3. 1 Новый Амалек

ГИКСОСЫ-1.

Утверждают, будто целью исторического исследования является описание того, что происходило в прошлом. Но вот, например, что происходило в Древнем Египте по сей день остается предметом споров, несмотря на значительное историческое наследие той эпохи. Хотя мой читатель, скорее всего, прочтет, как одна династия фараонов сменяла другую и даже узнает о годах правления этих династий, и решит, что вот, мол, более-менее всё ясно, на самом деле, ничего не ясно даже приблизительно.

Жил во времена египетских царей династии Птолемеев, начало которым положил Александр Великий, не то во времена Птолемея I Сотера, не то Птолемея II Филадельфа, а по некоторым сведениям, возможно, даже во времена Птолемея III Евергета некий Манефон, написавший трехтомную историю Египта «Египтику». Написал он историю своей родины для великого царя Александра и потому на чистейшем греческом языке.

К счастью ли или сожалению сей труд сохранился до наших дней только в цитатах других авторов. И тем не менее большинство египтологов мира опираются на «Историю Египта» Манефона, как на истину в последней инстанции.

Видный английский египтолог сэр Уильям Флиндерс Петри (Sir William Matthew Flinders Petrie, 1853 – 1942) писал о труде Манефона:

«Это произведение являлось в его оригинальной форме в высшей степени авторитетным. Составленное при деятельном покровителе учености – Птолемее Филадельфосе (Птолемей II Филадельф – ЯЗ.) – и вполне возможно для большой библиотеки, которую он создавал, и написанное египетским жрецом, который знал, как использовать все дошедшие до его дней документы, оно имеет сильнейшие внешние притязания на доверие. Мы знаем даже из фрагментов, доставшихся нашему времени, какими основательными и систематическими были египетские записи: хроника всех лет и правлений первых пяти династий не имеет себе равных ни в какой стране…. та же самая склонность к точному исчислению сохранялась и в позднейшие времена. Именно тогда были созданы копии тех работ, на которые мог ссылаться Манефон при составлении своей истории для греческого мира».

Манефон разделил египетскую историю на 3 значительных временных периода: древнее царство, среднее царство и новое царство. И в каждом периоде, по мнению Манефона, правили Египтом по 10 династий фараонов. Красиво, но сомнительно (1).

А между царствами случились в Египте времена смут, хаоса и анархии. Если первый междинастический период был вызван внутриэкономическими причинами, то второй захватом Египта некими гиксосами. Эти гиксосы оккупировали Египет всерьез и надолго. Вожди присваивают себе титул фараонов. А столицей делают крепость Аварис, расположенную на востоке дельты Нила.

«Был у нас царь по имени Тимаос (Тетмос). В его царствие бог, неведомо мне почему, прогневался, и нежданно из восточных стран люди поганого племени, дерзкие, напали на страну и без сражений легко овладели ею. И властителей её покорив, они безжалостно предали города огню и святилища богов разрушили. А с жителями поступали бесчеловечно жестоко – одних убивали, а детей и жён других уводили в рабство. Наконец, и царём они сделали одного из своих, имя его Салитис. Он обосновался в Мемфисе, Верхнюю и Нижнюю земли обложил данью и разместил вооруженные отряды в наиболее подходящих местах. В особенности он позаботился о безопасности восточных земель, предвидя возможность вторжения ассирийцев в его царство. Найдя в Сетроитском номе на востоке от реки Бубастит весьма удобно расположенный город, который по древнему религиозному сказанию назывался Аварис, он отстроил его, укрепил неприступной стеной и разместил в нем многочисленный отряд, состоявший из двухсот сорока тысяч воинов. Он отправлялся туда летом, чтобы доставлять продовольствие и денежное содержание и приучать войско к постоянной бдительности ввиду опасности нападения соседей. Он умер, царствовав девятнадцать лет… Все их племя называлось Гиксос, то есть "цари-пастухи", потому что "ГИК" на священном языке означает "царь", а "СОС" – "пастух" и "пастухи" в просторечном языке. Если же составить их вместе, получается "ГИКСОС"…. Эти вышеназванные цари из так называемых пастухов, а также их преемники властвовали над Египтом пятьсот одиннадцать лет» (Это цитата из эпохального труда Манефона в передаче Иосифа Флавия «О древности еврейского народа»).

Кто такие эти гиксосы и откуда они взялись?

Ответить на этот вопрос однозначно по сей день невозможно. Мы рассмотрим только самые расхожие исторические версии.

Начнем с той, которую придумал Манефон. Суть очень проста. Гиксосы – это никто иные как евреи. И нужно отметить, что и по сей день такое представление о гиксосах очень популярно в определенных ученых кругах.

Вот здравствует и поныне Александр Аркадьевич Немировский русский историк, специалист по древнему Ближнему Востоку. Он автор статьи о гиксосах для Большой российской энциклопедии 2004 года. В ней Немировский утверждает, что Йосеф бен Маттитьягу из рода коэнов, более известный как историк Иосиф Флавий, вслед за Манефоном считал гиксосов вот теми евреями, что вышли из Египта. 

«Античная и раннехристианская историч. традиции приурочивают переселение ветхозаветных патриархов Иакова и Иосифа в Египет к эпохе правления Гиксосов. Традиция, впервые зафиксированная у Иосифа Флавия, отождествляет Г., упоминаемых у Манефона, с предками евреев» (А.А. Немировский БРЭ «Гиксосы»).

И действительно подобное представление может сложиться при поверхностном чтении «О древности еврейского народа» Иосифа Флавия и абсолютном незнании еврейской традиции. Однозначно, что гиксосы это евреи, в тексте Флавия нигде не сказано. И само слово гиксос он фактически употребил только один раз.

Мало того о самом Манефоне и его труде он был не очень высокого мнения, неоднократно показывая Манефона лжецом на основании его исторического текста (2).

Издревле в египетском пантеоне богов присутствовал бог Сет. Сет был богом пустыни и ассоциируется с бурями и грозами. Его считают богом насилия, хаоса и разрухи. Злым богом, олицетворяющим гнев, насилие и убийство. Его символ – огненно-рыжий осел. Греческий, эпохи римской империи, общественный деятель и мыслитель Местрий Плутарх писал:

«В определенное время, в праздники, египтяне, глумясь, унижают и оскорбляют рыжих людей, а жители Копта, например, валят с ног осла, потому что Тифон (соответствует древнеегипетскому Сету – ЯЗ.) был рыжий и это – ослиный цвет…. считается, что из-за сходства с Тифоном осел – животное нечистое и колдовское, и египтяне, приготовляя в месяцы Пауни и Фаофи к празднику жертвенные лепешки, вылепляют на них изображение связанного осла.... А то, что выпадает, как говорилось выше, на долю осла, это египтяне объясняют сходством его с Тифоном в глупости и упрямстве не меньше, чем сходством в цвете… Те же, кто рассказывает, что Тифон после сражения семь дней спасался бегством на осле, спасся и стал отцом Иерусалима и Иудея, те совершенно очевидно и явно притягивают к мифу иудейскую традицию». (Плутарх. Об Исиде и Осирисе).

Вот этого Сета гиксосы, захватившие Египет, делают своим главным божеством, а осла, как его символ, почитают за священное животное.

Прямой потомок Аарона Иосиф Флавий из священнического рода и очень хорошо знает и разбирается в Священном Писании. А, согласно Торе, осел – нечистое животное. И потому я никогда не поверю, что Флавий считал гиксосов евреями. Разве что евреи – это перевоспитавшиеся гиксосы, в конце концов, покончившие с рыжими ослами.

Наиболее популярный вариант (Манефон): гиксосы напали на Египет, захватили часть Египта (Нижний Египет) и сотню или полторы сотни лет грабили Египет, издевались над несчастными египтянами, пока Верхний Египет, набравшись сил, не выгнал гиксосов восвояси. Куда? Да в Палестину. А вернувшись домой гиксосы решили построить город Иерусалим. Вот это изгнание гиксосов отражено в Библии, как исход евреев из Египта.

Но вот беда: в Библии не сказано, что евреи напали и захватили Египет. И потому египтолог из Канады Дональд Брюс Рэдфорд (Donald Bruce Redford) продвигал собственную выдумку, что гиксосы постепенно расселились в дельте Нила. Затем, когда их собралось достаточное количество, совершили переворот и избрали своего фараона (XV и XVI династии по Манефону). А потом были изгнаны.

Манефон был ярым антисемитом. Кто был виноват во всех бедах, случившихся с Египтом в конце Среднего царства? Ясное дело – только евреи. И потому гиксосы не могли быть кем-то еще (3).

Другая интересная версия о гиксосах принадлежит российскому эмигранту еврейского происхождения, выпускнику Московского университета, израильскому и американскому врачу и психоаналитику Иммануилу Великовскому.

Но об этом я расскажу в следующий раз.


(1) Фрагменты из Истории Египта Манефона сохранились в трудах известных христианских деятелей, пытавшихся написать свою историю мира. Интересно то, что Манефон в пересказе, скажем, Секста Юлия Африкана не очень напоминает Манефона в пересказе историка церкви Евсевия Кесарийского.

(2) «Начало клевете против нас положили египтяне. Некоторые историки им в угоду стали искажать истину, не признавая того, как оказались в Египте наши предки, и не говоря правды об их исходе оттуда. У них было множество причин ненавидеть нас и завидовать нам. Прежде всего то обстоятельство, что наши предки правили в их стране, а переселившись от них в свою землю, и там жили счастливо; затем совершенно иное представление о божественном вселило в них величайшую ненависть, потому что наше благочестие настолько отлично от так называемого у них, насколько сущность Бога отлична от природы бессловесных тварей. Объединяет их древний обычай почитать богами животных, а в воздавании им почестей между собою разнятся эти легкомысленные и неразумные люди, изначально имеющие о богах неверное представление. Они не захотели перенять наше благочестивое понятие о божестве, а видя, что многие подражают нам, прониклись к нам злобой. Некоторые из них впали в такое неразумие и бессовестность, что не только не постеснялись говорить прямо противоположное имеющимся у них древним письменным свидетельствам, но в своем ослеплении даже не заметили, что стали противоречить самим себе» (Иосиф Флавий «О древности еврейского народа»).

(3) Выдающийся французский лингвист с мировым именем Эмиль Бенвенист (Еmile Benveniste) показал, что слово "sus", в греческом языке читается как "sos", означает "свинья домашняя". С лёгкой руки Манефона, писавшего по-гречески, закрепилось наименование "гик сос", которое означает буквально "царь свиней". Манефон, с детских лет знавший прозвище азиатов – семитов "аму", заменив его на "сос", привнёс этим (на националистической почве) традиционную египетскую ненависть к азиатам. (Цитата по Пайков Валерий Лазаревич: За обещанной землёй. Гиксосы)

Продолжение http://proza.ru/2021/08/02/1417


Рецензии
\Гиксосы – это никто иные как евреи\ никогда бы не подумал.
Очень уж название - ПОГАНОЕ.
Какие-то - Гикающие Сосы...

Пётр Билык   19.08.2021 08:36     Заявить о нарушении
Не поверишь, но на самом деле гиксосами считают себя армяне.
Об этом и моя работа. Еще пару глав планирую. Времени нет.

Яков Задонский   19.08.2021 16:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.