В Нашхе вырисовывается древняя амфиктиония...

C течением времени и накоплением информации я все больше убеждаюсь в том, что Нашха была не "прародиной" чеченского этноса, а тем, что в науке называется амфиктионией. Сейчас объясню, что это такое.

Амфиктиония -- это некий политический и религиозный союз соседствующих обществ (в нашем случае тайпов), которые группировались вокруг общего для всех этих обществ священного места (храма). Уверен, что таким местом была гора в Нашхе, которая до сих пор называется Аьрда-Корт ("священная, храмовая вершина") и на которой обнаружены руины древнего сооружения, очевидно, храма. Другие центры амфиктионий -- Ардоти (Муцо) в Хевсуретии и Тхаба-Йерд в Ингушетии. К комплексу Нашхинской амфиктионии относился и легендарный котел, на котором были выбиты эмблемы (тамги) входящих в в этот "священный союз" тайпов.

Сказанное объясняет то, что некоторые наши тайпы, имеющие, вне всяких сомнений, чистейшие чеченские корни, не желают признавать себя "выходцами из Нашхи". Просто, они входили в другие амфиктионии, в другие "священные союзы", группируясь вокруг иных храмовых центров. Можно предполагать, что из Нашха в реальности вообще вышло очень мало тайпов, а привязка многих других тайпов к этой местности была, так сказать, не физической, а духовной. В самом деле, не мог ведь весь чеченский народ, крупнейший на Северном Кавказе, умещаться и кормиться на ограниченной территории Нашхи, где вообще негде сеять хлеб, а скотоводство ограничено небольшими горными пастбищами. Для существования такого многочисленного народа нужны были несравненно более обширные жизненные ресурсы, чем могла предложить Нашха. Поэтому Нашха -- не "прародина" большинства чеченских тайпов, а только духовный центр Нашхинской амфиктионии (союза тайпов).


Рецензии
Прошу прощения, но я позволю себе ряд замечаний, не будучи специалистом в кавказоведении.

Дело в том, что нахский тайп очень трудно сравнивать и с родом в европейском понимании этого явления, и с родо-племенной структурой.
То есть формально тайп - это ячейка родо-племенная, но исторически построенная на иных, и даже противоположных принципах чем, например, синтетический государствообразующий этнос греков.

В Европе родов-племенная структура, при этом и формируется синтетический государство-образующий этнос, начинается с более или менее конфликтного соединения народа и его родовых линий, с полукочевыми и кочевыми племенами (по мере этого и народ из полуоседлого становится полностью оседлым, территоризированным и привязанным к родным местам)
Итак, за пределами Северного Кавказа родоплеменная-общность начинается с интеграции родовых линий патриархального этноса-народа, а формирование общины, и патрилнейной и патрилокальной, происодит по линии: родовая община - соседская община - сельская община

Уникальность нахского этноса с его тайпами в том, что тайп изначально есть племя, которое начинает своё развитие с сельской общины (то есть начинает там, где европейское объединение заканчивается). И при этом племя, сталкиваясь с иными этносами - народами, само постепенно дифференцируется на родовые линии и обретает некоторые черты народа.
В результате нахский этнос - например, вайнахи: ингуши и особенно чечены, не будучи синтетическими этносами, могут быть государство-образующими, сохраняя помимо коренных племенных особенностей также народную привязанность к дому, селению и Отчизне (но отлично выживая и вдали от дома)

Таким образом, тайп патрилинеен, но не патрилокален. И отсюда его коренные отличия как от оседлого народа, так и от классического синетического этноса:

У оседлого патриархального этноса-народа сохраняется культ отца семьи как главы родовой ячейки, а у вайнахов культ отца есть лишь часть культа старших мужчин прежнего поколения.
Вайнах определенного тейпа привязан к племенному военно-административному лидеру (в силу этого он становится и религиозным лидером, когда этнос обретает свою религию), а черты территориальности: родовые селения гор или долин, священная гора, деление на родовые ветви - есть позднейшиее приобретения. Но это значит, что у страны со множеством разных тейпов может быть один лидер - глава самого сильного и влиятельного тейпа (и тухкума)
Потому тайп очень гибок, может растекаться по всей Чечне или за её пределы, не теряя этно-идентичности и приверженности к национальному лидеру (если конечно человека не принуждает к вражде с этим лидером кровная месть).
И для члена тайпа, и по большому счету для чечена где его сильный лидер - там и Отчизна.

Поэтому тайп привязан к патрилнейной структуре идентификаций - истории предков по отцовсой линии, что он не патрилокален.
Это означает, к примеру, что хотя тайп Гуной сформировался не в Нохче, но в нем сохраняется память о том, что основатель этого тайпа Гундал сам произошел из Нохчи.

Дмитриев   24.07.2021 14:52     Заявить о нарушении
Согласен с тем, что тайп -- территориальное или профессиональное образование. Об этом свидетельствуют тайповые названия, абсолютное большинство которых составлены по ландшафтным или производственным признакам. У Энгельса в "Происхождении семьи, частной собственности и государства" приводятся сведения о том, что греческий (афинский) и римский род -- искусственные образования, появившиеся в результате уничтожения царской власти. Такие же свидетельства о генезисе картвельского рода приводит и акад. Джавахишвили. То есть, имеются основания полагать, что в некоторых регионах мира произошел демонтаж государства с последующим конструированием родоплеменного социума, живущего в военной демократии. В лице чеченского тайпа мы, судя по всему, имеем дело с такой же искусственной социальной конструкцией.

Хасан Бакаев   24.07.2021 23:09   Заявить о нарушении
В формировании родовой и родо-племенной структуры общества всё гармонично, естественно, и нет ничего искусственного. Это же прямо относится и к созданию государств. Кем? Государство-образующими синетическими этносам, которые при этом формировались и сами.

Ф. Энгельс, как и К. Маркс, исходил из ложной идеи панэкономизма и соответствующей модели классового строения общества (класс же есть образование чисто професиональное)
И поэтому задача Энгельса заключалась в том, чтобы показать, что этнический структуры являются по отношению к классам общества и государства вторичными.

Это концепция антиисторическая и антинаучная. Для того, чтобы в фазе кризиса государству распадаться на отдельные родовые лидии (как при кризисе родовой монархии, которая в Афинах уступила место полисной демократии) государство сначала должно быть создано.

А создаётся госудларство усилиями того государство-образующего этноса, который при этом диалектически соединяет свои этнические структуры: оседлые народы, основанные на родовых ячейках и кочевые племена (нации), которые становятся оседлыми, в родо-племенные структуры.
На них и только них базируется позднее сослвно-монархическая форма культуры общества и государства, чтобы затем смениться социально-сословной. Так происходило и в Риме, и в Афинах.

Если молекула воды распадаетмся на атомы кислороджа и водорода, это не значит, что вода "порождает" кислород и водород.

Дмитриев   28.07.2021 17:33   Заявить о нарушении