Мэтр пугающего нуара

15 июля 2021 года у одного из самых популярных французских мастеров остросюжетного детектива Жана-Кристофа Гранже – юбилей. Ему исполнится 60 лет. И это послужило поводом для нас поговорить как о творчестве писателя, так и об его увлекательной биографии. Уже стало клише называть Гранже «французским Стивеном Кингом», хотя, на мой взгляд, это не совсем так. В отличие от своего американского коллеги по цеху, Жан-Кристоф не так мистичен, его писательский талант позволяет придать самым невероятным сюжетам некий флер реалистичности. Он настолько тщательно прорабатывает детали и глубоко погружается в тему, что после прочтения ставших уже знаменитыми «Багровых рек», «Братства камня» или «Империи волков» так и хочется кинуться к компьютеру и искать в ленте новостей пропущенные события: серийные убийства во Французских Альпах, находки загадочных артефактов в Сибири или террористические акты боевиков турецкой подпольной организации «Бозгурт». Мне кажется, что это напрямую связано с журналистским прошлым Гранже, писателя, задача творчества которого – «придумать сюжет, который так впишется в реальность, что читатель спросит себя, как эта новость от него ускользнула».

Высшее образование Гранже получил в Сорбонне, защитив магистерский диплом по творчеству Гюстава Флобера. Затем он недолгое время работал копирайтером в рекламном агентстве. В 1989 году в возрасте 28 лет стал известным международным корреспондентом, работавшим для таких журналов, как Paris Match, Sunday Times и National Geographic. Будучи репортером, Жан-Кристоф объездил практически весь мир – от Африки до Северного полюса. Позже будущий мэтр французского нуара основал собственное журналистское агентство, побывал во многих горячих точках и получил две главные награды в мире журналистики: премию Рейтер (1991) и премию World Press (1992).

Именно журналистские материалы становились основой первых романов писателя: репортаж 1991 года о миграции птиц через три года превратился в роман  «Полет аистов» о контрабанде бриллиантов, расследование 1993 года «Дети мафии» стало «Империей волков» . Гранже и дальше использовал свои журналистские навыки для сбора фактуры, поэтому его детективы современны и перекликаются со злободневной повесткой.

Некоторые его сюжеты и вовсе становятся пророческими. Новость об убийстве российского журналиста Орхана Джемаля кажется продолжением дилогии  «Лонтано» и «Конго. Реквием» о деле Человека-гвоздя в конголезских джунглях. Роман «Земля мертвых» крайне детализированно показывает изнанку подпольной контрабанды жесткого порно, о которой официальные СМИ предпочитают молчать из страха или недостаточности улик.

Жан-Кристоф Гранже вообще зарекомендовал себя знатоком самых мрачных закоулков человеческого сознания. Вероятно, писатель таким образом изживает собственные психологические травмы: в одном из интервью он обмолвился, что не просто рос без отца, а даже не виделся с ним. Мама и бабушка считали это опасным из-за отцовских приступов безумия. Хотя в разговорах с журналистами Гранже обычно отрицает, что обращался к психоаналитикам или психотерапевтам за консультациями – и как пациент, и как писатель. Но темой он владеет отменно. Не случайно критики отмечают, что «в книгах Гранже больны все, по обе стороны баррикад».

Хитроумные многомерные лабиринты, динамизм и напряженность действия делает детективы Жан-Кристофа привлекательными для экранизации. За 20 лет, прошедших после успешной киноверсии «Багровых рек» 2000 года, где Жан Рено в роли Пьера Ньемена расследовал убийство профессора во Французских Альпах, практически все романы Гранже получили экранное воплощение. Чаще всего писатель сам адаптирует свои триллеры для кино и сериалов. Преданной любви киноиндустрии к детективам Гранже вообще и к «Багровым рекам» в частности мы обязаны появлением «Последней охоты». После успешного превращения «Багровых рек» в сериал в 2018 году продюсерам потребовался второй сезон – и писателю пришлось придумать Ньеману новое дело и фактически воскресить комиссара. «Я вернулся к первой книге и понял, что Пьер Ньеман мертв. Правда, оставалась лазейка – он плыл по реке. Поэтому я сказал себе, что все мы – и я, и читатели – можем притвориться, что тело все еще движется, выловил Ньемана и вернул его к жизни».

О своем режиме работы писатель рассказывает так: «Встаю рано, в четыре утра, сажусь писать до восьми. Потом перерыв, занимаюсь с детьми, опять сплю, обедаю и пишу до вечера. Можно сказать, что по графику. Сон я разбил на несколько раз в день. Это необходимость, потому что голова должна отдыхать». По словам писателя, он никогда не принимал ни алкоголь, ни наркотики: «Не люблю, когда теряю контроль над ситуацией, над собой».

У Жана-Кристофа четверо детей – два мальчика и две девочки: Луи, Матильда, Ализе и Кейто. Он был женат на журналистке Виржини Люк, которой посвятил свой первый роман «Полёт аистов». Позже был женат на исследовательнице Присцилле Тельмон, которой посвятил роман «Империя волков». Роман же «Кайкен» стал своеобразным подарком новой избраннице, модели и актрисе Лике Минамото. Ализе и Кейто посвящен роман «Лонтано».


Рецензии