Невидимая рука рынка у Смита есть нравственный дух
II.
"Так как добродетельные поступки до такой степени выгодны, а порочные до такой степени вредны, то соображение о подобных последствиях придает одним особенную прелесть и достоинство, а другим особенное безобразие и неприличие." (А. Смит «теория нравственных чувств»)
Цитаты из Гегеля и Смита:
К СНЯТИЮ ЛИБЕРАЛИЗМА. ЧТО ТАКОЕ "НИВИДИМАЯ РУКА".
Георг Гегель об индивидуальных страстях и ХИТРОСТИ РАЗУМА:
«Итак, частный интерес страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего, потому что всеобщее является результатом частных и определенных интересов и их отрицания.»; «Можно назвать ХИТРОСТЬЮ РАЗУМА то, что он заставляет действовать для себя страсти…» «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способностей и притом таким образом, что побудительными мотивами в этой драме являются лишь эти потребности, страсти, интересы и лишь они играют главную роль. Конечно там можно найти и общие цели, желание добра, благородную любовь к отечеству; но эти добродетели и это всеобщее играют ничтожную роль в отношении к миру и к тому, что в нем творится. Конечно мы можем найти в самих этих субъектах и в сферах их деятельности осуществление определений разума, но число их ничтожно по сравнению с массой рода человеческого, да и добродетели их сравнительно не очень распространены. Наоборот, страсти, своекорыстные цели, удовлетворение эгоизма имеют наибольшую силу...»; «Итак, мы утверждаем, что вообще ничто не осуществлялось без интереса тех, которые участвовали своей деятельностью, и так как мы называем интерес страстью…»; «…мы должны вообще сказать, что ничто великое в мире не совершалось без страсти.»; «…они [cтрасти] разыгрываются и осуществляют свои цели сообразно своему естественному определению и создают человеческое общество, в котором они дают праву и порядку власть над собой. Далее, из вышеуказанного соотношения вытекает, что во всемирной истории благодаря действиям людей вообще получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают; они добиваются удовлетворения своих ИНТЕРЕСОВ, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения.» (Г. Гегель «Философия Истории»)
Адам Смит о невидимой руке:
«Разумеется, обычно он [предприниматель] не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Предпочитая оказывать поддержку отечественному производству, а не иностранному, он имеет ввиду лишь собственный ИНТЕРЕС, и осуществляя это производство таким образом, что бы его продукт обладал максимальной стоимостью, он преследует лишь свою собственную выгоду, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения. Преследуя свои собственные ИНТЕРЕСЫ, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это.» (А. Смит «О причинах богатства народов» Книга IV гл. II.);
Из теории нравственных чувств Смита:
«Какую бы степень эгоизма мы ни предположили в человеке, природе его, очевидно, свойственно участие к тому, что случается с другими, участие, вследствие которого счастье их необходимо для него, даже если бы оно состояло только в удовольствии быть его свидетелем.»; «Из всего сказанного нами следует, что выражать свое сочувствие другим и забывать самого себя, ограничивать насколько возможно личный эгоизм и отдаваться снисходительной симпатии к другим представляет высшую степень нравственного совершенства, на какую только способна человеческая природа. Только таким путем мы можем достигнуть того ГОСПОДСТВА СОГЛАСИЯ В ЧУВСТВОВАНИЯХ ЛЮДЕЙ, при котором СТРАСТИ наши оказываются законными и приносят нам счастье.» (А. Смит «Теория нравственных чувств»)
___________________________________________
Вопрос: что такое "невидимая рука" по Смиту? Ответ: "невидимая рука" есть нравственных дух внутри общества. Сам Смит писал, что часто эгоистический интерес наносит вред обществу, стало быть надлежит различать индивидуальные интересы и индивидов по уровню нравственного сознания. Интерес наиболее нравственных индивидов у Смита также как и у Гегеля служит Общему интересу и общей цели. И наоборот,- безнравственные индивиды не имеют высоких, сильных страстей и потому преследуя свои ничтожные цели плохо и мало способствуют "ГОСПОДСТВУ СОГЛАСИЯ В ЧУВСТВОВАНИЯХ ЛЮДЕЙ".
Свидетельство о публикации №221072300979