Длинная дорога жизни 1 и 2

             ДЛИННАЯ ДОРОГА ЖИЗНИ. 1.

Воспоминания.
Мы в то время, были маленькими детьми, жили в небольшой комнатке у одной злой бабки. Как сейчас помню ее колючие глаза. Боялись мы ее страшно.
Мама ходила и подрабатывала тем, что делала уколы тем, кто просил о помощи. Прибиралась у них. И чуть позже приносила молоко, яйца,  зелень.  Отдохнёт немного, предупредит нас, чтобы не уходили далеко и опять на подработки.
В этой деревушке жила древняя старушка, которая сама была травница, то есть местный врачеватель, она знала, что мама как бы ей перебегает дорогу, но она была человек. Понимала, что если запретит ей подрабатывать, мы, а это, я и моя младшая сестра, умрем с голоду.
Понимала, и не сердилась. Говорила:
- За доброту мою там зачтется. Мы тогда не понимали чего это она когда говорила эти слова, то всегда закатывала глаза вверх. Позже узнали, что там на небе живёт Благодетель. Он то и даёт помощь нуждающим. Вот только мы не понимали, отчего же нас ОН, не замечал. А потом поняли смысл слов
- БОГОМ ЗАБЫТЫЙ УГОЛОК.
Значит он нас никак не мог обнаружить.
Эта глухая деревня где собрались самые бедные люди. Почти все старые и не нужные никому. Как то так получилось, что и мы оказались в их числе. Но только у всех были свои старые жилища, а у нас и этого не было. Нас бабка Агафья приняла в своем сараюшке только потому что,  узнала, что мама работала врачом в клинике, и потому, чтобы не бегать к травнице,  решила, что врач под боком это лучше, чем кто - либо. У нее очень сильно болели ноги. Она с каждым шагом стонала. Говорила, что в ногах у нее сидит клыкастое животное и кусает ее плоть при каждом ее шаге.
Мы страшно боялись ее. Думали, что и вправду у нее в ногах сидит маленькое клыкастое животное, которое в любой момент может вцепиться к нам в ноги.
То что она говорит правду мы верили, потому что
на ноги ее страшно было смотреть. Они у нее синие от вздувшихся вен.  Вздутые бугорки и они какие то волнообразные.
Как так получилось, что мы оказались в этом Богом забытом месте?
Мама ничего не говорила нам, о том, почему мы находимся среди старых людей. А мы думали, что так положено.
Но мир не без добрых людей. Через год житья у старой ведьмы, нас приютил у себя дед Итрий. Может быть настоящее имя у него Дмитрий, просто он не мог выговорить это имя нормально, потому что во рту не было ни одного зуба
 Вечно сидел на завалинке и высматривал когда за ним приедет сын.  Ел так смешно. Мы с сестрой смотрели на него и прыскали от смеха. Он грозил нам пальцем и шамкал
- Посмотрел бы на вас, когда станете такими, как я.
А мы не представляли, как же мы вдруг можем стать такими, как он.

 Мы ходили всегда вдвоем. Стали выходить за околицу, держась за ручки. Там речка. Мы смотрели, как вода еле слышно течет. Там и лягушки дружно квакали, и прохладой тянуло с реки.
Туда часто приходил Колька. Он тоже жил в нашей деревушке, под названием Речная.  Ему в то время было лет 7. Когда увидел нас впервые  так закидал камешками. Один камешек попал мне в ногу. Естественно я захныкала. Он откинул удочку и подбежал к нам.
- Больно тебе малявка! Чего  вы здесь околачиваетесь. Я же  рыбачу, а  вы мешаете!
Мы ушли. Видели, что он нас провожает взглядом.
Через два дня опять увидели. Но только мы отошли поодаль, чтобы его камешки, если начнет пулять в нас, чтобы не достали.
Он посматривал на нас, а мы делали вид, что не видим его.
Вот так продолжалось несколько дней. А потом он сам пришел до нашего двора.
Дед Итрий увидел его, так заулыбался беззубым ртом.
- Аааа! Рыбак пришел в гости!
Заходь, заходь женишок! Видишь какие невесты тебя поджидают. Выбирай любую!
За эти слова, я деда возненавидела. Чего он  говорит такие слова.
Наверное хитрый. Подлизывался к нему.
Так и получилось.  Колька стал приносить нам свой улов.  Делил ровно наполовину. Вот только он жил с бабушкой. А нас четверо. Но нам хватало
Мама часто готовила из рыбок уху. Дед поправился, пока мы  жили вместе. Вот кто рад был маме, так он этого не скрывал.Часто говорил, что пока нас не было, он ел  всухомятку. Да и грязь развел такую, что мама с неделю драила все. Нам смешно было, когда дед дрожащими руками
брал  ложку наполненную супом и рассплескивал наполовину, пока доносил до рта.
Вот тогда мама очень сильно нас отругала, сказала, что мы очень глупые девочки, и она разочарована в нас
- Никогда нельзя смеяться над старостью. Извинитесь перед дедом.
Мама никогда нас не ругала, а тут несколько дней с нами не разговаривала.
Лично я так поняла, что мама ради чужого деда, готова нас, своих детей, предать . Я спросила Олю, готова ли она уйти со мной далеко далеко от мамы.
Оля отрицательно покачала головой. И я решилась на побег одна. В голове крутилось
- Ну и живите без меня. Вы все предали меня. А я уйду. Вы никогда меня не найдете.
Шла и шла. Уже стало темнеть. Издали услышала лай собак. Стало очень тревожно. Побежала обратно. Сердечко стучало громко. Очень громко. Хотелось заплакать, но пока терпела, надеясь на то, что все обойдется.
Но темнота уже обступила меня со всех сторон. Я поняла, что заблудилась и теперь меня навряд ли кто то найдет.
Наверное меня могут съесть голодные собаки и никто уже не узнает об этом. Вспомнила, сказку, как непослушная девочка тоже, как я,  обиделась на маму и убежала в лес. А там везде бродили голодные звери. Так девочка оказалась умненькой и залезла на дерево. А утром ее обнаружил лесник, и помог ей слезть. Я тут же подбежала к одинокому дереву и полезла вверх. Ручки поцарапаны, но я не обращала внимание на боль. Лезла выше и выше. Наконец глянула вниз а там совсем темно. Вот теперь то слезы ручьем из глаз.  А тут и комары появились. Их песня около ушей просто страшно пугала. Потому что после песни, они закалывали меня своими хоботками. Пока боролась с ними, на какое то время забыла о том, что я самая несчастная.
Не знаю, сколько времени прошло, но вот и комары перестали нападать. А луна осветила всю окрестность. Внизу послышалось дыхание. Тяжёлое дыхание какого то животного. Я просто почувствовала всей своей кожей настоящую опасность. Прижалась к стволу и перестала дышать. Страх сковал меня всю.  Тот, кто был под деревом громко стал хрюкать. Да он хрюкнул ещё несколько раз и тут под деревом началось  что то такое. По ноге скользнуло что то холодное, шершавое. Змея. Да. Это длинное холодное проползающее по моей ноге, змея. Я почувствовала омерзение. Мой крик наверное разнёсся по всей округе. Я ещё крепче прижалась к стволу а ногой скинула вниз то, что проползало по лодыжке.
- Мама! Мамочка! Мамочка!...
Разносилось повсюду. Услышала
- Валя, доченька...
Мама. Она была под деревом.  И не одна а их было несколько.
Услышала голос Кольки
- Валь, тебе помочь слезть?..
 
От моего крика бедные животные все убежали подальше от орущего дерева.
И ко мне пыхтя уже подбирался Коля. Увидев меня он спросил -  Ты сможешь повторять так, как я. Ползи вниз. Я рядом. Да он был рядом...

Продолжение.   ЭльХан.

             ДЛИННАЯ ДОРОГА ЖИЗНИ. 2

Когда маленькая ещё, не понимаешь многое. Мы не понимали, почему мама часто ни с того ни с сего начинала лить слезы. Спрашивали - Мамочка, где больно?...
Она начинала улыбаться сквозь слезы, и гладить нас по головке.
У меня были очень густые волосы. Мама заплетала в две косы. Я просила отрезать их. Они мне очень мешали.  А Оленька почему то всегда плакала, когда слышала, что я хочу отрезать свои косы.. Говорила, что я без них стану некрасивая. Я злилась, что помимо маминого - нет, и она не давала осуществить мне мою мечту.  Мы росли.
В то время Коля уже стал нашим лучшим другом. Он старше меня на год. После того, как он помог мне слезть с дерева, мама к нему стала относиться, как сыну. Он почти все время проводил с нами.  н На нем бабушка, так он говорил.  Очень рано повзрослел. Чувствовал ответственность за нее. Если за кого то в ответе, то человек быстро взрослеет.  Но она не такая немощная, как другие жители деревушки. Часто помогала тем, кто был совсем стар.  Здесь у многих свои хозяйства. Куры бегали по всем дворам, А к вечеру все шли по своим курятникам.  Утки и гуси важно вышагивали по своему протоптанному маршруту. В общем жизнь медленно протекала в нашей ю, Богом забытой деревушки
С самого утра мы бежали на речку. Там сидели и смотрели, как Коля рыбачит. Я как вспомню те наши детские года, то всегда на ум приходило - И все таки, как нам было интересно жить. Никто нам не мешал, никто не обзывался, никто не смотрел на нас отвратительным взглядом.
Год за годом...
 Ну вот дед так и не дождавшись сына тихо скончался. В то время было удивительно то, что только недавно он шамкал, и вдруг лежит с потускневшим  и осунувшим лицом. Жалко все же. Да и мама в слезах. Видно вспомнила что то из своего.
После его кончины,  мы прожили ещё какое то время и мама с новостью, что в 40 км от нас нашла себе работу. Фельдшер. Мы с печалью покинули нам уже родные места. Жалко было расставаться с Колей. А он нас без особой  радости утешал, что обязательно приедет к нам погостить, если конечно, баба будет здорова.
Ну вот и новое место. Надо обживать. Здесь все по другому. Есть два магазина, школа, фельдшерский пункт. 
 В 10 лет я пошла в 1ый класс
 Со мной за одной партой сидела и моя  Олюшка. Ей то 9 лет.
Обидно то, что  нас не принял  класс. Меня они называли второгодницей, тупицей, и мне приходилось драться и за сестрёнку, и за себя. Не раз наливали мне на платье чернила, мазали клеем волосы. Оля часто плакала, когда видела, как меня обижают, а я сердилась на нее.
- Не плачь. Слезами не поможешь.  Надо быть сильными. Мы должны выучиться и помогать маме.
Да я все время долбила себе, что мы должны выучиться.
Все свое свободное время я училась,  и вскоре уже могла свободно читать и писать. Видно то, что я повзрослее одноклассниц. Я училась и Оле не давала продыху. Но одноклассники совсем оборзели. Нужно было с этим кончать. Там была одна наглая заводила. Ее мама работала в правлении. Она одевалась хорошо, не то что мы. Вот она и подговаривала всех против нас. Маме мы не жаловались. Боялись, что если она  начнет вмешиваться в наши дела, то может лишиться работы. А нам из за того, что мама работала, выделили домик прямо около ее работы. Две приличные комнаты, кухня и большая открытая веранда. Мама попросила местного плотника, чтобы он нам закрыл веранду с двух сторон боковушки. А то дождь и снег залетали, в зиму,  да так, что можно было нырять в сугроб. В школе дела пошли получше.  Обзывания закончились после того, как я подкараулила Знак Лариску,  девочку, которая уже совсем достала нас.
Я старше и крупнее ее и естественно сильнее.
 На расправу я пошла одна. Подкараулила у гаража и сразу за поворотом повалила ее.  Сделала самое настоящее свирепое лицо, и прорычала , что сейчас выдавлю ей один глаз.  Ладонью стала давить на глаз. Она умоляла, плакала, что больше никогда не будет выдумывать коварства.
Поверила. Предупредила, что если вякнет, то убью без слов. От страха она описалась прямо там, при мне.
Присмирела. Удивительно, но никто уже не стал приставать к нам.
В этой деревне под названием - Видное, мы прожили до 8 класса.  Затем к маме стал приходить ухажер. Он и сблатовал маму переехать в город. Его я точно ненавидела. Мне не нравилось, что он полностью отвёл маму от нас. Уговорил ее, сдать нас в интернат. Вот эти два года для меня и Ольги были самыми тяжёлыми. Я в обиде на маму, что она предала нас. Я уже не думала о том, что вырасту и буду во всю помогать маме. У нее был человек, ради которого она нас сдала в интернат.

Если кто то не был там, то я могу сказать, что там нужно день и ночь стоять за себя. Там дети поистине жестокие. Наверное озлоблены на весь свет.  Мы уже имели опыт каверзных шуток и поэтому решила сразу показать всем, что мы можем постоять за себя. Но когда  тебе устраивают темную, и ты не можешь вдохнуть свежий глоток воздуха,  а на тебя сыпятся удары со всех сторон, тут не до того...
Одна мысль только -  вдохнуть воздух.
 Как мне удалось вылезти, не знаю. Вылезла ужастиком. 
Мои волосы разлохматились и я со всей свирепостью бульдога, впилась кому то в руку. Я чувствовала вкус соленоватой крови и сжимала зубы все сильнее и сильнее.  Оглушительный вой от боли. И все кто меня минуту назад пинал и бил,  все разбежались.  Перед глазами возник наш учитель по химии. Он был дежурным в этот день.
Он не стал ругать меня. Понял сразу, что я попала под немилость наших девчат.
Оля смотрела на меня большими испуганными глазами. Через всю ее щеку проходила большая кровавая царапина.
Увидев меня она расплакалась.
А мой вид был ужасен. Рот, подбородок в крови. Волосы стояли дыбом.
Валентин Викторович послал меня умыться.  Пока Филатову осматривал врач,  рану от моего укуса, он всех поставил в ряд и пригрозил, что если сами не сознаются, кто зачинщица этого безобразия,  то вызовет милицию и пусть они выявят хулиганок, и...
Если не сознанием, то...
Посмотрите каково  жить в колонии для несовершеннолетних. Ведь вас не устраивает интернат, так  поживете там. И сравните где лучше.
Моя Оля не стала ждать, когда они сами выйдут. Она указала всех тех, кто устроил мне темную.
Были разборки. Всех родителей вызвали на ковер. А я же говорю, что в интернате все дети из неблагополучных семей.
Короче им всем пришлось писать объяснительную и если ещё раз заметят за ними груповуху, то их просто сдадут.
С Олей мы выживали в полном смысле этого слова. Я никогда не показывала вида,  что боюсь. Хотя в душе я очень сильно боялась. Эта душевная травма так и осталась у меня в мозгах. Я содрогалась, когда слышала шумные выкрики или слышала скандал.
Коля нас нашел, когда мне исполнилось 17 лет. Я уже закончили курсы кройки и шитья, а Оля пошла по стопам мамы. Ей нравилось делать уколы.
А, Коля уже похоронил бабушку. Продал избушку и приехал в город. Успел закончить ПТУ. А Оля пошла в медицинский техникум.
Мы не мечтали о высшем образовании. Для того чтобы учиться в высшем учебном заведении, нужен был человек, который мог обеспечивать едой, и одевал бы 4 - 5 лет.
Коля был единственный, кто понимал нас.
Почему то я признавала только его. Наверное не могла забыть то, как он меня спас тогда, когда я залезла на дерево.
Город. Мама жила с этим, из за которого мы попали в интернат. Вместе жить у нас по всякому не получилось бы. Она  ждала долгожданного ребенка. И тогда пришло решение, что сначала я помогу Олюшке встать на ноги, а потом позабочусь о себе.
Мы сняли 1 комнатную хрущевку, и стали ее обживать.  Осталось немного времени.  Всего то полтора года, и Оля станет  настоящей медсестрой. В то время Коля жил с нами. Было пока тепло, он жил на балконе, а как похолодало, стал жить на кухне. Мы ему поставили раскладушку. Я часто слышала, как они там беседовали
 Звонкий смех сестрёнки просто резал мне уши. Наверное по глупости я ревновала.  Мы сообща обучали Олю.
Я в душе очень любила Колю, но когда увидела, как они смотрят друг на друга, поняла, что я лишняя. 
Однажды я просто стала искать себе новое жилище. Эту однокомнатную Коля уже договорился выкупить.
 Они вполне могли осуществить свою мечту. Оля уже подрабатывала, как и мама. Ходила и делала больным внутривенные уколы, капельницы. Коля же мастер на все руки
 Про таких, как он, говорят
 - Золотые руки. Он мог сделать многое, вплоть до качественной чудесной мебели. Он мне смастерил стол.  Вот с  этим столом, я никогда не расставалась. Где я, там и стол. А время идёт быстро. Очень быстро,  несмотря на то, что жизнь, она фактически,  очень длинная.
Обо мне. Короче, я сняла квартиру недалеко от маминого домика. Но говорить об этом мне не хотелось ей. Честно говорить обида была ещё со мной.

Продолжение.   ЭльХан.


Рецензии