Ведуны. Шанс на возрождение. Часть 28
Закончив подметать избу погибшего воина, Надежда направилась на поляну, находящуюся недалеко от деревни. На ней уже были уложены пологи из берёзовых бревен в виде прямоугольников, которые будут служить основанием будущего погребального костра. Между древесными слоями была уложена солома, береста, сухие ветки и все то, что поможет костру быстро набрать силу и разгореться.
К моменту прихода Надежды, тела переложили с настилов в ладьи, которые можно сравнить с идеально пошитым костюм, ни единого сантиметра лишнего места по краям не оставалось.
- Иначе, в свободное пространство Душа может забрать кого-то ещё из живых. Ладью делают строго по размерам для каждого человека индивидуально, - шепнула бабушка Мирка Надежде на ухо, словно читая ее мысли и уже для всех громко пояснила:
- Это Крода - погребальный костёр, сила священных деревьев передается погибшему, наполняя его Душу, необходимой для перехода, энергией. Огонь усиливает ее и очищает, поэтому усопший быстро и легко попадет К-Роду.
Все присутствующие отметили искусную резьбу по дереву, которая украшала ладью всеми возможными узорами, завитушками и символами. У изголовья и в ногах, края переходили в закругленные возвышения, заканчивающиеся, с одной стороны головой змея, а с другой его закрученным хвостом.
- Высота Кроды - 1 сажень, это около 213 ваших сантиментов, - продолжила бабушка Мирка, видя заинтересованные глаза слушателей, явно желающих узнать больше. - Ширина и длина зависит от роста и размеров усопшего, но от каждого края до тела должен быть отступ в 1 аршин, примерно 71 сантиметр. Все бревна обливаются горячим растительным маслом. Крода должна быть красивой, аккуратно уложенной и праздничной. Летом ее украшают зелёными веточками деревьев, а зимой - хвойными. Именно они дают дым. Для нас всех это праздник, ибо душа переходит из одного мира в другой, а мы радуемся за нее, точно также, как и тогда, когда она приходила сюда в момент рождения.
- А зачем ладья? - поинтересовалась Александра Антоновна.
- Это двойная Крода. Обычных людей провожают либо в ладье, либо на Кроде и только для воинов делают и то, и другое, чтобы подчеркнуть их важность, значимость, отдать им дань уважения и почестей за их заслуги.
- А как же все эти ужасы о том, что жену сжигали вместе с мужем заживо? - вклинилась в рассказ Нюрка.
- Некоторые души, однажды обретя друг друга в земной жизни, не готовы расставаться, заведомо зная, что ни с кем другим они счастья не построят, поэтому женщина может принять такое решение об уходе вместе с мужем, дабы одновременно переродиться уже в следующей жизни. Это ее личное решение, которое возможно только при отсутствии маленьких детей, нуждающихся в заботе и воспитании. Иначе, ей никто не позволит этого сделать.
- Но это же адские мучения - гореть заживо... - брезгливо добавила Надежда.
- Поэтому за несколько дней до этого, она проходит определенные обряды очищения и подготовки, доделывает все свои дела, прощается с родственниками. Перед самой Кродой ей дают специальный напиток, после принятия которого она крепко засыпает, можно сказать впадает в летаргический сон, из которого уже никогда не выйдет. Поэтому не испытывает никаких болевых ощущений, не просыпается, не кричит и не вопит от боли. Все очень цивилизованно.
- У христиан покойников хоронят ногами на восток, чтобы они видели восход солнца, а самоубийц - на запад, видимо в наказание... А здесь, могу ошибаться, но кажется совсем иначе, - уточнила Ирина Анатольевна, мать Нюрки.
- Все верно, Крода располагается головой на север. С южной стороны подставляется лестница, чтобы внести тело усопшего. По ней же, родственники поднимаются, чтобы попрощаться, а с северной стороны полога - сходят. Когда мало места, то поднимаются и спускаются по одной и той же лестнице, но поднявшись на полог, обходят умершего с восточной стороны и возвращаются к лестнице с западной. Потом лестницу также сжигают.
- А прощаются как-то по особенному? - заинтересованно спросила Нюрка.
- Прощаясь, все целуют усопшего в чело, таким образом отдают ему часть своей энергии, необходимой для перехода, говорят ему последние слова, напутствия, то что на душе лежит.
- Хм, а помнишь когда хоронили деда, ему на лоб положили черную ленточку с крестом и все целовали его через нее? - задумчиво спросила Надежда маму.
- И очень зря, - расстроенно ответила бабушка Мирка вместо Александры Антоновны, - потому что самому деду ни капли энергии не досталось, она ушла в другом направлении... - покачала головой соседка, подчёркивая свое возмущение. - Казалось бы, пустяк, а суть действий совсем иная... Да и такого "чудесного" венца "удостаиваются" только "избранные"...
На пару минут воцарилось молчание. Каждый обдумывал полученную информацию.
- Почему вы говорите чело, а не лоб? - спустя некоторое время, подметила Александра Антоновна.
- Потому что только безграмотные говорят на чело - лоб. Это же два разных понятия! "Лоб" - это мера, равная 7 пядям, отсюда и пословица «Семь пядей во лбу». Пядь равна примерно 17 сантиметрам, а во лбу семь пядей, то есть 124 сантиметра. Обычно, ребенок достигает такого роста к двенадцати летам. Если мы говорим о части тела, то лоб – это макушка, самая верхняя часть головы, поэтому глашатай возвещал на ЛОБном месте, на возвышении. А то, что сейчас по ошибке называют лоб, на самом деле - "чело". Именно "челом бьют, а не лобом". У многих славянских народов до сих пор осталось слово чело в обиходе. И это абсолютно правильно.
- Сколько нового, в казалось бы обычных, знакомых с детства вещах... - задумчиво пробормотала Ирина Анатольевна.
- Вроде бы мелочь, ерунда, но смысл уже другой. А если сложить все "мелочи" в одну корзину, получится не так уж и мало, верно?.. - с серьезным лицом подытожила бабушка Мирка, наводя на очередные переосмысления.
Продолжение следует...
Автор: Наталия Ковальска
Свидетельство о публикации №221072400487