Какова реальная численность лезгин в городе Баку?

На территории современного Азербайджана проживают представители свыше ста национальностей. При этом в современной Азербайджанской Республике основу политической идеологии составляет базирующаяся на национальных интересах концепция т. н. «азербайджанства». Переломная эпоха 80-х годов ХХ века породила два всплеска этнического пробуждения.


Проявлением первого стал тюркизм (пантюркизм), вторым же было армянское движение за обособление в Арцахе (Нагорный Карабах), и третьим: лезгинское пробуждение в лице организации «Садвал» (с лезг. «Единство»).


Первый (пантюркизм) можно охарактеризовать как вызов Азербайджана, направленный против Советского государства (которое, к слову приложило не мало усилий в становлении Азербайджана как государства), второе и третье — как ответная (защитная) реакция малых коренных «не титульных» народов Азербайджанской ССР на попытку титульного большинства добиться «окончательно решения национального вопроса» в Азербайджане. Наиболее активную роль в процессе национального самоопределения, как известно сыграли протюркски настроенные местные элиты, для которых это была реальная возможность повысить свой политический статус в регионе.


Национальный состав в Азербайджанской Республике следующий: 90% — т. н. «азербайджанцы» (тюрки-огузы), 3,2% — дагестанские народности (цахуры, аварцы, лезгины, будухи и хиналугцы), 2,5% — русские, на долю других народностей (татары, украинцы, курды, талыши и так далее) приходится 2,3%. По официальным источникам в Азербайджане на 2009 год проживало 12 тысяч цахуров, 25 тысяч татов, 51 тысяча аварцев, 112 тысяч талышей и 180,3 тысяч лезгин.

Помимо этого, согласно Госкомстату Азербайджана, в республике насчитывалось 119 тысяч русских (примечательно, что это в три раза меньше чем в 1989 году).


По религиозному составу большинство в республике принадлежит мусульманам-шиитам. Также в северной части страны есть и мусульмане-сунниты (цахуры, рутульцы и лезгины). Имеются и иудеи (евреи), православные (русские, украинцы и грузины), протестанты разнообразных направлений. Как гласит действующая Конституция Азербайджан, это государство является светским. Религия от государства отделена и представлена общностью разных религиозных конфессий и течений, распространённых среди проживающих по всей территории Азербайджана этнических групп.


В Азербайджане основной религией считается ислам; более 99% граждан страны относят себя к мусульманам. Подавляющее большинство азербайджанского населения придерживается шиитской ветви ислама (джафаритский мазхаб), меньшинство — суннитской (шафиитский и ханафитский мазхаб). Ориентировочно, 15% жителей Азербайджана являются мусульманами-суннитами и 85% — мусульманами-шиитами.


Занимающееся проблемами беженцев управление Верховного комиссариата ООН (2006 г.) приводит следующую статистику: три четверти населения района Кусары и Хачмаз составляют лезгины, а в Большом Баку лезгин — 15 %.


«A report for the UNHCHR states that Lezgins make up about 75% of the total population in Qusar and Khachmaz regions and Greater Baku is 15% Lezgin.
В докладе А. Матвеевой «The South Caucasus: Nationalism, Conflict and Minorities» (2002 г.) приводятся аналогичные данные:


«Currently, Lezgins are the second largest group in Azerbaijan. They live in Gussary where they constitute 91 per cent of the population, in Khachmaz, Sheki and Quba regions, and Baku is 15 per cent Lezgin».


Между тем, согласно официальным данным переписи населения, проведенной в апреле 2009 года, население г. Баку составило 2 045 815 жителей, из них: 1 848 107 — «азербайджанцы», 108 525 — русские, 25 171 — татары, 24 868 — лезгины (или около 1,2%), 21 071 — украинцы, 6056 — евреи, 2226 — грузины, 2081 — турки, 1048 — талыши, 307 — таты, 296 — аварцы, 185 — курды, 104 — армяне, 41 — удины, 32 — цахуры, 25 — агулы, 5 672 — других национальностей.


На начало 2020 года общее население г. Баку составляло 2 293,1 тыс. человек. Следовательно, мы можем подсчитать реальное количество лезгин, проживающих в столице современного Азербайджана — 343 965 человек (или 15% общего числа населения города). Данное число весьма значительно, для сравнения в соседнем Дагестане по переписи 2010 года проживало 385 240 лезгин. Таким образом. В одном только городе Баку проживает почти столько же лезгин сколько проживало лезгин во всём Дагестане в 2010 году.


Лезгины в современном Азербайджане проживают главным образом в Кусарском, Кубинском и некоторых других районах Северного Азербайджана. Данная южнодагестанская территория раньше входила в состав Кубинского ханства (далее уезда), образованного в середине XVIII века, что, видимо, и определило в дальнейшем административную раздельность этих территорий от других лезгинских земель, объединенных в начале XIX века в Кюринское ханство и Самурский округ.


«A report for the UNHCHR states that Lezgins make up about 75% of the total population in Qusar and Khachmaz regions and Greater Baku is 15% Lezgin. Official statistics give the Lezgin population as 178,000, 2% of Azerbaijan’s population, although this figure could be up to double. Arif Yunus suggests closer to 250,000-260,000 and some Lezgin nationalists claim more than 700,000 - an unlikely figure. It is generally acknowledged that many ethnic groups are underrepresented by their censuses, not entirely because of current discrimination (as often claimed) as a result of Soviet policies. “In the Soviet period, many Lezgins concealed their ethnicity in an attempt to benefit from educational and social programmes that they felt excluded from.” The Lezgin population in Dagestan is officially 204,000.


Qusar town is approximately 90-5% Lezgin, according to the local NGO Helsinki Committee office. Qusar town holds a national military base of about 2000 people; those who perceive this community as distinct from the local one note its different ethnicmake-up as ‘Azeri’ rather than Lezgin. In the villages of Qusar many houses are shut up and families gone to Russia; it was casually estimated that a third of local youth are in Russia. The border village of Yalama has a large proportion of Lezgins as well as representatives of several diverse religious trends, striking for such a remote and small settlement».


Официальные данные азербайджанского правительства говорят о том, что граждан, относящих себя к лезгинам, всего 2% от общей численности населения государства, но есть основания предполагать, что эта цифра в реальности может быть значительно больше. По мнению Арифа Юнусова, численность лезгин должна приближаться к 250 тысячам.


В докладе Министерства Юстиции США «Azerbaijan. The Status of Armenians, Russians, Jews and Other Minorities 1 August 1993 // United States Bureau of Citizenship and Immigration Services» («Азербайджан: статус армян, русских, евреев и других меньшинств») от 1-го августа 1993 года приводится полученная из неофициальных источников цифра в 800 тысяч человек и даже более.


«There are numerous smaller groups of Caucasian peoples living in Azerbaijan. The largest such minority is the Lezgians, who are predominantly Sunni Muslim and speak their own language, which is part of the Dagestani language group. There were officially somewhat more than 171,000 Lezgians, mostly in northwestern Azerbaijan, in 1989 (and 205,000 in neighboring Dagestan, which is part of the Russian Federation); unofficial statistics claim that more than 800,000 Lezgians actually reside in Azerbaijan, the disparity explained by the majority of Lezgians having registered themselves as Azeris during the Soviet period due to social and political pressure to conform to the dominant ethnic group. With the advent of perestroyka, the Lezgian leadership in the then Russian and Azerbaijani Soviet Socialist Republics united to form the `Sadval' Lezgian Peoples Movement which advocates the unification of the Lezgian-populated territories in Azerbaijan and Dagestan in order to form a sovereign Lezgian state within a Dagestani context. The mobilization of Azerbaijan as a result of the war with Armenia and the resettlement of Meskhetian Turks from Uzbekistan on land considered to be Lezgian has given added impetus to the Lezgian movement.


Under the Azerbaijan Republic there has been an effort to resolve various Lezgian issues at the Consultative Council of Small Nations which is headed by a state counselor to the President of Azerbaijan and which works closely with the Samur Cultural Center in Baku. Samur is a more moderate Lezgian movement, often at odds with Sadval. Recognition of the Lezgian problem at the state level in Azerbaijan along with a recent, far-reaching law on ensuring the rights and freedoms of national minorities in Azerbaijan could possibly reduce the chances of conflict over the issue. If these measures prove to be ineffective, Lezgian requests for asylum are not outside the bounds of probability».
Как отмечают авторы книги «История Лезгин: краткий научно-популярный очерк» (1990) З. Ризванов и Р. Ризванов:


«В 1936 году лезгины, проживающие в Азербайджане, были лишены их конституционных прав и всячески ущемлялись националистически настроенным административно-командным аппаратом. Даже для того, чтобы получить высшее образование, лезгины должны были платить единовременную сумму, называемую «лезги пулу» — лезгинские деньги».


На территории Азербайджана проживают и другие национальные меньшинства, прежде всего лезгиноязычные удины. Удины (Ути, Уди) — один из коренных, малочисленных, аборигенных этносов современного Азербайджана. Данный народ проживал в древней Кавказской Албании в провинции Ути, а в XIX веке основал ряд поселений в области Нуха (территория нынешнего Шекинского района).


В настоящее время представители данного этноса главным образом проживают частично в райцентре Огузского района и в селе Нидж Кабалинского района. Этнос Уди на мировой этнической карте располагается преимущественно в Азербайджане. Удин следует относить к одним из древнейших жителей Кавказа. Содержащий многочисленные собственные древние элементы язык данного этноса включается в лезгинскую подгруппу Кавказских языков.


Автор: ‘Али Албанви

На фото: Табличка с названием «Лезги мечеть» в г. Баку, которую власти Азербайджана сняли со стены здания исторической мечети после её закрытия. Данная табличка является зримым символом сопротивления бакинских лезгин ассимиляции и дискриминации со стороны тюркского большинства.


Литература

1. Али Албанви. Проблемы нацменьшинств в Советском Азербайджане [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/WE3Vq, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.07.2021). — Яз. рус.

2. Население наиболее многочисленных национальностей по источникам средств к существованию по городским округам и муниципальным районам Республики Дагестан. Таблица 15. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/WE3QG, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.07.2021). — Яз. рус.

3. Пашаев Д.Т. Региональные традиции формирования этнополитических отношений в Республике Дагестан Российской Федерации и Республике Азербайджан: сравнительный анализ Специальность: 23.00.05. — «Политическая регионалистика. Этнополитика» Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Саратов — 2016. С. 103–105; 107–111. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/WE2WB, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.07.2021). — Яз. рус.

4. Ризванов З. Ризванов Р. История лезгин (краткий научно-популярный очерк). Махачкала — Махачкала. «Общество книголюбов». — 1990. С. 26.

5. Azerbaijan. The Status of Armenians, Russians, Jews and Other Minorities 1 August 1993 // United States Bureau of Citizenship and Immigration Services [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/WE9Bd, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.07.2021). — Яз. анг.

6. Az;rbaycanin Demoqrafik G;st;ricil;ri Demographic Indicators Of Azerbaijan. Statistik m;cmu; Statistical yearbook. Bak; —2020. С. 58–59.

7. Islamic and Ethnic Identities in Azerbaijan: Emerging trends and tensions. Hema Kotecha Development Researcher — Anthropologist. — July 2006. С. 38. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/WE2Xv, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.07.2021). — Яз. анг.

8. Ethnic composition of Azerbaijan. — 2009. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/WE2YX, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.07.2021). — Яз. анг.

9. Matveeva A. The South Caucasus: Nationalism, Conflict and Minorities. — 2002. С. 17. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/WE2YP, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.07.2021). — Яз. анг.

10. Minorities at Risk Project, Assessment for Lezgins in Azerbaijan, 31 December 2000 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/WF3Lf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.07.2021). — Яз. анг.

11. Policy Responses to an Ethnic Community Division: Lezgins in Azerbaijan/ Anna Matveeva and Clem Mccartney International Journal on Minority and Group Rights Vol. 5, No. 3 (1997/98), pp. 213–251 (39 pages) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/WF8Un, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.07.2021). — Яз. анг.

12. Population by ethnic groups, by native language and freely command of languages [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/WE2Yq, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.07.2021). — Яз. анг.

13. Territories, number and density of population by towns and regions of the Republic of Azerbaijan [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/WE2Yq, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 18.07.2021). — Яз. анг.


Рецензии