Математика на 3

Позади отдых в Анапе. Впереди маячит 6 класс с «больной» для нас математикой.  Каждое лето Катя (назовем условно Катя) отдыхала у нас в Ульяновске, и мы почти ежедневно занимались математикой. Результат в учебном году — неизменная тройка.

4-й класс в силу ковидных ограничений и субъективных причин пропусков прошел по минимальной мини- программе.

И вот, наконец, в пятом классе мы вместе (together), плечо в плечо. Результат прежний - «3».

Честно читаю попадающуюся литературу, слушаю опытных советчиков. И вот очередная любопытная статья. ( )

«После пятого, шестого класса процентов 90 учащихся сидит на уроках математики примерно также , как я бы сидел на лекции по медицине на китайском языке».

«... три четверти выпускников не дотягивает до честной двойки с плюсом по базовой школьной программе...»

«Тройка — умение выполнять 30 %  заданий из базового учебника по математике. То есть твердый троечник в любой контрольной уверенно решает три задания из десяти»
.
Автор статьи Владимир Тер-Григорян делает свои выводы на основе 43 лет работы с детьми. Он считает, что «все дело в очень сильно перегруженной программе».

Я, как "специалист» одного пятого года обучения в кадетской школе № 7, думаю, что сам предмет математики как  его ведет наша учительница Елена Михайловна, не перегружен. Елена Михайловна задания выбирает не посложней, а пологичней, где надо приложить скорее разум, нежели упорство счета. И классные задания, как мне кажется, выбирает по этому же принципу.

Это бросается в глаза, как только нашего  постоянного учителя заменяет кто-нибудь другой. Домашние задания сразу становятся объемней и сложней. Так что, взглянув на домашнее задание, я сразу спрашиваю: «Урок сегодня вела не Елена Михайловна?». К счастью, пропуски бывают очень редки.

Беда, скорей, в других предметах. Общая нагрузка получается такая, что нет времени поупражняться на непонимаемых учеником математических ходах. Объяснил и бежишь дальше. Есть такое выражение у некоторых учителей: «проговорить» (читай, объяснить). Проговорить-то проговоришь, но усвоишь при этом только сам. Ну и те ученики, которые и без объяснения сами соображают. Есть среди моих внучек и такая. Но не Катя.

Второе, что крутится в моей голове — это несоответствие  учебной программы  сегодняшнему дню. Я имею в виду, что никто из взрослых не считает цифры вручную. Калькулятор встроен в каждый телефон, программа Excel, дополнительные приложения сосчитают все вплоть до «дважды два есть пять».

И потому, на мой взгляд (возможно, ошибочный) лучше потратить время на решение задач (то самое понятийное мышление), нежели на вычисление примеров. У многих ребят трудности  с умножением-делением и даже сложением-вычитанием.

Помню отца за столом с кучей бумаг и большими деревянными счетами. Все давно спят, а он все стучит костяшками под керосиновой лампой, пытаясь каждому в бригаде насчитать деньжонок так, чтоб тот семью свою мог прокормить. Тот еще альтруист был!

Одно лето в студенческую пору взяли меня в бухгалтерию, заработала себе на финские сапоги. Сейчас, наверное, и слова такого никто не знает — арифмометр. Была такая портативная механическая вычислительная машинка, выполняла четыре основных действия: сложение, вычитание, деление, умножение.

Однако собственная память незаменима, учить математику надо. Когда смотрю на юных продавщиц на рынке, высчитывающих сумму стоимости за полкило на телефоне, едва скрываю ехидную усмешку. Да, мы живем в XXI веке, в условиях новых технологий и возможностей. Так, может, на них и надо опираться. На эти новые технологии и возможности, а не возвращаться в середину ХХ века?

Наши дети уже не будут такими, как мы, да и не надо. У них другие задачи в социализации. Они жестче, прагматичней и... незащищенней.

На фотографии: арифмометр


Рецензии
Всё очень правильно. Задачи надо решать с детьми: это развивает логику. Логика (как и память, и внимание) даётся (или не даётся) ребёнку от рождения - это способности. Неспособного ("тупого", по словам Конфуция) способным не сделаешь, но развивать детей надо - это цель образования.

Успехов Вам!

Вера Вестникова   26.07.2021 21:06     Заявить о нарушении
Вот никогда не читала, что Конфуций говорил о "тупом" ученике. Все умные говорят о детях способных, вундеркиндах, индиго. Но основная масса детей в отношении обучения посредственная. Как развивать посредственного - проблема. Когда он твой посредственный, он боль твоя. Спасибо Вам! Тройка за год у нас одна. Пока.

Нина Ватрушкина 2   27.07.2021 15:11   Заявить о нарушении