает на родство человека с сотворившим его Богом, как способность творить. Творческие способности – это дар Божий человеку, некое приложение для активации свободы человеческой воли.

Творчество (в самом широком смысле этого слова) – это способность создавать новое. Принципиальное отличие между Творцом и творческим человеком заключается в том, что Бог может творить из ничего. Человеку необходим материал для творчества. И Господь его этим материалом обеспечил.

Следует отметить, что я намеренно не ограничиваю область этого маленького исследования по психологии творчества лишь сферой искусства и художественным творчеством. Творческие способности есть у каждого человека. Они могут быть недостаточно развиты. Человеку может не хватать опыта для реализации творческого потенциала. Творчеству может мешать отсутствие мотивации или же присутствие лени.

Анализируя творческую деятельность человека, так или иначе можно проследить все психические процессы, которые изучаются в общей психологии: от ощущений до эмоций. А не только воображение (фантазию), как это может показаться при поверхностном взгляде на творчество. Восприятие, представление, память, мышление, речь, внимание, воля – неизбежные станции и полустанки на пути следования творческого экспресса. При разных видах творчества требуется разная продолжительность остановок на этих станциях. Впрочем, на ход творческого процесса большое влияние оказывают личностные характеристики творца (с маленькой буквы), творческой личности. Есть и ещё один уровень, который необходимо учитывать, при исследовании этой таинственной деятельности человека. Однако не все психологи о верхнем уровне вспоминали.

Говорят, что знаменитый Зигмунд Фрейд, чьи методы широко практикуются современными психологами, на склоне лет горестно воскликнул: «Человек – это огромный небоскрёб, а я всю свою жизнь просидел в подвале». 

«Моцарт советской психологии» Л.С. Выготский пришёл к выводу, что «творчество является глубочайшей потребностью нашей психики в смысле сублимирования некоторых низших видов энергии… Сублимация исполняет в социально полезных формах то, что сон и болезнь исполняют в формах индивидуальных и патологических». (1. С.281, 283). Иными словами, творческий процесс низводится рано скончавшимся психологом на уровень биологической потребности.

В другом месте Выготский соглашается с А. Залкиндом, цитируя его: «Основные элементы процесса художественного творения ничем, кроме количественной напряжённости, не отличаются от любого другого, самого простого психического акта». (1. С.369)

Вместе с тем Выготскому не чужд романтизм. Он мечтает, что вся жизнь человека станет творчеством, «когда она окончательно освободится от искажающих и уродующих её общественных форм. Жизнь человека сделается непрерывным творчеством, одним эстетическим обрядом, который будет возникать не из стремления к удовлетворению отдельных мелких потребностей, но из сознательного творческого порыва». (1. С.370). Мы видим, что романтизм Выготского революционный. Ему для свободного творчества мешают общественные формы. Но для христианина ясно, что главные помехи рождаются внутри человека.

Многие воспринимают творчество как самовыражение. И даже переживают некое подобие вдохновения. Но вдохновения тёмного, идущего снизу. И сами проговариваются, сверкая глазами, что их «прёт». Кто-то признаётся, что в творческом акте пережил какое-то исступление, не помнил себя, не понимал, что творил, был одержим. Плодов такого творчества немало в нашей масс-культуре, напрочь забывшей о катарсисе. Плетение лаптей будет бО льшим искусством, чем плетение бессмысленных (а то и злобных) словес.

Дар творчества дан человеку Богом, чтобы подняться от земли вверх и отворить небеса, а не затвориться во фрейдовском подвале.

Но я много рассуждаю о творчестве и почти ничего до сих пор не сказал о спасении.
Конечно, «христианская психология – это не наука о спасении, это знание об условиях возрастания человека в меру Благой вести о спасении». (7. С.180). А христианская психология творчества  может быть копилкой опыта взлётов и падений. Ведь настоящее, возвышающее творчество – это сотворчество. Это раскрытие Божьего замысла в этом мире. Это преображение души, обожение. Это не «езда в незнаемое», а путь к Богу. И без знаний в такое путешествие опасно отправляться. Тут можно «сбиться на распутья, заблудиться и погибать, воображая себя спасаемым» (6. С.4).

Учение о спасении (сотериология) – часть догматического богословия. Но этому вопросу посвящены отдельные работы наших духовных писателей, пытавшихся для своих современников переложить церковное учение простым языком. Можно выделить «Путь ко спасению» святителя Феофана Затворника, «Учение святителя Тихона Задонского спасении» схиархимандрита Иоанна (Маслова), «Православное учение о личном спасении. Спасение как процесс» архиепископа Михаила (Мудьюгина), «Тайна спасения» архимандрита Рафаила (Карелина). Все эти авторы напоминают о грехопадении прародителей человеческого рода, об испорченности человеческой природы и невозможности исцеления лишь человеческими силами, о пришествии Спасителя и создании условий для спасения в Церкви Христовой, о необходимости личного усвоения каждым христианином плодов искупительной жертвы Христовой. А для этого надо уклониться от зла и сотворить благо (Пс. 33.14). Это если совсем кратко. Если же расширить эту «заповедь творчества», то надо сказать о борьбе со страстями и о способах привлечения благодати Божией.

Архимандрит Рафаил (Карелин) писал: «Без искупления человеческой природы Спасителем невозможно личное спасение, а без воли человека невозможно общение с благодатью. В этом - тайна спасения» (4. С.13)

Можно сделать вывод: то творчество, которое привлекает благодать Божию, содействует делу нашего спасения. Если же в результате наших «творческих успехов» благодать и мир уходят, то с таким творчеством надо завязывать. Будь это сочинительство текстов, написание картин, концертная деятельность или же столярное ремесло. Как в одном из рассказов митрополита Тихона (Шевкунова) из его популярной книги «Несвятые святые» (5. С.107).

Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
2. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Учение святителя Тихона Задонского о спасении. М., 2008.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб., 2020.
4. Рафаил (Карелин), архимандрит. Тайна спасения. М., 2011.
5. Тихон (Шевкунов), митрополит. «Несвятые святые» и другие рассказы. М., 2011.
6. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2003.
7. Христианская психология в контексте научного мировоззрения: коллективная монография / под ред. проф. Братуся Б.С. М., 2017.


Рецензии
Отец Владимир, прочёл три Ваших произведения - понравилось.
Думаю, в понимании искупительной жертвы Христа, несмотря, что Церкви более 2000 лет, остаются ещё вопросы.
Православие делает акцент на искуплении человеческой "природы", то есть, вопрос переводит в богословскую и онтологическую область. А от юридического и жертвенного аспекта уходит. Хотя, говорит и об удовлетворении Божьего правосудия...

Поскольку, казнь через распятие для Господа Иисуса (как и любая мученическая смерть человека) стала самым тяжёлым испытанием, постольку Апостолы в своих проповедях больше акцентировали внимание на Его подвиге крестной смерти.

Крест – это духовный подвиг самоотречения и страдания вплоть до мученической смерти ради Бога, истины, любви, ближнего и человечества.

Вопрос: "кому была принесена жертва", уже как бы ограничивает духовную жизнь. И акцент на "жертве кровопролитной Богу" не вяжется с нравственным и творческим аспектом в спасении, это точно.

Искупление - это жизненный духовный подвиг самопожертвования Иисуса Христа для освобождения человечества от власти греха и падшего ангела сатаны, чтобы духовно исцелить и осветить путь к Богу и вечной жизни. И прежде "искупить" от осуждения по закону.
Делом искупления и спасения, совершённым Христом, стал человек, созданный по образу и подобию Божьему, человек – преданный Творцу, исполнивший закон, явивший святость и послушание перед Богом, не поддавшийся искушению дьявола, победивший врага.
Данный образ утратил Адам, а Христос восстановил, оправдав человечество по промыслу и милости Божьей, показав достоинство человека Ангелам и клевещущему врагу сатане, «лишив силы, имеющего державу смерти» (Евр 2;14).

10:5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, -- которые приносятся по закону, -- Ты не восхотел и не благоизволил",
9 потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе.

П.С. То есть, "жертва" для духовно мыслящих - это исполнение воли Божьей.

Также, Осия 6:6. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.

Еккл 4:17. Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.

Пс 50 1:19. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
(Должно придти понимание, ясное осознание, что корень всех грехов - гордыня, самомнение и своеволие в отношении Творца. Не рабски принять, а понять в благоразумии. Тогда сам, в свободе, захочешь стать рабом Божьим. Можно принять верою, и Бог откроет).

Нравственный взгляд не отделяет "жертву" от подвига. А подвиг мученической смерти включает жизненный подвиг Христа.
Когда ставится вопрос "кому была принесена жертва", то и подразумевается всего лишь "жертва". Не так ли?
Вот понятие "мученический венец" уже нравственное и творческое - "венец"!

"Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе" (Тим 3:16) и т.д.

Михаил Пушкарский   20.04.2024 21:35     Заявить о нарушении
При сотворении мира сатана был наделён властью от Бога, но возгордился и восстал, оклеветав Творца и увлекши за собою треть ангелов.
Но Господь Бог не уничтожил сатану и падших ангелов. В Его благом замысле творения предусмотрена свобода выбора, при которой, к сожалению, на начальном этапе развития от зла не застраховаться.
Творец допускает до определённых пределов проявлению зла для того, чтобы этот вынужденный негативный момент использовать для опыта всех разумных тварей. И по полноте времён познания добра и зла показав Ангелам и человечеству всю правду вселенской драмы, сковать зло и "ввергнуть в озеро огненное".

Когда Бог создал человека, падший ангел ввёл первых людей в искушение и неверие. Тем самым, получив над ними власть. Также, сатана намеривался помешать Божьему плану.
8:44 "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
Итак, дьявол не устоял в истине, клевеща на Творца и воплощая в мир свои коварные дела.
Господь, зная, каким образом распространяется зло, и предвидя происки дьявола, попустил ему делать зло и показать своё истинное лицо, а также, показать Ангелам и человекам результаты безбожной жизни.
Однако, поскольку Адам сделал выбор в след сатаны, преступив заповедь Бога, то возникает справедливый вопрос, может ли быть какое-нибудь весомое обстоятельство для оправдания и милосердия человеку?
И Бог, конечно же предусмотрел этот «юридический» аспект в Своём божественном домостроительстве.
Ибо дьявол надеялся, что из-за выбора Адама, образ его по замыслу Бога не состоялся, и сатана теперь имеет неограниченную власть над человеком.
Но Бог по своему статусу Творца и реальным возможностям может Сам Духом Святым воплотиться в человеческом теле и явить Божьего человека, согласно Своему замыслу, по образу и подобию Своему. Который исполнит закон святости и преданности Богу.
Велика тайна благочестия: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам..." (1Тим 3:16).

В результате, когда в мир явился Мессия Христос, Который исцелял и воскрешал, проповедовал Царство Небесное, исполнял волю Бога и был святым человеком, то князь мира сего, религиозные деятели и мирская толпа предали его на казнь.
В этом вся низость греховного падения: восстать на Творца (дающего всему жизнь), убить Святого (исцелившего и воскресившего многих), охулить Святого Духа.
Поэтому Иисус сказал, что «Дух Святой обличит мир о грехе, возвестит о правде – что Иисус - Сын Божий и идёт к Отцу, и объявит о Суде».

Несомненно, что в воплощении Христовом мы видим как Бог, оставаясь Богом, явил Себя краеугольным камнем; и истинно, не будь Бог Богом, если помимо физического всемогущества, Он бы не использовал возможность сотворить художественно-драматическое содержание в своём действии и поведении, как Личности. Он создал «Сказку», для которой и свойствен тот мотив «юродства и чудесного преображения» - мотив, в котором томится и ищет свою мечту человеческий дух.

Михаил Пушкарский   07.08.2022 23:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.