Царевна-Лягушка. Сказка в стихах

Кабы не было на Руси сказочников, так и некому было бы сказку сказывать.
И чтобы сказки они знали вживую, а не из справочников. Тогда и уважение им будут выказывать.
.
Эпизод первый.
.
Рассказчик.
В неком царстве правил царь,
Стороны той государь.
Захотел вопрос с женитьбой
Он решить, как было встарь.
.
Мысль эта в нем свербит
И обычай так велит
Поженить сынов немедля,
Хоть бы это им претит.
.
Раз, казалось, не всерьёз
Поднял он такой вопрос,
Чтобы взяли в руки луки,
Стрелы выпустить вразброс.
.
Царь.
Я надумал вас женить,
Значит так тому и быть,
Чтоб династию продолжить,
Век спокойно свой дожить.
.
Мне нужна опора трона,
Чтоб державу и корону
Передать кому мне было,
Тут семья как оборона.
.
Без наследия уже
Я как будто в неглиже,
А не то всех развлечений
Только яйца Фаберже.
.
Вместо этой дребедени
Я б спустился на колени,
И с внучатами играя,
Отдохнул от праздной лени.
.
Тут нужон такой из вас,
Кто женившись сей же час
Мне жену свою представит -
Можно в профиль, можно в фас
.
Рассказчик.
Повелел пред грозны очи,
Прочитав три раза отче,
Оных где-нибудь сыскать
И управиться до ночи.
.
Делать нечего, оне,
Покорившися судьбе,
Помоляся, вышли в поле,
Взявши в руки по стреле.
.
Эпизод второй.
.
Рассказчик.
Старший выпустил стрелу,
Вознеся святым хвалу,
Траекторией замыслив,
Из боярских взять жену.
.
Из расчёта на успех,
Что вообще-то и не грех,
Целил тщательно и долго,
Ведь вслепую это ж смех.
.
А у среднего стрела,
В небе сделав круга два,
На купечий двор упала,
Там жену и взял тогда.
.
Слабость он имел и страсть
И легко мог в зависть впасть,
Где достаток, да получше
Где финансовая часть.
.
Третьим младший был Иван,
За стрелой полез в колчан,
Уважения к процессу
Не сыскать в нём ни на гран.
.
Он, доверившись судьбе,
Стрел успешных видя две,
Из троих братьёв считался
Самым лучшим по стрельбе.
.
И по-русски на авось,
Облака пробив насквозь,
Туго выстрелил из лука,
Да вот тут не задалось.
.
Иван.
Улетела в небеса,
Мне идти за ней в леса,
Только мысль и согревает,
Что в лесах у нас краса.
.
Рассказчик.
Стала сказка тут длинней,
Как Иван средь камышей
Увидал, сидит лягушка
И стрела его при ней.
.
Иван.
Дай-ка мне стрелу обратно,
(Молвил голосом приятным)
У меня, по правде, планы
Стать женатым и богатым.
.
А с тобой какой мне прок,
Я бы даже за оброк
Жизнь такую не осилил,
Ведь не жизнь это, а срок.
.
Царевна-Лягушка.
Ты возьми меня с собой,
Стану я твоей женой,
Ты не думай, я управлюсь,
Обеспечу твой покой.
.
Иван.
Как же я тебя возьму?
Ты в пруду, а я пойду!
Я прилюдно извиняюсь
За такую чехарду.
.
Царевна-Лягушка.
Нет души здесь ни одной
Разве только водяной,
Так и он на оба глаза
Лет уж сто как стал кривой.
.
Водяной.
Я кривой, да не глухой
И болот слыву грозой
Так меня если обидеть,
В омут брошу головой.
.
Может я, конечно, слеп
И на вид весьма свиреп,
Но в душе большой романтик
И к тебе мой пыл окреп.
.
Иван.
Ты смотри, каков жених,
И рука как две моих!
За такого кандидата
Тех, как я, дают троих.
.
Царевна-Лягушка.
У меня простой мотив,
Я не вижу перспектив.
У него же в Домострое
Куча всяких директив.
.
Что должна и сколько раз,
Не хочу, так сразу в глаз.
Вопиющего в болоте
Не спасёт и громкий глас!
.
Он ведь кроме спать и есть,
Чем уже мне надоесть,
Также может чАса на три
В лопухи ещё засесть.
.
Говорит, что созерцает,
Тьфу ты господи, кто знает,
Может, он с какой русалкой
В игры разные играет.
.
Словом, этот элемент
Позабудет всё в момент,
Что женат, тогда без тОлку
(Станет тут же бесполезным)
Брачный мой дивертисмент.
.
Буду я твоей супругой -
Днём женой, в ночи подругой.
Волю батюшки исполнишь,
Обернув своей заслугой.
.
Рассказчик.
Получалось так и так,
Что попал Иван впросак,
И такого приключенья
Не желал бы даже враг.
.
И кляня судьбу и плача,
Что постигла неудача,
Взял за пазуху и, пряча,
В дом побрёл, а как иначе?
.
Так вот именно отсель
И пошла вся канитель,
У Ивана начиналась
В его жизни карусель.
.
Эпизод третий.
.
Рассказчик.
Братья взад все воротясь,
Два – гордясь, один – стыдясь,
Шумных три сыграли свадьбы,
По семье обзаводясь.
.
Царь хотя и был хитёр,
На язык ещё остёр,
В этот раз он только хмыкнул,
Разложив свой солитёр.
.
В нём играла мысль одна:
Жены всё ж теперь родня,
Каковы ему достались
Снохи, проще говоря.
.
Тут задание б им дать,
Сыновей позвал сказать,
На уменья и таланты
Как надумал проверять.
.
Царь.
Завтра с каждого приму
Я по хлебу одному,
Исхитрятся ли придумать
Каравай испечь к утру?
.
Тут важнейший интерес –
С наущением аль без
Как которая освоит
Для питания процесс?
.
Рассказчик.
Разошлись, один Иван
Стал ни бледен, ни румян,
Он домой побрёл угрюмый
И, шатаясь, словно пьян.
.
Царевна-Лягушка.
Что случилось, почему
Ты не весел, не пойму?
Иль супружество не в радость,
Или чин не по уму?
.
Иван.
Дал отец такой приказ,
Чтоб исполнили заказ,
Каравай испечь на завтра,
Хоть какой, хоть без прикрас.
.
Так вот этот каравай
Расшибись, а подавай!
Без него хоть в петлю прыгай,
Без него ни в ад, ни в рай!
.
Царевна-Лягушка.
Воду ты, Иван, не лей,
А ложись-ка поскорей,
Утро вечера мудрёней
Или, может, мудреней.
.
Словом, завтра по утру
Каравай тебе спеку,
Технология известна,
Дай-ка только мне муку.
.
Рассказчик.
Хоть она и с два перста,
Весит граммов меньше ста,
Василисою Премудрой
Обернулась неспроста.
.
Ведь она Кощея дочь,
Колдовство чтоб превозмочь,
Ей в Царевну превратиться
Можно только лишь на ночь.
.
Что ж, Кощей, конечно, крут,
Может, правда, может, врут,
Кто ему бросает вызов,
В основном чего-то мрут.
.
Хоть и сам её взрастил,
Да в лягушку превратил,
Ревновал к её талантам,
Чары в общем наложил.
.
Ну так вот теперь она
Жить такой принуждена,
Хоть оно не катастрофа,
Видно, вся возмущена.
.
Что ж теперь она на диво,
Раз рукой взмахнув игриво,
Тесто быстро замесила,
И съедобно, и красиво.
.
Славный вышел каравай –
Хошь, на праздник подавай!
За такое угощенье
Хоть полцарства отдавай!
.
А Иван, поднявшись рано,
Сон к нему не шёл упрямо,
Видит яство от какого,
Отказаться было б странно.
.
Словом, выполнен заказ.
Что сказать, не льётся сказ,
Онемел от восхищенья,
Вкуса чувствуя экстаз.
.
Собрался в один присест,
Царь, поди, один не съест,
Ну а если всё же сдюжит,
В пору выставить протест.
.
Во дворец придя, притих,
Братья тут, он встал при них.
Царь сидит себе на троне,
Хлебы пробует других.
.
Старший хлеб ему несёт,
Царь на блюдо хлеб кладёт,
Отломил кусок, а видно,
Целиком он в рот нейдёт.
.
Царь.
Весь сырой и кособокий,
Не поднялся, невысокий.
Есть такой нельзя, стесняюсь,
Ты не видишь он убогий?
.
Отнеси-ка вон туды –
Псам и людям для нужды
(Прочь велел его нести)
Хоть кому, а пригодится,
Пусть едят, коль не горды.
.
Рассказчик.
Хлеб от среднего спросил,
Надломил и посолил,
Заходил и так, и этак,
Съесть не смог, лишь надкусил.
.
Царь.
Этим хлебом, если строго,
Только дальняя дорога
Пред тобой, а ты не хочешь
Прогневить напрасно бога.
.
Будешь есть, жевать, тянуть,
Коротать неблизкий путь,
Всё ж еда, хотя, по правде,
Лень и руку протянуть.
.
Рассказчик.
Тут настал черёд Ивана,
Тот идёт не очень рьяно,
Потому как у любого
Царь смогёт найти изъяны.
.
Тот на пробу хлеб берёт,
Осторожно в рот кладёт,
Искоса прищур состроил,
И неспешно так жуёт.
.
Царь.
А вот этот очень даже –
Не сырой, не пачкан в саже.
Без меня такой бы съели,
Я б расстроился пропаже.
.
Так и ел бы хоть весь день,
Руку мне тянуть не лень.
(Так увлёкся, не заметил
Что корона набекрень).
.
Хлеб для нас важнейший злак
И торговли нашей флаг,
Так что справиться со злаком
Быть для нас должон пустяк!
.
Тут важнейший интерес,
Часто, может, даже стресс,
Вдруг посол какой прибудет
С поручением иль без.
.
Нам тогда его встречать,
Хлебом-солью привечать,
Чтобы с ноты позитива
Дипломатию начать.
.
А какой же позитив,
Если мысли супротив,
И в итоге в диалоге
Будет много корректив.
.
Рассказчик.
Царь, закончив свою речь,
Перед тем как лечь на печь,
Огласил, как между прочим,
А меж тем нельзя небречь.
.
Царь.
Что ж с хлебами вышло толком,
Пусть теперь возьмут иголки,
Я назавтра жду рубахи
Хлопка, льна или из шёлка.
.
Эпизод четвёртый
.
Царь.
Я решил и в этот раз
Жёнам вашим дать приказ,
Кто из них как шьёт проверить,
Стало быть, рубахи с вас.
.
Это, может быть, и стресс
С подготовкой али без
Любопытно, как освоят
Рукоделия процесс.
.
Рассказчик.
Закручинился Иван,
Чувствует, попал в капкан.
Как лягушка исхитрится
Дать ему предмет, что ткан?
.
Царевна-Лягушка.
Что случилось, не пойму?
Дай, мой милый, обниму.
Или хочешь по-иному
Настроенье подниму?
.
А не то хочу спросить –
От печали твоей нить
Где взялась, откуда вьётся,
Чтоб причину победить?
.
Иван.
Дело вот какое тут,
Что Царю за ночь соткут
Порешил, и вот задача –
К завтрему рубахи ждут.
.
Их величество – злодей
Жить не может без затей,
Для потехи вот придумал,
Ну а ты теперь потей.
.
Царевна-Лягушка.
Ты, Иван, теперь не плачь,
То рубаха, не калач,
Тут нехитро всё устроить,
Принеси-ка мне кумач.
.
Рассказчик.
Споро вновь взялась за дело,
Сшила быстро и умело,
Василисой обернувшись,
Кто увидел, обомлел бы.
.
А Иван под утро встав,
Да глаза едва продрав,
Оценил, жены рубаха
Укротит царёвый нрав.
.
Аккуратно взял работу,
Поднести теперь забота,
У Царя в глазах заметить
Одобрения чтоб ноту.
.
Во дворец пошёл, а там,
Как обычно по утрам,
Собрались и ожидают,
Царь рубахи мерит сам.
.
Царь.
(Старший сын поднёс ему)
Сам не видишь, не пойму?
Что-то есть, хотя, по правде,
Сшита вещь не по уму.
.
Я в такой рубахе, может,
Если что-то меня гложет,
Посижу для настроенья,
Только вряд ли мне поможет.
..
Рассказчик.
Сын второй к нему подходит,
Беспокойно носом водит,
Стал хвалить свою рубаху,
Но поддержки не находит.
(Царь же, видно, нос воротит).
.
Царь.
Не рубаха, просто жуть!
Дело вот в чем, проще – суть,
Если в ней на люди выйти,
То побьют, не обессудь.
.
Серо как-то, скучно в ней,
Ощущаешь тягость дней,
Тут не то, что не на праздник,
Сшита и не для буднЕй.
.
Царь.
Странный, видишь ли, покрой
Вышел здесь. И рот закрой,
Возражать слов не давали,
Ты не прячься, ну-ка стой!
.
И устроил тут разнос,
Плохо сшил, зачем принёс,
Не разнос, а так, скандал,
Словом, гневу волю дал.
.
Рассказчик.
Тут настал черёд Ивана,
Гордо он глядит и прямо,
Показать жены работу
Без стыда и без обмана.
.
Царь.
Это что же тут за диво,
Сшито ладно и красиво.
Я, позволь, ее надену,
Полюбуюсь молчаливо.
.
Мысль даю такую вот –
Ты подумай, вдруг проймёт?
Может фабрику откроешь,
Чтоб войска одеть и флот?
.
Соберём тогда парад,
Каждый полк одет в наряд,
Нас давно за униформу
За границею журят.
.
И тогда, само собой,
Станем мы горды страной,
А пока нас в плане моды
Все обходят стороной.
.
Рассказчик.
Сам от гордости раздут,
А глаза так и снуют,
Аж становится тревожно,
Что теперь придумал – ждут.
.
Эпизод пятый.
.
Рассказчик.
Царь на этот раз был весел,
Впрочем, чинно, не чудесил,
Видно, за ночь перед этим
Всё обдумал и всё взвесил.
.
Царь.
Понимаю, сыновья,
Может, строгим был к вам я,
Но для вас же и старался,
Хоть журил, а всё ж любя.
.
И проверить я хотел,
Как, которая из стрел
Дарований и талантов
Собрала ко мне в удел?
.
Дел в семье невпроворот,
Жены ж тыл и ваш оплот,
А без тыла как иначе,
Тыл – опора, а не гнёт.
.
Что ж и честь пора нам знать,
Потому велю созвать
Всех на пир, чтоб на котором
Были все: и люд, и знать.
.
Приглашаю всех на пир
Да такой, что на весь мир,
Чтоб столы от яств ломились –
Мясо, рыба, дичь, гарнир.
.
Быть велю вам там сыны,
Веселиться мы сильны,
И супружниц приглашаю,
Что ж за пир да без жены.
.
Ну а каждая из жён
Пусть из кожи лезет вон,
А предстанет в лучшем виде,
Чтобы я был впечатлён.
.
Рассказчик.
Как услышал то Иван,
Что с женой он тоже зван,
Так опомнился лишь только,
Дома как сев на диван.
.
Царевна-Лягушка.
Ты опять вернулся хмурый,
Не держи меня за дуру,
Не обманывай, я знаю
Твою добрую натуру.
.
Надо вновь испечь и сшить,
Расписать, соткать, свершить?
Не заставлю, ты же знаешь,
Я тебя о том тужить.
.
Так что если Царь опять
Стал заданья раздавать,
Так и мы не лыком шиты,
Не впервой нам выполнять.
.
Иван.
От того я напряжён,
Что на пир с тобой должон
Я явиться, потому как
Каждый там с женой нужон.
.
Чтобы Царь заворожён,
На сыновних глядя жён,
Был, а я от этой мысли
Наповал теперь сражён.
.
Царевна-Лягушка.
Что ж, такой переворот,
Я отвечу без острот,
Дело даже принимает
Очень славный оборот.
.
Ты, супруг мой, не грусти,
Не изволь меня нести,
Я сама туда приеду,
Жди меня часам к шести.
.
Ну а спросят, если там,
Что за грохот, тарарам,
Ты скажи, моя лягушка
В коробчонке едет к нам.
.
Рассказчик.
Что ж, Иван, перекрестясь,
Да в смятенье находясь,
Потому как жён-лягушек
Люд не видел отродясь,
.
Думал было возражать,
Что ему, мол, здесь решать,
Но разумно воздержался
И не стал жене мешать.
(Чтоб скандала избежать)
.
Пусть как хочет так и будет,
Хоть бы в чём, да лишь прибудет,
Потому как всем известно,
Царь приказа на забудет.
.
В экипаже, на санях,
На почтовых голубях
Не впервой ему вот так
Попадать опять впросак.
.
Эпизод шестой
.
Рассказчик.
С тем и прибыл во дворец,
Перед ним сидит отец,
Смотрит зорко на Ивана,
Ест солёный огурец.
.
Царь.
Что ж один, а где жена?
Может, прячется она
Или доктора прислать ей,
Если вдруг она больна?
.
Мы не ровня ей совсем?
Не предложим общих тем?
Ты скажи, мы познакомим
Очень быстро кое с кем.
.
Иван.
Я, признаться, тоже жду,
И живем мы с ней в ладу,
Если велено с женою
Я обычай соблюду.
.
Рассказчик.
Царь его уже не слушал,
Блюдо первое откушал,
Так ведь можно, он же Царь,
Стороны той государь.
.
Вот собрались шумно гости,
Каждый думает о тосте,
Как дойдёт черёд сказать
От души, как есть, без злости.
.
Царь.
Веселись, честной народ,
Видишь пир горой идёт,
Я сегодня сам отчасти
Балагур и сумасброд.
.
Это ж праздник, не пустяк,
Отдыхай и так, и сяк,
Ну а кто не будет весел,
Тот мой личный будет враг.
.
Рассказчик.
И смеются все в округе,
Чуть не лопнут от натуги,
Что ж, Иван, один приехал,
Не видать твоей подруги.
.
Вдруг все слышат – от ворот
Страшный шум и гам идёт,
Всех от страха перед этим,
Кто как есть, под стол кладёт.
.
Иван.
Ой вы люди-господа,
Не бегите кто-куда,
Это, верно, лягушонка
В коробчонке, не беда.
.
Рассказчик.
Вот зашла она в светлицу,
Не лягушка, а девица,
Все глядят на Василису,
Есть чему здесь подивиться.
.
Обомлел тогда Иван,
Все при ней: и ум, и стан,
От такого поворота
Стал Иван как истукан.
.
Иван.
Поразит меня пусть гром,
Это ж я женат на ком?
Или я в каком гипнозе
Не иначе сплю я в нём.
.
Василиса.
Здравствуй, муж ты мой Иван,
Рада видеть, ты румян,
Не признал, поди, лягушку,
Чуешь зрения обман?
.
Ну так вот глаза не лгут,
Кожу спрятала под спуд,
Ну а если есть сомненья
Ущипни меня вот тут.
.
Иван.
Я, признаюсь, поражён,
Красотой твоей сражён,
Я теперь не променял бы
На других тебя сто жён.
.
То есть я и раньше тоже..
(Тут осекся, молвил «боже»,
Потому как фразу эту
Продолжать себе дороже).
.
Василиса.
Ох, Иван, права я, не?
Для тебя краса в цене,
А лягушка, между прочим,
Всё ещё живёт во мне.
.
Иван.
Сядь, душа моя, за стол,
Тут есть всякий разносол,
Справедливо ощущаю
Совесть сделала укол.
.
Рассказчик.
Пир идёт спокойно, чинно,
Кто смеётся беспричинно,
Кто уже упал под стол,
Там и сон хмельной нашёл.
.
Василиса если пьёт,
За рукав остатки льёт,
Ну а если кость осталась,
За другой себе кладёт.
.
А других братьёв супруги,
Те хотя и не подруги,
Но вдвоём следят за ней,
Чуть не лопнут от натуги.
.
Повторяют как она,
Допивают не до дна,
В рукава своих нарядов
Льют остатки от вина.
.
Кости тоже собирают,
В рукава себе кидают,
Видно, могут пригодиться,
Но зачем, того не знают.
.
Царь.
Что сидим, как не родные?
Добрый я, а вот иные
Заставляют танцевать,
Вот и я велю начать.
.
Рассказчик.
Василиса, словно пава,
Выступает величаво,
Вышла гордо в центр зала,
Подмигнув Царю лукаво.
.
Машет правою рукой,
Льётся озеро от той,
А другой – и лебедь там
Уже плещет по волнам.
.
Жены старших, видя то,
Не отстать спешат, оно
Показалось им несложным,
Повторить немудрено.
.
Расплясались они враз,
В танце чувствуя экстаз,
Размахались рукавами –
Брызги, кости – в царский глаз.
.
Рассердился Царь, кричать,
Топать, хлопать, проклинать,
Успокоился немного,
Этих двух велел прогнать.
.
А Иван ошеломлён,
Красотой жены сражён,
Молча, сумрачно взирает,
В думы стал он погружён.
.
Как придёт опять домой,
Там лягушка – дом тюрьмой
Показаться может сразу,
Станешь тут как сам не свой.
.
Царь.
Молодец, Иван, хвалю,
На жену твою смотрю
И скажу, ты постарался,
Я теперь спокойно сплю.
.
И красива, и умна,
Из костей да и из вина
Вон придумала забаву,
Не медяк такой цена.
.
Тут нужна большая прыть,
Чтоб такую изловить,
Без хорошей-то супруги
Долго, Ваня, не прожить.
.
В смысле долго может можно,
Только если осторожно,
Но учти, что жизнь такая
В нервах вся пройдёт и сложно.
.
Береги, не потеряй,
На другую не меняй,
Ну а если потеряешь,
На себя лишь и пеняй.
.
Рассказчик.
Ощутив в словах укор,
На решенья бывши скор,
Изменить судьбу задумал,
Ей пойдя наперекор.
.
Пир Иван тайком покинул
И тихонько так прикинул,
Что, избавившись от кожи,
Он себе тогда поможет.
.
Гнев Ивана обуял,
Лягушачью кожу взял,
Пред соблазном кинуть в печку
Наш герой не устоял.
.
В ту секунду кожу сжёг,
Жаль Ивану невдомёк,
Что не просто так лягушкой
Коротала она срок.
.
Чуть немного погодя,
В окна пристально глядя,
Ждал жену, она, вернувшись,
Начала, в себя придя.
.
Без истерики, без ссоры,
Аргументы выдав споро,
Попрощалась в двух словах,
Молвив только, «что ж» и «ах».
.
Василиса.
Что же сделал ты, зачем,
Провинилась ли я чем?
А теперь наш брак с тобою
Не закончится ничем.
.
Ты, мой муж, прости меня,
Я теперь, себя казня
В том, что раньше не призналась,
Возвращаюсь, ждёт родня.
.
Рассказчик.
Василиса из девицы
Обернулась серой птицей
И исчезла, что не вспомнишь,
Быль была иль небылица.
.
А Иван с открытым ртом
На себя вину лишь в том
Взял, что кожу лягушачью
Нужно сжечь было потом.
.
Впрочем, быстро осознал,
Что постиг его провал,
Всё, что было, потерял,
Сел на стул, загоревал.
.
Эпизод седьмой.
.
Рассказчик.
В сказках множество загадок,
Может, кто для лести падок,
Кто-то что-то натворил
Или дел наворотил.
.
Между тем, герой найдётся,
Кто-то в бой со змеем рвётся,
Кто, напротив, лёг на печь,
В лени счастье поберечь.
.
А Иван, ему отсель
Топать тридевять земель,
В тридесятом государстве
Слухи бают, его цель.
.
Что ж теперь ему дорога
Выпадает, он с порога
Осенил себя знамением,
В суе как-то вспомнил бога.
.
Собрался, пустился в путь
Непростой совсем, отнюдь,
Может, сдюжит, уповает,
Доберётся как-нибудь.
.
Иван.
Это ж как же так случилось,
В жизни всё переменилось,
Упустил свою удачу,
Так что даже и не снилось.
(Что теперь я только плачу)
.
Рассказчик.
И покинул отчий дом,
Взял коня, с конем вдвоём
В путь пустилися неблизкий
Лесом, полем, ночью, днём.
.
Вот идёт, среди дубравы
Собирает кто-то травы,
Пригляделся – старичок
От травы всего вершок.
.
Поздоровался, назвался,
Старичок не отозвался,
Только поднял вверх глаза –
Цвет небес и бирюза.
.
На Ивана посмотрел,
Щурясь, гриб какой-то съел,
Низко голову склоняя,
И на корточки присел.
.
Старичок.
Здрав, Иван Царевич, будь,
Что тебя сподвигло в путь?
Вижу, есть в тебе тревога,
Помогу уж как-нибудь.
.
Иван.
Дам тебе такой ответ,
Хочешь верь, а хочешь нет,
Я задумал сделать благо,
А накликал только бед.
.
Рассказчик.
И поведал о себе,
О своей лихой судьбе,
Осторожно намекая,
Дело в темной ворожбе.
.
Старичок.
Что ж наделал ты Иван?
Упустил ты свой талан!
Я сказал бы даже строже:
Не к лицу тебе обман.
(Так вести себя негоже).
.
Кожу просто так на сжечь,
Кинув эту кожу в печь,
Жаль не дал никто совета,
Кто бы смог предостеречь.
.
Иван.
Понимаю, согрешил,
Самовольно порешил,
Что смогу судьбе в придачу
Я поймать свою удачу.
.
Старичок.
Кожу, ежели, храня
Да насмешки все терпя,
Ей в обличии лягушки
Оставалось лишь три дня.
.
А теперь должна она,
Даже так – принуждена,
Возвратиться в дом Кощея,
Дней остаток жить одна.
.
Иван.
Что же делать мне, отец?
Без неё я не жилец,
Если ты не дашь надежду,
Руки опущу вконец.
.
Старичок.
Вот тебе, мой друг, клубок,
С ним идти вперёд иль в бок,
Не позволит заблудиться,
Точен он и быстроног.
.
Рассказчик.
Старичок, ему поклон,
Он помог со всех сторон,
Дело только за Иваном,
Нанести врагу урон.
.
Дальше путь тому держать,
Прямо или же петлять,
То пора бы подкрепиться,
Темпа чтобы не сбавлять.
.
Видит ясно, там медведь,
Целить стал, а тот реветь,
И в процессе диалога
Понял он: не одолеть.
.
Медведь.
Извиняюсь, может быть,
Ты б хотел меня убить,
Но позволю я заметить,
Сила тут нужна и прыть.
.
Если дрогнет вдруг рука,
В свой черёд наверняка,
Ты подумай, тут без шансов,
Я намну тебе бока.
.
Так что лучше не греши,
И стрелять ты не спеши,
Ну а я тебе ответно
Расстараюсь от души.
.
Пригожусь, придёт пора,
Будет зной или жара,
Другом станет тот сегодня
Был врагом еще вчера.
.
Рассказчик.
Делать нечего, Иван
Опустил стрелу в колчан,
Пусть хотя он и голодный
Но зато живой и годный.
.
А клубок его ведёт
Без путей и без дорог,
Сквозь овраги и леса,
Где по-прежнему краса.
.
Иван.
(Долго, коротко ли шёл,
Среди трав следы нашёл).
Здесь какая-то, а дичь,
Мне б её теперь настичь.
.
Рассказчик.
Ждёт добычи, вскинул лук,
Быстро целит в сердца стук,
Хоть какая, а все ж пища,
Заяц тут ответил вдруг.
.
Заяц.
Ты следы мои прочти
Иль поймал меня почти?
Только, знаешь ли, почти
Не считается, учти.
.
Я петлять большой мастак
Не найдёт меня простак,
Даже сильно расстаравшись,
Не поймать меня никак.
.
Впрочем, шансы пополам,
Так что, думаю, я дам
Выбрать стрелы или мир,
Дальше думай уже сам.
.
Иван.
Шансы есть, да то не в счёт,
Может быть, наоборот,
Пользой дело обернется,
Ну а пища подождёт.
.
Рассказчик.
Вновь Иван идёт один,
Заяц мал, всего с аршин,
Пусть бежит да доживает
Тот до заячьих седин.
.
Глубже в лес Иван заходит,
А клубок-то верховодит,
Тут Ивану только верить,
Что ведёт, а не заводит.
.
В небе селезень летит,
А Иван за ним следит,
Достаёт стрелу неспешно,
В лук кладёт её небрежно,
.
Знает, будет разговор,
Голос в дрожь, в глазах укор,
Словом, здешний зверь таков,
Быть добычей не готов.
.
Селезень.
Ты серьезно, прям в меня?
Чтобы есть потом три дня?
Извиняюсь, ты теряешь
Время попусту и зря.
.
Ставлю я тебе в укор,
Ты послушай, то не спор,
Я тебя журю вообще-то,
Если сам ты не допёр.
.
Тут помочь тебе особо
Никого, ты так до гроба
Будешь рыскать, да вот толку,
Не найдешь в стогу иголку.
.
Может, вклад я свой внесу,
Вдруг судьбу твою спасу,
Потому как всем известно,
Что ты ищешь здесь в лесу.
.
Рассказчик.
А Иван опять не евши,
На добра коня усевши,
Думу думает, как быть,
Как дойти и победить.
.
Так выходит он к реке,
Лук опять в его руке,
Потому как без питанья
Жизнь висит на волоске.
.
Щука на брегу лежит,
Плавниками шевелит,
Понимает час печальный
Не минуем, к ней спешит.
.
Тут царевич к ней выходит,
Разговора на заводит,
Вспоминает как ловчее
Рыбе жизнь рыбак изводит.
.
Иван.
Рыбу взял, потом вари,
Только ты не говори,
Я сегодня в разговорах
Проиграл, считай, ноль три.
.
Щука.
Здравствуй, милый человек,
Коротала я свой век,
Да вот буря поднялася,
Возбудив глубины рек.
.
Так и выплеснет наружу
Из кипучих вод на сушу,
Брось обратно, ну а я
Слово дам и не нарушу.
.
Я тебя, мой друг, запомню,
Хошь, казну твою наполню,
Рыбка хоть не золотая
Но желание исполню.
.
Рассказчик.
Пожалел Иван и рыбу,
Он смирился: хоть на дыбу,
Но дойти обязан сам,
Целым или по частям.
.
Эпизод восьмой.
.
Рассказчик.
А клубок по лесу мчится,
Быстр, проворен, словно птица,
И летит, что мочи есть,
Ни стоять нельзя, ни сесть.
.
Долго, коротко ли вёл,
А избу в лесу нашёл,
Тут клубок остановился,
Стал-быть, просит, чтоб зашёл.
.
Иван.
Что же это, тут в глуши,
Где живой нет ни души,
А стоит изба как чудо,
Так что прям и не дыши.
.
Рассказчик.
В дом зашёл, вокруг глядит,
Бабка старая сидит,
На него единым глазом
Злобно смотрит и шипит.
.
Баба Яга.
Кто бы ни был, ну-ка стой,
А, Клубок, привет родной,
Как же сразу не признала,
А вот это кто с тобой?
.
Может съесть его, да худ,
Из него приличных блюд
Не наваришь, потому как
Очень мелкий нынче люд.
.
Помню, был вот Елисей,
Тот из тех, что пожирней,
Всё искал чего бы свистнуть,
Прогнала его взашей.
.
Был иной вот господин,
Я б его скатала в блин,
Мне такого бы хватило
На год, может, не один.
.
Иван.
Ты прости, я без добычи
В гости чтоб, таков обычай,
Но и здесь в чести, я знаю,
Соблюсти хотят приличий.
.
Кормят, поят, в бане моют,
А потом и стол накроют,
Не подумай, я не рвуся
Со своим уставом стоя.
.
Рассказчик.
Но не слушает Яга,
Смотрит словно на врага,
На клубок взгляд переводит,
Постепенно так отходит.
.
Видно, он ей нашептал,
Как сумел, так рассказал,
Кто, зачем, куда и как,
Хоть Иван, да не дурак.
.
Баба Яга.
Стало быть, ты тот Иван,
Был когда излишне рьян,
Лягушачью кожу сжёг,
Чем Кощею враз помог.
.
Дочь свою забрать обратно,
Будь ему, врагу, неладно,
Вот она при нем тоскует
Совершенно безотрадно.
.
Иван.
Я, конечно, виноват,
Вспомню как, так сам не рад,
И теперь пришёл я чтобы,
Был повержен супостат.
.
Извиняюсь, может здесь,
Не привыкли пить и есть,
Ну так я хочу напомнить,
Гостя можно и почесть.
.
Баба Яга.
Да, и правда, что же я,
На тебя, если глядя,
(Внешне если исходя),
Ты последний раз питался
Расскажи какого дня?
.
Люди, знаешь, редко тут
Может, климат здешний крут,
Я, конечно, помогаю
От болезней и простуд.
.
Да и гости здесь нечасто,
Говорят, что я опасна,
Что опасна, то напрасно,
Ведь в душе-то я прекрасна.
.
Может толику, а так
Нрав мой, в сущности, пустяк,
А иначе понаедут,
Разведут в лесу бардак.
.
Впрочем, в душу, знаешь тут
Пришлым входа не дают,
Если строго между нами,
Здесь такие не живут.
.
Ты по делу или как?
Чую, врать ты не мастак,
Ты скажи мне, Василису
Любишь сильно или так?
.
Иван.
Привязался всей душой
Без неё глух, нем, слепой,
Помоги, прошу, бабуся
За неё я рвуся в бой.
.
Баба Яга.
Осторожнее, юнец,
На словах ты молодец,
А Кощея как увидишь,
Так по бегу станешь спец.
.
Одолеть чтоб супостата
Не достаточно булата,
Здесь нужна иная сила,
Правда, будет трудновато.
.
От меча ему не пасть
И от яда не пропасть,
А ты думаешь откуда
У него такая власть?
.
Хоть ты пеший, хоть ты конный,
При мече и в латах бронный,
А Кощея не осилишь,
Упадёшь, как есть сражённый.
.
Смерть Кощея отыскать
Сложно, впрочем, есть сказать,
Ты ищи сундук, что нужно
Тебе будет отмыкать.
.
В оном спрятана игла,
Смерть Кощея в ней была,
Каб иголку разломить,
Тем Кащея враз убить.
.
Если всё же сталь мила,
Скажем, меч или стрела,
Можешь пробовать, да только
Вероятность всё ж мала.
.
Иван.
Вот спасибо, я отныне
О тебе, как о святыне
Расскажу всем, сам же буду
Я искать иголку в скрыне.
.
Рассказчик.
Попрощался, вышел вон,
Хоть тщеславия лишён,
А меж тем гордится очень,
Что Ягой вооружён.
.
В смысле знаний о причине
О Кощеевой кончине,
Потому иначе как
Шансов явно не с кулак.
.
Эпизод девятый.
.
Рассказчик.
Смерть Кащеева в яйце,
Запечатанном в ларце,
Тот висит на кроне дуба,
Что в Кощеевом дворце.
.
Чтоб Кощея одолеть,
Надо прежде отпереть
Тот сундук, и вынуть то,
Не видал ещё никто.
.
Потому как тайну эту
По секрету всему свету
Окромя, считай, Яги
Передать живых и нету.
.
И секрет Кащей хранит
С тех времён как свет стоит,
Думал, что на видном месте
Смерть свою он утаит.
.
Вот ларец на кроне дуба,
Как достать его оттуда,
Подошёл Иван и видит,
Сам задачу не осилит.
.
Медведь.
(Тут на выручку медведь)
Обещал я, помнишь ведь,
Долг отдать пришёл черёд
Не за медь и не за мёд.
.
Платежом мой красен долг,
А тебя по носу щёлк,
Потому как ты не верил,
Что отсюда выйдет толк.
.
Рассказчик.
Вырвал с корнем из земли
Дуб, с него сундук с цепи
Оземь пал, разбился, заяц
Скок, как будто там угли.
.
И бежать, Иван за ним,
Тот движением одним
Прыгнул резво, оторвался,
Дух простыл, лишь след остался.
.
Зашуршала вдруг трава,
Заяц наш за тем, сперва
Молвил «помнишь, а тогда
Не убил меня едва».
.
В миг догнал и биться стал,
Дай бог только б не устал,
Рвал, метал, кусал – в минуту
Утку из него достал.
.
Утка в небо, заяц следом,
Но полёт ему неведом,
Улетает всё быстрей,
Вдруг наш селезень за ней.
.
В утку прямо клювом метя,
И борьбы от ней не встретя,
Разметал её на части
Помню только: серой масти.
.
Из неё яйцо одно
В реку падает на дно,
И теперь нужна бы рыба,
Ей одной доплыть дано.
.
Щука.
Закручинился, поди?
Только духом не пади,
За твоё большое сердце
Бог тебя вознагради.
.
Рассказчик.
Вод речных гладь разрезает,
Так неспешно выплывает,
А яйцо с иглой Кащея
У неё в зубах сияет.
.
В руки взял его и сжал,
Бил, разбил, иглу поймал,
Поднапрягся, начал гнуть –
«Что ж, Кощей, не обессудь».
.
Без мольбы и без каприза
Иль иного бенефиса
Замок сгинул будто дым,
Лишь осталась Василиса
.
Василиса.
Ты герой мой, муж родной,
Хоть и сам тому виной,
А сумел Кащея сдюжить,
Бит он картой козырной.
.
И теперь и там, и тут
Весть благую разнесут,
Что Иван да Василиса
Снова в радости живут.
.
Бирючи пускай гласят,
Всю страну исколесят,
Шансы были, скажем честно,
Пятьдесят на пятьдесят.
.
Рассказчик.
И вернулися домой
На коне Иван с женой,
Жили в целом очень дружно
Даже счастливо порой.
.
Пели-ели, всё имели
Даже печку от Емели,
Впрочем, сказка то другая,
Эту б довести до цели.
.
И придумать ей финал,
Чтоб мораль народ узнал.
Где мораль, а есть ли тут,
Может быть, рассказчик плут?
.
Что ж в конце про небыль-быль,
Пиво-мёд, уста, бутыль,
Про улыбку между строк,
Добрым молодцам урок.
.
КОНЕЦ


Рецензии