Санитарные собаки

 Великая Отечественная война подходила к своему завершающему  финалу. Красная  Армия, как лавина катилась к Берлину и впереди  стремительно летели танки, подминая по пути брошенные  противником  орудия …   Но на пути к заветной цели, оказалось сложное препятствие в виде естественной преграды – реки Одер.
      12 января 1945 года на линии  советско  – германского фронта  началась операция по форсированию реки Одер и одновременному взятию столицы Германии – г. Берлина, вошедшая в историю войны под названием: « Висло-Одерская стратегическая операция.
    Мой отец, Павел Одегов, воевал в составе 2-й, гвардейской, танковой армии, 1-го Белорусского фронта, в звании капитана, политрука…Большую работу с личным составом провели политработники. Все  формы были  действенными: собрания и митинги, личные беседы, выпуски стенгазет, плакатов и листовок…Состав танковой части всегда сопровождала пехота. И личное участие политрука во всех сражениях, было  примером для солдат: в сложной боевой обстановке, капитан и коммунист, с наганом в руке, поднимал и вёл своих солдат в атаку. Очень важно было поднять боевой дух армии, ведя людей на штурм Берлина – последнего этапа и оплота фашисткой Германии.
…16 апреля 1945 года, на подходе к Берлину развернулось одно из крупнейших сражений за весь период  Великой отечественной войны. Мощные военные силы, с двух сторон столкнулись в последней, ожесточённой схватке. Фашисты, как раненые и загнанные звери, боролись за свою  жизнь, а красноармейцы, воодушевлённые близкой победой над своим  врагом, словно, горели внутри своей груди:- Скоро! Скоро дойдём! Немного осталось…  -Вперёд!
…Под прикрытием орудийного огня,  политрук переправлял солдат на другой берег. По реке  Одеру шёл ледоход. Но  в  узких местах реки  ещё стоял лёд и каналы тоже были покрыты льдом  и по нему можно было перейти и перетащить лёгкие орудия.  Но тяжёлые танки лёд не выдержит. Для них наводили мост… Но ждать не было времени: начинался рассвет. Спустили лодки на воду. Танки грузили на специальные плоты-понтоны.  Стояла кромешная мгла. Лодки оттолкнули от берега, плыли осторожно, стараясь не стучать вёслами, но предательские льдины попадали под вёсла и солдаты задевали их, отгоняя от лодок… Немцы осветили их ракетами и открыли огонь. Часть лодок потопили. Но несколько лодок доплыли. Задачей высадки было: уничтожить вражеский дот, мешавший переправе.
    Политрук  встречал другие лодки, сумевшие переправиться…Как только гвардейцы высадились на берег, стали обходить  и окружать дот с двух сторон. Одна группа воинов успешно справилась с задачей и уничтожила дот, забросав его гранатами. И тут  перед взором  капитана неожиданно сверкнула вспышка, раздался  оглушительный взрыв и под ногами разверзлась земля. И Павла вместе с солдатом засыпало этой землёй. Капитан потерял сознание. А  у ординарца оторвало ногу… Так они и лежали в глубокой яме, похороненные заживо и засыпанной сверху чужой землёй.
     Сколько прошло времени, никто не знал.  Но когда бой за дот прекратился, переправа продолжалась. А когда наступило небольшое затишье по берегу реки пошли санитары со своими помощниками, специально обученными санитарными собаками. Мужчины и женщины с повязками на рукавах и знаками красного креста на них. Санитары подходили к павшим на землю воинам и осматривали их, а затем забирали. Когда санитары проходили мимо свежего холмика, одна собака стала нюхать воздух, затем остановилась на этом месте и стала лаять. Другие собаки тоже подбежали  и внезапно стали рыть лапами землю. Санитары повернули, подбежали к ним и сапёрными лопатами стали осторожно и быстро копать в месте, где стояла собака. Пёс не отходил и продолжал рыть землю. И действительно, их  умный помощник не ошибся! Санитары достали  из под завала двух тяжело раненых бойцов, аккуратно положили их на носилки - «волокуши», сделанные из лапника и с помощью собак потащили их в санчасть. Капитан получил сильную контузию: он оглох и из его ушей текла кровь. Мучали головные боли. Вскоре его перевезли  в медсанбат  на лечение.  Со временем у него стали лезть на голове волосы и он снимал их, как шапку, пока не облысел. Но как только он пришёл  в себя и из ушей перестала течь кровь, капитан сбежал из медсанбата и вернулся в строй. Он, как политрук и коммунист не мог себе позволить лежать, когда другие воюют. И самым обидным было, что Берлин возьмут без него!
      Капитан и политрук 2-й гвардейской танковой армии, 1 Белорусского фронта закончил войну победителем. Он брал Берлин, Магдебург и другие города Германии. Форсировал реки: Вислу Одер, воевал на территории Белоруссии ….
      2-я гвардейская танковая армия находилась на территории Германии после окончания войны в составе оккупационных войск со штабом в городе Фюрстенберг.
   21 июня 1946 года капитан Павел Одегов был уволен в запас.

      ( 04.11.2019 г.)
      
 
       .
   


Рецензии