Марийские и мансийские сказки

     Не только у манси нельзя было летом рассказывать сказки. Марийцы тоже слушали и рассказывали сказки только зимой. Рассказывали, например, о великане - онаре, что жил в давние-давние времена на той земле, где сейчас живут марийцы. Идет, бывало, он по лесу, так столетние ели ему по колено, а когда запрягал он свою лошадь в повозку, то дугой ему служила семицветная радуга. По соседству с онаром по обе стороны Каменных гор жили обычные люди, которые землю пахали, охотились и ловили рыбу. Почти в каждой сказке говорится про лес. В одежде были вышивки, в узоре которых - очертания листьев, веточек и зверей. А марийки в своей праздничной национальной одежде подражали березе: носили зеленый платок как ее зеленая листва, белый кафтан - как ее белый ствол, черные онучи - как ее черный комель...  Не рассказывали сказок весной, летом и осенью потому, чтобы не отвлекать людей от работы. 
     К природе марийцы относились бережно и свято. С глубокой древности знали и приметы. Так, плохой приметой была встреча с коршуном, считалось - не к добру: с кем-то из родных могла случиться беда. В лесу примечали все деревья по цвету: черные липы, белые березы, желтые сосны, зеленые веточки... Цвету придавали большое значение, так как считалось, что белые боги - божества добра, удачи и счастья, а черные - несчастья и беды.   
     Марийцы, как и древние манси, жили вместе с чувашами и мордвой. Мордва жила в лесных избушках - «зимницах». От них марийцы слышали сказки о хозяйке леса Виряве. Водяного звали Дячка Най - Най. Это было страшное и злое существо, вредящее людям. У манси богиня ночи называлась Эт-най. Злой ведьмой была и Сыра - Варда. Но всем помогал Питамбар - хранитель счастья древних чувашей. Далеко-далеко в лесу было слышно шамову. Это  простая дощечка, но если по ней ударять деревянным молоточком, то получается четкий отрывистый звук, которым можно сопровождать плясовой наигрыш. Не отсюда ли пошло название «шаман»? Не ударяли ли первые шаманы в шамову, начиная свой пляс и камлание?
     А женщины всегда носили с собой колокольчики, которые подвешивались как украшение к праздничному костюму. Начнут женщины плясать - колокольчики позванивают. Недаром говорили: «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь». Манси же одну из звезд назвали «Платок с бубенчиками на четырех его углах женщины Мосьнэ» (Мосьнэ силын самп тор). Это все еще с тех времен, когда люди Пор и Мось жили  где-то на среднем, южном Урале или Приуралье; когда жили они в землянках, так как  Мосьнэ, по преданию, легко забиралась на крышу дома Порнэ. А дымоход в их доме назывался «Сурум сунт», который мог быть только у землянки или легкого летнего домика из бересты. Порнэ считается дочерью бога, а Мосьнэ - сестрой Мир суснэ хума - защитника всех людей. Его еще называют Лувын хум - «Человеком на коне», Эква пыгрись, Отыр (богом - богатырем).  Священным местом Мир суснэ хума считается Белогорье. Он, по преданию, белокурый, сильный и мудрый. Со всеми ладил, оберегая людей от бед, и контактировал с русскими.
     Древние  мокшане и эрзяне ходили по лесу с кайгой - деревянной коробкой, на которой натянуты три волосяных струны. Играли рутиком с натянутым на нем прочным конским волосом.
     Звуки, как цвета украшений, казались людям светлыми и темными, густыми или прозрачными. А иногда - красными, синими или белыми. Звуками, как узорами, рассказывали про море и лес, прошлое и будущее, радость или печаль. В своих песнях и преданиях ханты и манси, мордва и марийцы жаловались лесам, горам и деревьям и просили здоровья, счастья или удачи.
     Девушки старались быть нарядными, а то, как считалось, богини - духи очаруют своей красотой молодых охотников и уведут с собой в лес. Но в то же время старались быть и скромными, чтобы не увел с собой  козлоногий бог Пан. «Пан» по-хантыйски «клюква», что значит «кровавый» и «красный».  Есть и в тюркских словах, например, чулпан - «утренняя звезда» или «планета Венера».  Эти понятия были связаны между собой и их хорошо знали древние марийцы и манси. Недаром в Самарской области (Клявлинский р-н) есть село Чулпан, а ханты говорят: «на востоке взошла Звезда Утренней Зари». Ханты и манси всегда говорили о нижнем севере - западе и о востоке. Они знали и понятие «Мансур» -  «победоносный, победитель». 
     Вот только знали ли они Савитри (солнечную) - древнеиндийскую богиню, покровительницу науки и искусства; дочь Сурьи - бога солнца? Что Сурья озаряла землю солнечным светом и прогоняла тьму, шествуя по небу на своей колеснице. Что отец Сурьи - Дьяус - небо, а мать - Адити...  Злой дракон, асур - полубог Раху, хотел проглотить Сурью. И никто из богов не захотел помочь солнечному богу. Разгневанный Сурья стал грозить, что сожжет весь мир своими лучами. Тогда по воле Брахмы гигантская птица Гаруда взлетела на небо и доставила на колесницу Сурьи своего брата Аруну, который закрыл собой мир от губительных лучей солнца...  Сурья, Сура, Ра - бог солнца, человек с головой сокола. Позднее - бог - творец мира.
     Знали ли древние манси, у которых «пангк» - голова и мордва, у которых «панга» - название женского головного убора, про древнекитайскую Паньгу - прародительницу человечества? Что Паньга появился на свет в первоначальном космическом яйце, расколов его на две половины и образовав из верхней половины небо, а из нижней - землю. Что после смерти Паньгу отдельные части его тела стали различными природными стихиями и явлениями, а обитавшие на теле насекомые превратились в людей... Может, и знали или что-то слышали. Да и не родственники ли марийцев и манси живут  в горах на юге Индии? Например, народ тода. Ведь тода поклоняются тем же богам, что и современные манси.
     В мифах и легендах таится история. Биасы (бианты) - это герои. Биант был братом прорицателя Мелампа. А Меламп умел разговаривать со всеми животными на их языке. Горы (оры) - богини. Бор - «рожденный», сын бога Бури. Гипербореи жили на крайнем севере, их любил Апполон. Этот народ, испытав все наслаждения жизни много раз, бросался в море, чтобы таким образом уйти из жизни... А в жизни они пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах. Вспомним, что манси умершему человеку проводят по лицу четыре (пять) кругов против движения солнца - изображая «обратный ход солнца, конец времени и жизни».
     Считается, что со дня смерти человек живет обратной жизнью и переживает все события, какие были с ним при жизни. Проделывает все дороги и пути, по которым когда-то ходил. На умершего поперек кладут срезанные с родственников волосы, разделенные на четыре (пять) пучков. С помощью своих и отрезанных от родных волос душа покойного должна добраться через горы и леса, преодолев теплое море, до другого его берега. Если же не хватит волос и ниток, которые тоже кладут в гроб, душа умершего погибнет в море.
     Для гроба манси берут готовую лодку - калданку, срезают носовую и кормовую части, а середину оставляют длиной в рост покойного. Из срезанных частей лодки заделывают концы гроба и изготовляют плоскую крышку ему. Гроб из лодки делают именно потому, что считается, будто она будет необходима покойному. На могилке хранят и весло. Душу, которая отправляется в теплые края после смерти, манси называют уртэ.
     Сказки, легенды и предания со временем изменялись, но основное в них все-таки сохранялось. Как сохранялась вера в духов (хозяев), культ березы или сосны, как поверья насчет чудесных камней, производящих погоду. Эти камни шаманы искали в горах, во внутренностях карася и лося и даже в деревьях, куда они будто бы падали прямо с неба. Люди издавна считали, что с помощью этих камней шаманы могут напускать дождь, стужу и снег. Недаром передавали из уст в уста и «сказ» про «камень, который бросили» величиной больше воза с санями, по цвету багровый. Этот «небесный камень» также считали священным.
     Прошлое манси и марийцев - в фольклоре, в преданиях и сказаниях, в героическом эпосе о славных предках, в их обрядах и обычаях. И это - их общая история, которую необходимо сохранять для потомков. И надо рассматривать как по отдельным регионам, так и совместно, чтобы  уловить и отразить сходство культуры как людей одного региона, так и соседствующих, а также отдаленных этнических групп. Только тогда можно будет изучить историю народов манси и марийцев и пути их миграции.

   
     * Евстигнеева С. Марийские и мансийские сказки // Югра. -  1999. – N 13 . -  С. 46 - 47.


Рецензии