Математика на 3
4-й класс в силу ковидных ограничений и субъективных причин пропусков прошел по минимальной мини- программе.
И вот, наконец, в пятом классе мы вместе (together), плечо в плечо. Результат прежний - «3».
Честно читаю попадающуюся литературу, слушаю опытных советчиков. И вот очередная любопытная статья. ( )
«После пятого, шестого класса процентов 90 учащихся сидит на уроках математики примерно также , как я бы сидел на лекции по медицине на китайском языке».
«... три четверти выпускников не дотягивает до честной двойки с плюсом по базовой школьной программе...»
«Тройка — умение выполнять 30 % заданий из базового учебника по математике. То есть твердый троечник в любой контрольной уверенно решает три задания из десяти»
.
Автор статьи Владимир Тер-Григорян делает свои выводы на основе 43 лет работы с детьми. Он считает, что «все дело в очень сильно перегруженной программе».
Я, как "специалист» одного пятого года обучения в кадетской школе № 7, думаю, что сам предмет математики как его ведет наша учительница Елена Михайловна, не перегружен. Елена Михайловна задания выбирает не посложней, а пологичней, где надо приложить скорее разум, нежели упорство счета. И классные задания, как мне кажется, выбирает по этому же принципу.
Это бросается в глаза, как только нашего постоянного учителя заменяет кто-нибудь другой. Домашние задания сразу становятся объемней и сложней. Так что, взглянув на домашнее задание, я сразу спрашиваю: «Урок сегодня вела не Елена Михайловна?». К счастью, пропуски бывают очень редки.
Беда, скорей, в других предметах. Общая нагрузка получается такая, что нет времени поупражняться на непонимаемых учеником математических ходах. Объяснил и бежишь дальше. Есть такое выражение у некоторых учителей: «проговорить» (читай, объяснить). Проговорить-то проговоришь, но усвоишь при этом только сам. Ну и те ученики, которые и без объяснения сами соображают. Есть среди моих внучек и такая. Но не Катя.
Второе, что крутится в моей голове — это несоответствие учебной программы сегодняшнему дню. Я имею в виду, что никто из взрослых не считает цифры вручную. Калькулятор встроен в каждый телефон, программа Excel, дополнительные приложения сосчитают все вплоть до «дважды два есть пять».
И потому, на мой взгляд (возможно, ошибочный) лучше потратить время на решение задач (то самое понятийное мышление), нежели на вычисление примеров. У многих ребят трудности с умножением-делением и даже сложением-вычитанием.
Помню отца за столом с кучей бумаг и большими деревянными счетами. Все давно спят, а он все стучит костяшками под керосиновой лампой, пытаясь каждому в бригаде насчитать деньжонок так, чтоб тот семью свою мог прокормить. Тот еще альтруист был!
Одно лето в студенческую пору взяли меня в бухгалтерию, заработала себе на финские сапоги. Сейчас, наверное, и слова такого никто не знает — арифмометр. Была такая портативная механическая вычислительная машинка, выполняла четыре основных действия: сложение, вычитание, деление, умножение.
Однако собственная память незаменима, учить математику надо. Когда смотрю на юных продавщиц на рынке, высчитывающих сумму стоимости за полкило на телефоне, едва скрываю ехидную усмешку. Да, мы живем в XXI веке, в условиях новых технологий и возможностей. Так, может, на них и надо опираться. На эти новые технологии и возможности, а не возвращаться в середину ХХ века?
Наши дети уже не будут такими, как мы, да и не надо. У них другие задачи в социализации. Они жестче, прагматичней и... незащищенней.
На фотографии: арифмометр
Свидетельство о публикации №221072400727
Успехов Вам!
Вера Вестникова 26.07.2021 21:06 Заявить о нарушении
Нина Ватрушкина 2 27.07.2021 15:11 Заявить о нарушении