Лубок, имеющий место быть

Не знаю, как вы, а я очень люблю смотреть в театре Островского и фильмы наши гениальные по нему. Островского и сегодня ставят много как в столицах, так и в провинции. Актуален.

Решив разрешить загадку притягательности для театралов и театральных критиков нашего «Ангажемента», я выбрала первым делом пойти на пьесу Островского «Не всё коту масленица».

Само собой, купил достойный ансамбль: Владимир Орел как режиссер и Алексей Паненков в качестве сценографа. Из актеров Ангажемента на сегодня я знаю немногих, вот буду знакомиться и полюблять.

Прежде всего об атмосфере самого театра: публика кардинально отличалась от той, что была на премьере «Утиной охоты». В этот раз было такое ощущение, что я попала на дружескую вечеринку: входящие перекидывались веселым репликами с администрирующими, будто родственники, некоторое время не видевшиеся. Разговоры неслись по всему периметру житейские, простые, добродушные. Полное ощущение попадания… в деревню или на ярмарку чисто вместе семачки полузгать да фильму, ой, то есть потешный петрушечно-лубковый спектакль посмотреть.

И на сцене уже развешаны и разложены самотканые разноцветные коврики-кружочки, да половики-дорожки, да по полу набросаны тряпицы, будто оставшиеся после ткачества лоскуты. Фон – деревянная стена с парой лесенок и подиумом-длинным крыльцом да старинное матовое зеркало, да несколько добротных табуреточек (так и тянет сказать тубареток – по-тюменски, диалектно)))). Как всегда, у Паненкова нет ничего в декорациях неоправданного, лишнего-нефункционального и не стильного. Особо хорош вертикально висящий половик, смещающий пространственные акценты. Ну и музыка – всё гармоники. Ну и одежды – провинциально-купеческие да крестьянские – ни то подмосковье, ни то Тюмень середины позапрошлого века…

И хоть и весело гремят ведра за сценой, за которые спотыкается перед выходом смешная служанка Маланья (Татьяна Пшеничникова. Моя мама говорит «че ж у неё слов-то мало было», так уморительной мимики зато сколько!), и хоть отличен ход световика, когда на подобающей реплике включается свет в зале, как акцентировал Островский, в пьесах его во главе угла актерская игра. И великолепное хлесткое слово автора, - добавила б я.

Пока не могу особо похвалить молодых, хотя Николай Давыдов, игравший Ипполита, отлично гнулся, подставляя нож к горлу и сыграл убедительнейше отчаяние в сцене «дайте мне нож». Игорь Кудрявцев был необыкновенно ярок в роли Ермила Зотыча. Особенно когда пародировал косноязычие наших российских чиновников и робел, когда остался наедине с Агнией (Наталья Караганова). Ксенья Кудрявцева в роли мудрой и заботливой матери Дарьи Федосеевны также на своем месте, душевна и тепла. Хотя вот роли и матери и дочери как-то немного статичны и сглаженны, хочется остринки в них, размаха русского, что ли. Может, даже слегка форсу какого-то мещанского, харАктерности поярче. Ведь каждый образ у Островского необычайно харАктерен!

И вот из-за избытка скромного реализма в ролях всех перечисленных фарсовая, необычайно лубочная роль Надежды Емельяновой (Феона), как и её смешнючий наряд, затмили игру всех прочих. Мне даже поначалу почудилось, что играет мужчина переодетый – уж так было смешно и залихватски! Сравнить-то даже не знаю, с кем из наших российских звезд. Разве что с Калягиным в «Здравствуйте, я ваша тетя», только на современный лад (ибо танцевальные движения Феоны были шедеврально под звезд российской эстрады). Ну и опять же тюменские диалектные словечки, что она необыкновенно уместно вкрапляла в ткань слова Островского, и когда зеркало вдруг не захотело вертикально держаться – именно она обыграла словами этот сценический ляп… ох, отменная импровизация и шикарный кураж!

Моралите Островского о том, что деньги не всегда правят балом, – это актуальность. Можно даже сказать, геройство. Ох, в наше время запросто и маман, и дочь выбрали б папика лет под 60. Ну а подвиг юной девы, сумевшей из робкого нерешительного вьюноши сделать умеющего взять свое честно заработанное у нечестного работодателя – прям плюсик в зачеточку. Побольше б таких девиц и в наши времена. Хотя, думаю, в Тюмени таких имеется – хватка у наших хозяюшек решительная.

И – да, теплота и органичность какая-то диалога со зрительным залом. Домашнесть, уют…это всё витает в атмосфере «Ангажемента». Я привыкла к ТБДТ, люблю, когда возвышается актер над зрителем, когда дистанция и легкий холодок откровений… но, думаю, со временем полюблю и атмосферу «Ангажемента», надо только суметь настроиться – перенастроиться… скоро иду на ещё пару спектаклей. Отпишусь, как мне там…


Рецензии